Никулина
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные помощники полиции» для детей 12–18 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр дополнительного образования «Радуга»
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ:
методического совета директор МБОУ ЦДО «Радуга»
протокол от ___ Л. В. Черноусова
«__»___20__ №__ «___»___20___
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юные помощники полиции»
объединения «Юные помощники полиции»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст детей : 12 -18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Юные помощники полиции“ для детей 12–18 лет» размещена в разделах
- Полиция. Знакомство с профессией
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Никулина Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Белый Яр,
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Актуальность
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание обучения
III. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Рабочая программа (КТП)
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы :
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные помощники полиции» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью дополнительного образования. Программа составлена с учетом ряда нормативных документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
• СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
• Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
• Уставом МБОУ ЦДО «Радуга»;
• Образовательной программой МБОУ ЦДО «Радуга»;
• А так же с учетом особенностей нового учебного года (государственные и национальные праздники Российской Федерации, памятные даты и события российской истории и культуры, тематические выставки).
Направленность программы дополнительного образования – социально-гуманитарная.
Программа модифицированная. Учебный курс спроектирован на основе изучения педагогического опыта педагогов дополнительного образования социально-гуманитарной направленности, с использованием материалов из литературы по данному направлению, а также на основе личного педагогического опыта с учетом потребностей детей и имеющихся возможностей Центра. За основу взята авторская программа по социально-гуманитарной направленности «Юные помощники полиции» Филиппов В. С., 2020 г.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальны вопросы: защиты прав граждан, интересы общества и государства. Безопасность человека одна из самых важных и основных проблем нашего времени. Поэтому важно начать с раннего возраста объяснять учащимся, какие существуют права, кто спасает и помогает всем людям решать трудные вопросы, находить выход из любой ситуации, важность функции поддержания порядка в стране, охраны собственности, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц.
Цель программы : формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного сознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование у обучающихся профессионального самоопределения, интереса к работе в Органах Внутренних дел.
Задачи:
• Знакомить обучающихся с основными нормами уголовного и административного законодательства
• Проводить профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде.
• Формировать у учащихся знаний по правовой культуре, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
• Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав другого, способность к нравственному саморазвитию.
• Воспитывать чувства честности, справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим.
• Расширение возможностей учащихся в профессиональном самоопределении, формирование интереса к работе в ОВД.
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать:
• основные нормы уголовного и административного законодательства;
• правовую культуру, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
• нормативные документы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов РФ;
• нормативные документы, регламентирующих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних за преступления и административные правонарушения;
• о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством;
• допрофессиональная подготовка обучающихся с ориентацией на профессию сотрудника ОВД.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
• проводить профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде;
• применять на практике законы и иные нормативные правовые акты;
• правильно квалифицировать факты и обстоятельства правонарушения, определять меры ответственности;
• вести правовую пропаганду среди своих ровесников;
• пресекать противоправные действия среди учащихся;
• делать осознанный выбор в определении будущей профессии.
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
• текущий контроль - осуществляется в ходе учебных занятий по прохождению тем, разделов, позволяет своевременно выявить пробелы и оказать помощь обучающимся в усвоении программного материала.
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает :
• наблюдение — при выполнении практических работ учащимися;
• устный опрос — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала на отдельных этапах усвоения образовательной программы.
Возраст обучающихся, которым адресована программа : 12-18 лет.
Возрастные особенности. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни. Школьные годы - это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, очно-заочная. Очная, согласно закону Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). При реализации программного материала возможна дистанционная форма обучения в случае болезни обучающихся или карантина. Через интернет ресурсы (электронная почта, Whats App, Vaiber) обучающимся отправляются задания по темам в соответствии с рабочей программой.
Объем программы
Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2х45 мин, перемена 10 минут.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала, а так же при необходимости допускается внесение изменений в рабочую программу и проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Тема занятия Количество часов Форма контроля
Всего Теор. Практ.
1. Вводный блок 28 14 14 Устный опрос
2. Что такое Конституция? 16 8 8 Устный опрос
3. Проблема сохранения и укрепления здоровья. 2 1 1 Устный опрос
4. Право на медицинское обследование. 4 2 2 Устный опрос
5. Права и возможности получения образования. 20 10 10 Устный опрос
6. Подведение итогов. 2 1 1 Устный опрос
Итого 72 36 36
Содержание обучения.
1. Вводный блок – 28 ч.
Теория: Вводное занятие. Изучение общепринятых полицейских аббревиатур. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей. Уголовная ответственность. Административная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних.
Практика: Права и обязанности несовершеннолетних. Каковы права ребенка в семье? Обязанности несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних. Что такое гражданство? Что такое «закон» и «мораль»? Может ли человек, не имеющий прав называться человеком?
Формы контроля: Устный опрос. Подведение итогов.
2. Что такое Конституция? – 16 ч.
Теория: Изучение общепринятых полицейских аббревиатур. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей. Уголовная ответственность. Административная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Права и обязанности несовершеннолетних. Каковы права ребенка в семье? Обязанности несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних.
Практика: Что такое гражданство? Что такое «закон» и «мораль»? Может ли человек, не имеющий прав называться человеком? Что такое Конституция? Кто в нашей стране является главой государства? Кто избирает Президента? Обязано ли государство защищать права граждан? Детские организации в России. Вера в Бога. Обязанность или желание? Проблемы с трудоустройством. Право на труд. Безработный. Квалифицированная помощь при этом. Проблема сохранения и укрепления здоровья.
Формы контроля: Устный опрос.
3. Проблема сохранения и укрепления здоровья – 2 ч.
Теория: Право на медицинское обследование. Медицинский полис. Право на медицинскую помощь.
Практика: Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Формы контроля: устный опрос.
4. Право на медицинское обследование. - 4 ч.
Теория: Статья 65. Медицинское освидетельствование.
Практика: применение в деле.
Формы контроля: Наблюдение, устный опрос.
5. Права и возможности получения образования. – 20 ч.
Теория: Право на образование. Аттестационное занятие. Права детей. Ответственность за нарушения прав детей. Человек и гражданин. Право и закон. Право на мораль. Политика и власть. Обеспечение прав человека. Семья. Её функции. Каждый имеет право на образование.
Практика: применение в деле.
Формы контроля: Наблюдение, устный опрос, тест.
6. Подведение итогов – 2 ч.
Теория: Обеспечение прав человека.
Практика: Подведение итогов по прохождению программы. Оценка деятельности объединения в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Формы контроля: Устный опрос.
III КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность Социально-гуманитарная
Форма освоения Очная, очно-заочная, дистанционная
Количество обучающихся 15 человек
Возраст обучающихся 12-18 лет
Начало учебного года 01.09.2021
Окончание учебного года 25.05.2022
Продолжительность учебного года 36 недель
Количество часов в год 72 часа
Режим работы объединения В соответствии с расписанием на текущий учебный год
Продолжительность занятия 45 минут
Количество занятий в неделю 1 раз по 2 часа
Аттестационные занятия Ноябрь-декабрь, апрель-май
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Рабочая программа (КТП)
№ п / п Дата Дата Название разделов и тем Количество часов Форма контроля
По плану По факту всего теор прак
1 Вводный блок
Изучение общепринятых полицейских аббревиатур 2 1 1 Устный опрос, тест. Пр. 1
2 Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей. 2 1 1 Устный опрос.
3 Уголовная ответственность. 2 1 1 Устный опрос.
4 Административная ответственность. 2 1 1 Устный опрос.
5 Гражданско-правовая ответственность. 2 1 1 Устный опрос. Тест.
Пр. 2
6 Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Права и обязанности несовершеннолетних. Обязанности несовершеннолетних. 2 1 1 Устный опрос, тест
Пр. 3
7 Каковы права ребенка в семье? Ответственность несовершеннолетних. 2 1 1 Устный опрос
8 Что такое гражданство? Что такое «закон» и «мораль»? Может ли человек, не имеющий прав называться человеком? 2 1 1 Устный опрос
9 Что такое Конституция? Изучение общепринятых полицейских аббревиатур. 2 1 1 Устный опрос
10 Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей. Уголовная ответственность. 2 1 1 Устный опрос
11 Административная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. 2 1 1 Устный опрос
12 Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. 2 1 1 Устный опрос
13 Права и обязанности несовершеннолетних. Каковы права ребенка в семье? 2 1 1 Устный опрос
14 Обязанности несовершеннолетних.
Ответственность несовершеннолетних. 2 1 1 Устный опрос
15 Что такое гражданство? Что такое «закон» и «мораль»? 2 1 1 Устный опрос
16 Может ли человек, не имеющий прав называться человеком? 2 1 1 Устный опрос
17 Что такое Конституция? Кто в нашей стране является главой государства? 2 1 1 Устный опрос
18 Кто избирает Президента? 2 1 1 Устный опрос
19 Обязано ли государство защищать права граждан? 2 1 1 Устный опрос
20 Детские организации в России. Вера в Бога. 2 1 1 Устный опрос
21 Обязанность или желание? Проблемы с трудоустройством. 2 1 1 Устный опрос
22 Право на труд. Безработный. 2 1 1 Устный опрос
23 Квалифицированная помощь при этом. Проблема сохранения и укрепления здоровья. 2 1 1 Устный опрос
24 Проблема сохранения и укрепления здоровья 2 1 1 Устный опрос
25 Право на медицинское обследование.
Право на образование. 2 1 1 Устный опрос
26 Права и возможности получения образования. Право на образование. 2 1 1 Устный опрос
27 Права детей. 2 1 1 Устный опрос, тест.
Пр. 4
28 Ответственность за нарушения прав детей. 2 1 1 Устный опрос
29 Человек и гражданин. 2 1 1 Устный опрос
30 Право и закон. 2 1 1 Устный опрос
31 Право на мораль. 2 1 1 Устный опрос
32 Политика и власть. 2 1 1 Устный опрос, тест. Пр. 5
33 Обеспечение прав человека.
2 1 1 Устный опрос
34 Семья. Её функции. 2 1 1 Наблюдение, устный опрос
35 Каждый имеет право на образование. 2 1 1 Устный опрос
36 Подведение итогов – 2 ч. Подведение итогов по прохождению программы. Оценка деятельности объединения в целом и каждого обучающегося в отдельности. 2 1 1 Устный опрос
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение). Наглядные (показ фото и видеоматериалов, видеофильмов, наблюдение); практические (строевая подготовка).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей : объяснительно-иллюстративный
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях : фронтальный, индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в спортзале, на стадионе, учебном кабинете.
Средства, необходимые для реализации программы :
Учебно-методические: наглядные пособия, интернет ресурсы
Концепция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран проектора, ноутбук, интернет, учебные столы, учебные стулья, доска.
Оборудование: учебный кабинет, спортзал.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной образовательной программы может осуществлять педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области изучения основ права, строевой подготовки.
Участники объединения сотрудничают с преподавателями истории, ОБЖ, физкультуры, с руководителями музея, с сельской библиотекой, с районным Советом ветеранов, избирательной комиссией Алтайского района. Формы организации занятий: занятие-практикум, лекция, дискуссия.
Формы аттестации
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, а также промежуточная аттестация за учебный год – проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.
Аттестация проводится в форме:
Устный опрос - проводится с целью обстоятельного выявления образовательного, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения образовательной программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме, например – опрос, тест.
Наблюдение - осуществляется при выполнении практических работ учащимися для оценки знаний, практических умений и навыков, качества выполнения работы в конце занятия или пройденной темы
Список литературы
1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова. - Волгоград: учитель, 2007.-111с.
2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт. -сост. В. Е. Амелина. –М. : Глобус, 2006.- 264 с. - (классное руководство).
3.“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с. - (Безопасность на улицах и дорогах)
4. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М. : ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с. - (Безопасность на улицах и дорогах).
5. Материалы газеты «Добрая дорога детства».