Получи документы

Психокоррекция тревожности у дошкольников

Людмила Слепых
Психокоррекция тревожности у дошкольников

Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детских страхов и тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности.

Известно, что страх и тревога, могут являться источниками многих нарушений здоровья в физической и психической сфере. Особенно вредно их действие тогда, когда они возникают в детстве и препятствуют гармоничному развитию и самореализации личности. Страхи, принимая устойчивый и длительный характер, не только лишают ребенка психологического комфорта, радости жизни, но и способствуют возникновению многих психосоматических заболеваний, развитию детских неврозов.

Публикация «Психокоррекция тревожности у дошкольников» размещена в разделах

Проблемой детской тревожности занимались многие зарубежные и отечественные авторы, принадлежащие к разным психологическим школам и направлениям. Этим обусловлено различие в их взглядах на природу страха и тревоги, а также причины их возникновения. В своей работе я придерживаюсь взглядов, развиваемых в отечественной психологии А. И. Захаровым.

Следует отметить, что, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы детских страхов и тревожности, методические вопросы, связанные с коррекцией, в настоящее время разработаны недостаточно.

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т. е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. А тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Детская тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в группе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т. п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность — один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима. Кроме того, доказано, что детская тревожность тесно связана с мотивацией к различным видам деятельности, социометрическим статусом, с успешностью среди сверстников. За последние 10 лет, количество тревожных детей дошкольного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих дошкольников начинает волновать их характер взаимодействия с другими людьми.

Поэтому достаточно актуальной представляется тема психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Целью моей работы является изучение коррекции страхов и тревожности старших дошкольников с использованием метафор.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

проанализировать причины, способы профилактики и преодоления тревожности;

изучить основные принципы психокоррекционной работы;

исследовать методы коррекции тревожности;

изучение коррекции страхов и тревожности у старших дошкольников с использованием метафор.

проанализировать полученные результаты.

В качестве гипотезы мною выдвинуто предположение о том, что метафоры могут стать основой для настроения эффективной коррекционной программы, направленной на преодоление страхов и тревожности у детей.

В своей работе использую методы системного анализа научно-методической литературы по данной проблематике метод формирующего эксперимента, методы статистического анализа результатов. Методологической основой исследования являются «Теория культурно-исторического развития психики человека» Л. С. Выготского, концепция Л. И. Божович о «направленности личности», а также работы Д. Б. Эльконина, Г. И. Щукиной, В. С. Мерлина и других педагогов.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста» Сказкотерапия в коррекции детской тревожности является универсальным, безопасным и интересным методом в работе дошкольниками, так как мы.

«Скоро в школу мы пойдем» — профилактика школьной дезадаптации, снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу мы пойдем»Цели: • расширение социальных представлений детей о школе, знакомство со школьными атрибутами, развитие интереса.

Групповые упражнения с целью снятия тревожности. Групповые упражнения с целью снятия тревожности. «Давай поздороваемся» Играющие по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате, здороваясь.

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности» Ведение. Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности.

Психокоррекция заикания у дошкольников Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, мироощущения. Нарушение речевого механизма.

Психологическая гостиная «Профилактика детской тревожности посредством игр с песком, камешками и водой» Занятия по программе «Чудеса на песке, с песком, водой и камешками» мы проводим с детьми младших групп Цель в организации этих занятий:.

Рекомендации по уменьшению уровня конфликтности, агрессии, тревожности у учащегося 1. Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму. 2. Детям с вербальной агрессией полезно поручать следить за младшими сестрами и.

Релаксационные упражнения для обучения ребёнка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и.

Занятие по коррекции тревожности и страхов (средняя группа) Задачи: • Повышение самооценки ребёнка. • Воспитание чувства уверенности в собственных силах. • Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекция тревожности у дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 21:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД