МААМ-картинки

Программа «Зоркий взгляд» Коррекция и восстановление зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией. (7 фото)

ЛЮДМИЛА УЛЬЯНИЧ
Программа «Зоркий взгляд» Коррекция и восстановление зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Косоглазие и амблиопия являются наиболее распространенными глазными заболеваниями у детей. Возникают они, как правило, в возрасте 2-х – 4-хлет, имеют функциональный характер и при условии раннего выявления в большинстве слечаев устраняются.

Статистика моей работы в РЦ «Егорка» подтверждает эти данные.

За последние пять лет в нашем центре были оказаны услуги детям, имеющим нарушения зрения в колличестве 87 человек. Из них дети с косоглазием и амблиопией составляют 55%

Публикация «Программа „Зоркий взгляд“ Коррекция и восстановление зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией,» размещена в разделах

Поэтому, сама ситуация подтолкнула на создание данной порциальной программы, которая базируется на основе коррекционно- развивающей программы «Здоровые глазки», аппробированной и адоптированной в центре «Егорка».

Основой порциальной программы «Зоркий взгляд» является взаимосвязь реабиоитационного курса с этапом восстановления глазных патологий. т. е. после определенных услуг, которые дети получают в клиниках, ребенку необходим реабилитационный курс на основе полученных рекомендаций.

Дети проходят лечение в различных клиниках: Егорьевск, Москва, Коломна, Орехово-Зуево, Шатура. Каждый приходит на реабилтацию со своими рекомендациями, будь то основное глазное заболевание, как косоглазие и амблиопия, или вторичные отклонения в развитии.

Программа реабилитации и восстановления зрительных функций «Зоркий взгляд», которую я представляю включает три длительных этапа:

1-этап. Направлен на повышение остроты зрения,

Основная цель данного периода это:

1. Проводить работу по стимуляции, активизации, упражнению амблиопичного глаза в соответствии с требованиями лечебно-восстановительного процесса.

2. Способствовать повышению остроты зрения амблиопичного глаза, используя различные тифлосредства и пособия;

2-этап. Устранение косоглазия;

Основная цель-

1. Способствовать развитию глазодвигательных функций : прослеживание,отведение, сведение, расслабление, фиксация. 2. Добиваться укрепления глазной мышцы

3-этап. Формирование бинокулярного зрения.

Основная цель-

1. Восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз,

2. Добиться умения видеть изображение двумя глазами.

Эти этапы цикличны и взаимосвязаны.

Ребенку косоглазие исправляется при определенной остроте зрения, поэтому весь реабилитационный курс на первом этапе направлен на повышение остроты зрения, используя различные тифлосредства, пособия, кп, комплексы игр и упражнений, зрительных гимнастик и таблиц, с обязательным учетом зрительных нагрузок. Т. е. В программе заложена система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение остроты зрения амблиопичного глаза.

Соответственно работа по формированию бинокулярного зрения т. е. умения видеть двумя глазами происходит после коррекции угла косоглазия, будь то оперативное вмешательство либо использование аппаратов и кп технологий.

Все сведения о том, на каком этапе лечения находится ребенок мы получаем из рекомендаций врачей.

Работа по данной программе строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулированный процесс управления всем ходом психофизического развития на основе стимуляции потенциальных возможностей детей.

Одним из наиболее сложных периодов на первом этапе реабилитационного курса является тот момент, когда глаз ребенка находится в состоянии оккюзии.

Эмоционально и психологически ребенку тяжело принять такое положение.

Данная программа предусматривает ряд мероприятий, которые позволяют ребенку легче адоптироваться в окружающем мире, когда один глаз закрыт, а хуже видящий должен интенсивно работать. Продумывается график окклюзии, определяется время, используются игровые ситуации, партнерство, общее психологическое состояние.

Для каждого этапа программы разработаны комплексы занятий,включающие зрительные гимнастики, дидактические игры и упражнения, использование зрительных тренажеров, компьютерных технологий, такблиц, которые учитывают период восстановления,возрастные особенности, уровень нервно-психического развития, индивидуальные особенности.

В основу занятий положены методики зрительных нагрузок, разработанные Л. И. Плаксиной (профессором, кандидатом пед. наук) и Л. Г. Григорян (врачом-офтальмологом,кандидатом мед. наук).Момент, на котором, я бы хотела остановиться –это занятия на компьютере.

Комплексы интегрированных занятий, которые реализует программа, предусматривает использование компьютерных технологий.

В данном случае занятия на компьютере не вредят, а помогают в развитии зрительных функций. Четкая временная дозировка, смена деятельности,своевременное проведение зрительных гимнастик, организация рабочего места необходимые условия в работе на компьютере.

Для каждого периода реабилитации в программе предусмотрены определеные технологии:

На первом этапе для стимуляции и активизации амблиопичного глаза широко используем КП: «Тир», «Погоня», «Тренажер»;

На втором этапе незаменима программа «АЙК!» с рядом упражнений на слияние и совмещение, направленых на уменьшение угла косоглазия.

Решать задачи третьего этапа по формирование стереоскопического зрения помогает КП «Контур».

Также все занятия на компьютере проводятся в ракурсе развивающего направления.

И еще важный аспект:

Программа «Зоркикий взгляд» имеет двухстороннее напрвление:

1. Реабилитация, и восстановление зрительных функций в зависимости от этапа лечения;

2. Подготовка детей к аппаратному восстановлению.

Почему возникла необходимость развивать данное направление. Часто наши дети проходят обследование в клиниках. Зачастую результат зависит от того насколько ребенок готов к апппарату.

Поэтому предварительная работа необходима. Например, успешное использование цветотеста возможно только тогда, когда дети:

1. умеют считать до 5;

2. различают и называют цвета: зеленый, красный, желтый и их оттенки;

3. умеют называть и определять круглую форму предметов;

4. умеют определять положение предметов на плоскости;

5. словесно обозначать его словами «справа», «слева», «вверху», «внизу» и т. д.

Программа «Зоркий взгляд» предусматривает специальные упржнения, проводимые с целью подготовки к цветотесту.

Также при подготовки детей к занятиям на приборах по исправлению косоглазия предварительно знакомим с контурными и силуэтными изображениями.

Данная программа разработана с учетом рекомендаций специалистов, авторских медодик Е. Н Подколзиной, Л. И. Плаксиной, Л. А. Григорян, личного многолетнего опыта работы с детьми, имеющими нарушения зрения, включает в себя приложение – это комплексы зрительных гимнастик с использованием художественного слова, которые были составлены и опубликованы в пособии «Послушные глазки».

Итак, данная программа, является результатом многолетнего опыта работы, на мой взгляд понятна и выполнима, она определяет четкую концепцию развития каждого этапа и всего реабилитационного курса по восстановлению и коррекции зрительных функций детей, имеющих проблемы с косоглазием.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Курс реабилитационных мероприятий, направленный на повышение остроты зрения детей, имеющих косоглазие.

ЦЕЛЬ :

1. Осуществлять работу по стимуляции, активизации, упражнению амблиопичного глаза в соответствии с требованиями лечебно-восстановительного процесса.

2. Способствовать повышению остроты зрения амблиопичного глаза

ЗАДАЧИ:

1. Учить дифференцировать предметы по величине, цвету, форме, размеру;

2. Уметь определять название знакомых предметов, их изображений, расроложенных на возможно далеком расстоянии, постепенно приближаясь до того расстояния, с которого можно четко видеть рассматриваемый объект.

3. Учить использовать электроосветительные приборы, табло КП программы для зрительной стимуляции.

4. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,замечать форму, цвет, величину, формировать действия с предметами;

5. Воспитать интерес к проведению зрительных гимнастик, использованию таблиц.

6. Воспитывать культуру ношения очков, соблюдать гигиену зрения;

7. Адоптировать ребенка к окклюзии, учитывая психологические особенности поведения ребенка в данный период реабилитации.

Программа «Зоркий взгляд» Коррекция и восстановление зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией.
Фото «Зоркий взгляд»
Программа  Коррекция и восстановление зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией. - фото

ВТОРОЙ ЭТАП

Курс реабилитационных мероприятий, направленный на устранение косоглазия.

ЦЕЛИ:

1. Способствовать развитию глазодвигательных функций : прослеживание,отведение, сведение, расслабление, фиксация.

ЗАДАЧИ:

1. Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные фенкции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания;

2. Учить отводить глаза вправо, влево не поварачивая головы из исходных положений стоя, сидя;

3. Уметь поднимать глаза вверх, не поднимая головы, опускать вниз;

4. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам;

5. Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, компоциции ориентируясь на плоскости.

6. Различать, выделять и сравнивать величину предметов, зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения, находить большие и маленькие предметы;

7. Прослеживать взором движение предмета от одного объекта к другому на микроплоскости с использованием зрительных тренажеров;

8. Учить работать на компьютере, используя программы по коррекции косоглазия;

9. Воспитывать интерес к проведению зрительных гимнастик

Фото №1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Косоглазие и амблиопия являются наиболее распространенными глазными заболеваниями у детей Фото №2 Возникают они как правило в возрасте х хлет имеют функциональный характер и при условии раннего выявления в большинстве слечаев устраняются

ТРЕТИЙ ЭТАП

Курс реабилитационных мероприятий, направленных навыработку бинокулярного зрения

ЦЕЛИ:

1. Восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз.

2. Добиться умения видеть изображение двумя глазами;

ЗАДАЧИ:

1Развивать умение определять плановую перспективу;

2. Учить чтению иллюстрации, пониманию заслоненности, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома)

4. Учить детей понимать изображение перспективы в рисунке;

5. Уметь находить по заданию пространственные направления от себя: справа, слева,впереди,сзади, вверху, внизу;

6. Учить различать, сравнивать, и называть предметы и с изображением на картинке, уметь последовательно выделять основные признаки;

7. Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и конторнуму изображению (к цветному, силуэтному, затем контурному изображению);

8. Развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно предметы, картинки, выделять главные признаки.

9. Учить пользоваться оптическими средствами при рассматривании предметов;

10. Уметь работать с КП программами по формированию биноклярного зрения

Фото №3 Статистика моей работы в РЦ Егорка подтверждает эти данные Фото №4 За последние пять лет в нашем центре были оказаны услуги детям имеющим нарушения зрения в колличестве человек

Ребенок, имеющий проблемы косоглазия и амблиопии в определенные периоды, проходит различные этапы лечения. Соответственно, для более успешного процесса восстановления детям необходима реабилитация.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нарушение зрения у детей. Амблиопия: причины, методы лечения» Амблиопия («ленивый глаз») — это понижение зрения, при котором один из двух глаз почти не задействован в зрительном процессе АМБЛИОПИЯ Этот.

Презентация по теме самообразования «Закаливание — один из способов оздоровления детей» Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Зоркий взгляд» Коррекция и восстановление зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией.
Опубликовано: 29 января 2015 в 17:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД