Складчикова Татьяна
Психогимнастические упражнения для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастические упражнения для дошкольников
Тема 1. Мой любимый детский сад.
Игра «Канон для малышей»
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
«Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
Публикация «Психогимнастические упражнения для дошкольников» размещена в разделах
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Игра «Ловишки»
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:
«Раз - два - три,
Раз - два - три,
Скорее нас лови!»
Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.
Упражнение «Заколдованный ребенок»
Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.
Упражнение «Два сердитых мальчика»
Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.
Упражнение «Таня-плакса»
Дети водят хоровод, в центре его "Таня- плакса"(обозначенный ребенок, и читают стихотворение:
«Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч».
(А. Барто)
Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, "Таня-плакса" вытирает слезы и улыбается.
Упражнение «Поссорились и помирились»
Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей. Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем изображают помирившихся.
Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.
Упражнение «Робкий ребенок»
Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят.
Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Упражнение «Праздничное настроение»
Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу торжественным маршем и, проходя мимо стоящей у стены группы, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить себя идущими на праздник в нарядных одеждах. Настроение у всех радостное, праздничное.)
Выразительные движения. Идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова приподнята, на лице улыбка.
Тема 2. Игрушки народные и современные.
Игра «Флажок»
Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Упражнение «Отдай!»
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.
Упражнение «Качели»
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения.
1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед – назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Игра «Возьми и передай!»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой – нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
Игра «Насос и мяч»
Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух, произнося звук «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» - выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
Упражнение «Новая кукла»
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Тема 3. Осень. Признаки осени.
Игра «Запомни движения»
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Игра «Осенью»
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим:
«Ветры яблони качают,
Листья с веток облетают.
Листья падают в саду,
я граблями их гребу».
(Интернет – ресурс. https://prostatitusnet.ru/studentu/teoriya/kartoteka-palchikovyh-igr-i-uprazhnenii/)
Игра «Осенний ветер»
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим:
«Ветер воет: «У-у-у,
Листья с веток оборву!»
Ветер листики сдувает,
Их он по двору гоняет.
Я листочки подмету,
Я порядок наведу».
Игра «Дождик»
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим:
«Осень хоть красивая,
Но пора дождливая.
Вроде тучек не было,
А теперь полнеба их».
Тема 4. Ягоды.
Этюд «Ягоды»
Выражение эмоционального и психофизического состояния :
Выразите удовольствие от приятного запаха земляничного варенья.
Передайте свое эмоциональное состояние: едим сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем плодовые деревья, белим стволы деревьев, делаем обрезку, опрыскиваем деревья и т. д.
Изобразите действия цветовода: вскапываем клумбу, разравниваем ее граблями, высаживаем и поливаем цветочную рассаду.
Упражнение «Варим варенье»
Изобразите действия мамы: моем фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпаем их сахаром и помешиваем варенье.
Образные перевоплощения.
Представьте себя маленьким цветочным ростком, тянущимся к солнышку. Палящее солнце высушило землю, и цветы завяли. Дождик полил цветы, и они опять тянутся к солнышку.
«Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет».
(Т. Ткаченко)
Упражнение «В лес за ягодами»
«Раз, два, три, четыре, пять, (Пальцы обеих рук «здороваются».)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательным и средним
пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальцы, начиная с большого.)
3а брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем».
(Считалка).
Упражнение «Вишенка»
«Как о вишенке-малышке
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать,
Вишней короб наполнять.
И ладошки будут тоже
Вишни цвет напоминать».
(А. Богдарин)
Тема 5. Грибы.
Упражнение «Гриб Боровик не в духе»
Педагог читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:
«Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи».
(В. Приходько)
Упражнение «Старый гриб»
Старый гриб вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Упражнение «Раздумье»
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.