Надежда Войнова
Психогимнастика для старших дошкольников «Путешествие к птицам Кольского полуострова»
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастика для старших дошкольников
«Путешествие к птицам Кольского полуострова»
Педагог-психолог МБДОУ № 61
города Апатиты Мурманской области
Цель – улучшение психоэмоциональной атмосферы детского коллектива за счет интеграции психогимнастики и игротерапии.
Задачи:
• Снятие эмоционального напряжения.
Публикация «Психогимнастика для старших дошкольников „Путешествие к птицам Кольского полуострова“» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения птиц.
• Коррекция настроения и отдельных черт характера.
• Развитие эмпатии, общительности, доброты.
• Обучение ауторелаксации.
Оборудование:
мультимедийная система, презентация «Птицы нашего леса»
музыкальное сопровождение «Голоса птиц»
методическое пособие «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е. А. Алябьева, ТЦ Москва – 2009г.
Ход занятия
Разминка. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»
Цель: настроить детей на увлекательное «Путешествие к птицам нашего края»; сосредоточить внимание.
Дети стоят в кругу и выполняют пальчиковую гимнастику на стихотворение Ирины Токмаковой «Десять птичек – стайка».
Пой-ка, подпевай-ка: (хлопки в ладоши)
Десять птичек – стайка. (показать 10 пальчиков и скрестить между собой)
Эта птичка – соловей, (указательный и большой пальцы смыкаются)
Эта птичка – воробей. (сжать кулачки)
Эта птичка – совушка, (средний и безымянный пальцы согнуть к ладони, большой палец придерживает их, а указательный и мизинец согнуты слегка)
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, (соединить большой и указательный,остальные пальцы подняты верх)
Эта птичка – коростель, (Пальцы одной руки зажать другой рукой)
Эта птичка – скворушка, (сделать из пальцев крышу или треугольник)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик. (соединить мизинцы, остальные сомкнуть в кулак)
Эта – стриж. (средний и указательный пальцы расставить, остальные сомкнуты)
Эта – развесёлый чиж. (пальчики играют между собой)
Ну, а эта – злой орлан. (сомкнуть большие пальцы, остальные вместе выпрямить, изображая взмах крыльев)
Птички, птички – по домам! (скрещенные пальцы, выпрямить их то на одной руке, то на другой, сомкнуть пальцы в замок)
I этап – мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также на развитие внимания и памяти.
Этюд «Откуда появляются птицы?» на выражение удовольствия и интереса.
Давайте изобразим маленького птенчика, который в яйце. Там тепло и уютно. Птенчик растет, ему становится тесно в яйце. Яйцо трескается и оттуда появляется птенчик: сначала он вытягивает голову, затем выпрямляет правое крылышко, потом левое крылышко, поднимает левую ножку, праву; встрепенулся, улыбнулся. Ему очень интересно узнать, что она за птица? Выразительные движения: Шея вытянута, любознательный взгляд, туловище слегка наклонено вперед.
Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.
- Птенец хочет узнать кто такие птицы? Поможем ему. Отправляемся в путь. Под музыку идем по кругу вокруг ковра, выполняя разные задания. (звучит первый куплет песни «Кто же такие птички?») Дети идут по кругу, ускоряя шаг; ходьба на носочках; подпрыгивание с взмахом рук.
- Вот мы находимся в лесной чаще. Что же делают разные птицы (демонстрация слайдов птиц Заполярья) :
«Бакланы». Сидящие на берегу бакланы часто принимают своеобразную, свойственную только им позу, когда они просушивают раскрытые крылья. Руки вытянуты в стороны и напряжены. Издают низкие гортанные звуки наподобие "коррр" (напряжение)
«Водоросли качаются в воде» Опустили руки вниз и покачали ими (расслабление)
«Дятел» - это доктор деревьев. Он в лесу стучит по стволу дерева. Руки в замке – это клюв дятла; он твердый и сильный. Выполняем резкие взмахи руками сверху вниз, не наклоняясь. (резко)
«Лебедь» очень красивая и грациозная птица. Она плавно поднимает два крыла и опускает плавно. Плавно поднимите руки вперед-вверх, опустите плавно через стороны вниз. Все любуются красотой и изящностью ее взмахов. (плавно)
«Глухарь». Это крупная лесная птица, отличается грузным телом, сравнительно длинной шеей и хвостом; имеет большие и сильные ноги с крепкими тупыми когтями, приспособленными для разгребания земли и листьев. Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Спину держите прямо. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой. (напряжение)
Глухарь стряхивает с одной ноги листья и землю, потом с другой. Потряхивание одной ногой, потом другой. (расслабление)
«Полярная сова» Развитие внимания, наблюдательности, снятие напряжения. Сова поворачивает голову на 270 градусов, обозревая окрестности, в поисках добычи. Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
Трясогузка желтая – маленькая птичка, у нее длинный хвост, который постоянно покачивает из стороны в сторону, с ярким жёлтым оперением брюшко. Она ловко летают низко над землёй «кажется, что они не летят, а скачут. Бег с отрывистыми поскоками. (отрывистые поскоки)
Этюд «Кукушка» Цель: передать грустное настроение птицы. Выразительные движения: руки опущены вниз, голова слегка наклонена в сторону, брови сдвинуты «домиком», а уголки губ опущены.
У кукушки нет подружки,
Очень грустно жить кукушке.
И в лесу, и на лугу
Слышно грустное: "Ку-ку. " (Николай Грахов)
Повторите, пожалуйста, грустное настроение кукушки перед зеркалом. Как помочь кукушке?
Этюд «Воробьи в луже купаются»
Цель: выражение радости. Дети изображают купающихся воробушек; испытывают чувство удовольствия и радости.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил! (Агния Барто)
Этот храбрый воробей
Всех смелей и веселей!
- Какое у вас сейчас настроение?
II этап – формирование отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.
Этюд «Маленький птенчик»
Цель: выражение заботы и бережного отношения к пернатым; преодоление страха высоты. Пантомима. Инсценировка этюда.
Из гнезда выпал маленький птенчик. Мальчик (девочка) бережно взял его в руки. Птенчик дрожал. Мальчик согрел его в своих ладонях, поднялся по лестнице и положил птенчика в гнездо. Птицы самка и самец обрадовались, что птенца вернули. Птенец проголодался, открыв свой клюв. Мама и папа попеременно приносили птенцу в своих клювиках червячков, личинок. Мальчик остался довольным, что помог птенцу и что вся семья вместе.
III этап – развитие способности природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
«Жила на берегу Баренцева моря смелая и сильная чайка. Она легко парит по небу, по земле передвигается быстро, держа туловище почти горизонтально. Кричит, закидывая голову, птица издает громкий хохочущий звук. Чайка летала около берега и увидела птицу с большим клювом и начала смеяться, показывать пальцем на нее, изображать ее толстый клюв, сплющенный по бокам, дразнится, называя птицу «Тупая – ха-ха-ха! Фу, какие красные лапы! Ха-ха-ха». Дети показывают, как дразнится чайка.
Птица Тупик обиделась, чуть не плачет. Покажите, как обиделась птица. Дети, как вы думаете, можно смеяться над кем-то, унижать и обижать кого-то, если он не похож на других? Что вы скажите Чайке.
Давайте пожалеем птицу Тупик и скажем ему добрые слова. Клюв у него короткий и толстый, похож на пожарный топорик. Своим крепким клювом они вырывают в мерзлом грунте длинные норы, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Птенцы у Тупика очень прожорливые, и родители беспрестанно таскают им небольших рыбок. Тупики хорошо ходят, летают, плавают. От добрых слов птица Тупик важно пошагал, высоко поднимая лапу. Покажите, как красиво и размеренно шагает птица Тупик, высоко поднимая ногу.
IV этап – снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, создание бодрого настроения, формирование желательных способов поведения и черт характера.
Игра «Куропатки и кречет». В лесотундре белые куропатки питаются почками карликовых берёз; они быстро бегают, благодаря покровительственной окраске искусно затаиваются или зарываются под снег, когда на них налетает кречет. У кречета длинные острые крылья; полет быстрый. Голос низкий и грубый «кееек-кееек». На сигнал «Кречет» куропатки убегают от хищной птицы. Когда кречет приближается, куропатки затаиваются, подняв руки над головой, образуя крышу. Кречет может осалить только летающих птиц. Пойманные куропатки садятся на скамейку.
Релаксация. Цель: расслабление и стабилизация эмоционального состояния.
Утро. Светит солнышко. Птицы поют. Хорошо отдохнуть на полянке. Сейчас встали в круг. Сделали глубокий вдох и выдох. Легли на ковер на спину так, чтобы голова находилась в центре, а ноги лежали наружу, получилось солнышко. Прошу закрыть глаза и прислушаться к звукам нашего леса. Дыхание ровное и спокойное. Руки расслаблены, теплые лежат свободно. Ноги расслаблены. Поднимите правую руку к солнышку, опустите. Теперь левую руку. Поднимите правую ногу, опустите. Теперь левую. Дыхание ровное, спокойное. Слушаем и наслаждаемся пением птиц.
- Какое у вас настроение после нашего путешествия к птицам нашего леса?
- Что понравилось больше всего?
Птицы – наши друзья! Они делают наш мир выразительным, ярким, богатым.