Людмила Аюпова
Программа мини-музея «Никто не забыт и ничто не забыто!»
Программа
Работы музейной выставки
«Никто не забыт и ничто не забыто»
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
Родина, Отечество. … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой. Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей.
Публикация «Программа мини-музея „Никто не забыт и ничто не забыто!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
1.2. Профиль музея: познавательный.
1.3. Цель: сформировать у дошкольников патриотические чувства и представление о героизме, воспитать любовь и уважение к защитникам Родины.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны.
2. Воспитывать уважительное отношение к воинам и ветеранам, желание заботиться о них и сопереживать.
3. Развивать нравственные чувства у детей дошкольного возраста.
4. Воспитывать чувство патриотизма, любви, принадлежности к своей Родине.
5. Пополнять словарь детей понятиями: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
1.4. Участники: воспитанники и родители детского сада.
1.5. Практическая значимость
1.5.1. Общая значимость
Важная особенность организации выставки — возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждая выставка — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках ДОУ, так и за его пределами.
1.5.2. Конкретные образовательные результаты
У детей будут сформированы представления:
- о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне
-интерес к военно-патриотической музыке
-чувство единения и гордости за старшее поколение
-изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.
-совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
2. Содржание работы выставки
-проведение организованной образовательной деятельности для дошкольников;
- посещение выставки сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
-организация экскурсий для детей;
- тематические досуги.
2.1. Подготовительный этап
2.1.2. Определение места расположения музея, сбор экспонатов,
создание каталога
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция выставки располагается в специально отведенном месте, где находятся доступные для детей экспонаты. Также представлены: альбом о военной технике в годы Великой Отечественной Войны, альбом современной военной техники, материалы из серии «Расскажите детям о войне». Экспонатами выставки стали модели, принесенные детьми из дома, макеты военной техники, изготовленные своими руками, фотографии героев ВОВ, документальные фото военных лет. Понравившийся экспонат можно подержать в руках, рассмотреть, поиграть, получить ответ на интересующий вопрос.
2.2. Основной этап
2.2.1. Формы работы с воспитанниками
1. Изучение экспонатов, принесенных детьми для выставки. Беседа по содержанию.
2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».
3. Занятия по художественной литературе «Поэтические строки о войне».
4. Занятия по изобразительной деятельности «Была война».
5. Занятия по художественному труду «Гвоздики для ветеранов».
6. Чтение рассказов и стихов о войне:
22 июня 1941 года (С. Щипачев,
«Прощание» (З. Александрова,
«И снова писем нет из дома»,
«Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев,
«Навек запомни» (М. Исаковский,
«Братские могилы» (В. Высоцкий).
7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники победы», «День Победы».
8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь», «Наши защитники».
9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».
10. Рассматривание альбомов «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.
11. Подготовка встречи с участниками специальной военной операции (разучивание стихов, песен, инсценировки).
2.2.3. Перспективный план реализации образовательных мероприятий
на выставке.
№ Содержание работы Сроки проведения
1. Создание уголка «Свято помним и храним»
Январь
2. Краткие советы для родителей: «Как рассказать детям о войне».
Январь
3. Сбор и подготовка материала для создания «Книги памяти» Январь
Оформление выставки - «Слава защитникам Отечества» Январь
4. Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в ДОУ» Февраль
6. Развлечение "Наши защитники" Февраль
7. Анкетирование для родителей: «Память о ВОВ 1941-1945гг.». Март
8. Экскурсия к стелле, посвященной воинам ВОВ (двор школы № 113, возложение цветов, минута молчания, чтение стихов. Апрель
9. Выставка рисунков «Долгожданный День Победы» Май
2.3. Заключительный этап
- Выставка «Никто не забыт и ничто не забыто» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военные, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).
- Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Выставка детских рисунков «Долгожданный День Победы».
Презентация проекта:
- Посещение детей всех групп выставки «Никто не забыт и ничто не забыто».
- Консультация для педагогов «Музейные выставки в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
- Обмен опытом с коллегами по созданию музейных экспозиций в детском саду.
2.3.2. Перспективы развития выставки:
Выставка «Никто не забыт и ничто не забыто» станет неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На базе выставки или с использованием ее экспонатов можно проводить образовательную деятельность различной направленности. Организация и проведение экскурсий для дошкольников любого возраста.
Литература
1. Акинина Т. М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Акинина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. – М. : УЦ «Перспектива», 2012;
2. Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - СПб. : Детство-Пресс, 2012;
3. Деркунская В., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2013;
4. Рыжова Н. А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями» : лекции, 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010.