Лучший педагог года

Психологическая готовность к школе

Лариса Казаку
Психологическая готовность к школе

Педагогам часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом происходит отбор детей в специальные школы, и что такое «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ», о которой так часто говорят психологи и педагоги. Много жалоб на то, что ребенка по какой то причине не взяли в школу или гимназию, хотя он умеет достаточно хорошо и читать и считать. Чтобы у нас не возникло подобных недоразумений, давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе.

Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах

Прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего, МОТИВАЦИОННАЯ, ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ, в которую входит «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ– это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все – и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад. Ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, ранец и тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье).

Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника». Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. Всё это способствует формированию у вашего ребенка «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА», что и является основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ваш ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам и учительнице. Такое состояние будет мешать вашему ребенку, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

А теперь давайте разберемся, что такое ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. ЭТО УБЕЖДЕНИЕ И ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ВАШИХ ОШИБОК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ!

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает ребенку возможность читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Поиграйте с ребенком в игры на развитие памяти и внимания, мышления и воображения, проявив при этом немного фантазии и терпения, и интеллектуальная готовность к школе у него уже сформирована.

А теперь давайте поговорим о ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь пойдет не только об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь принять и понять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы должны развивать такие умения дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности круги, квадраты, треугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог хорошо держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

У ребенка должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить её отдельные детали. Однако, надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на них координацию между собой, то есть на ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ, которая также является одной из составляющих школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные движения глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им даёт глаз. О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать. Вообще любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, особенно по заданному образцу.

И все таки, как дошкольник становится школьником? Казалось бы ответить на этот вопрос просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты! Есть дети, которые обучаясь во втором, даже третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям – взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.

Чтобы проверить, насколько ваш ребенок готов к школьной жизни, предложите ему ответить на следующие вопросы:

Что я знаю о школе? (тест для детей)

1. Как обращаются к учительнице?

2. Как привлечь к себе внимание, когда нужно о чем то спросить?

3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?

4. Что такое урок?

5. Как узнают, что время начинать урок?

6. Что такое перемена?

7. Для чего нужна перемена?

8. Как в школе называют стол, за которым дети пишут?

9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?

10. Что такое отметки?

11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?

12. Что такое школьный дневник?

13. В классе учатся дети одного возраста или разного?

14. Что такое каникулы?

Ответы:

1. По имени-отчеству и на «Вы».

2. Молча поднять руку, чтобы её было видно.

3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти».

4. Это то время, когда дети учатся чему то новому, слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса.

5. Звенит звонок, коридоры пустеют, дети идут в классы.

6. Перемена – это перерыв между уроками.

7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса и отдохнуть.

8. Дети пишут за партой.

9. Учитель пишет на доске.

10. Отметка – это число, которым оценивают успехи – правильно или не правильно, хорошо или плохо ученик выполнил задание.

11. «Единица» - хуже не бывает, «двойка» - плохо, «тройка» - посредственно, «четверка» - хорошо, «пятерка» - отлично.

12. Дневник – это такая тетрадка, где имеются расписания уроков, дети записывают задания на дом, а учитель ставит отметки.

13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста, одного года рождения.

14. Каникулы – это перерыв в учении, после летних каникул дети идут в следующий класс.

Если ребенок ответил правильно на:

11 -14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей;

7-10 вопросов – неплохо, но еще можно поговорить или почитать о школе;

4-6 вопросов – необходимо подробнее поговорить о школьных правилах;

1-3 – Поиграйте в «Школу»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 15:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД