Татьяна Урсуленко
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагога-психолога Урсуленко Т. Ю. на тему:
«Психологическая готовность к школе»
1. Mотивационная готовность – не только пойти в школу, но
учиться, выполнять определённые обязанности.
2. Интеллектуальная готовность – не обязательно уметь читать,
главное – наличие высокого уровня психологического
развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию
внимания, памяти, мышления.
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
3. Волевая готовность – необходима для нормальной адаптации
детей к школьным условиям : выполнять определённые
правила школьного распорядка, уметь слушать и вникать о
чём говорит взрослый.
Главным показателем готовности ребёнка к школе является
его отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно
приспособиться к новым требованиям, если учение даётся ему
относительно легко, если, начав учиться, он не только не потерял
интерес к учению в школе, а наоборот, этот интерес упрочился и
развился, то в этом случае можно с уверенностью сказать о
полноценной психологической подготовленности ребёнка к школе.
Первая группа трудностей связана с непониманием
школьниками самой ситуации урока, истинного смысла вопросов
учителя, его профессиональной роли.
Вторая группа трудностей связана с недостаточным
развитием у детей общения и способности взаимодействовать с
другими детьми.
Третья группа трудностей связана со специфическим
отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и
способностям, к своей деятельности и её результатам.
Выделенные три группы трудностей являются наиболее
важными и первичными для детей, психологически неготовых к
школе. На их базе могут появиться и другие, производные от них,
однако имеющие в своём основании одну, две или три выделенные
выше причины.
Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины,
их порождающие, лежат либо в сфере общения ребёнка с взрослым (понимание условности вопросов учителя, его особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения, либо в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия и т д., либо причины затруднений
связаны с особенностями самосознания детей (завышенная оценка своих
возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам
своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя). Эти три
группы трудностей соотносятся с основными сторонами психологической
готовности детей к школе.
Психологическая подготовка к школе – это не
узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей
к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-
воспитательной работы с дошкольниками. Следует особо подчеркнуть, что
детство – не только подготовка к школе, да и ко всей последующей взрослой
жизни, но уже сама жизнь ребёнка. Детство самоценно само по себе, а не
только как подготовка к чему-нибудь более «серьёзному». От того, насколько
счастливым и радостным было детство, зависит судьба, характер и весь склад
личности взрослого человека.
Подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются
особенности личности ребёнка-дошкольника, если воспитатели и родители
помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра. Однако содержание
и направленность этой работы связанны с ведущей деятельностью уже не
дошкольного, а младшего школьного возраста, т. с. с учебной деятельностью.
Магистральную линию в подготовке к школе составляет подготовка детей
к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и
основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама
учебная деятельность складывается только на учебных занятиях.
У дошкольников этой деятельности нет и быть не может, так как только
к концу дошкольного детства возникают её психологические предпосылки.
Их формирование составляет содержание и суть психологической
подготовки детей к школе.
Психологическая готовность к школе должна сложиться
как естественный результат общего психологического развития ребенка.
К этому времени ведущая деятельность дошкольного возраста – игра
уступает место ведущей учебной деятельности.
Учебные действия – это второй компонент учебной
деятельности. Среди самих учебных действий выделяется особый класс,
который может быть назван третьим компонентом учебной деятельности,
-это действия самоконтроля и самооценки.
Третья сторона, или третий аспект, психологической
готовности детей к школе относится к сфере самосознания личности.
Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные
изменения в отношении ребенка к самому себе.
Таким образом, выделенные три сферы – отношение к
взрослому, к сверстнику и самому себе – являются основными сторонами
психологической готовности детей к школе. С нами связана сама
возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют
психологические условия перехода от игры к учению.
Литература
1. Ю. В. Давыдова. «Как подготовить ребенка к школе?»
(Москва. Эксмо. 2008 г.)
2. Е. Г. Демидова. «Ребенок идет в школу»
(Москва. Росмон. 2006 г.)
3. М. Н. Ильина. Л. Г. Парамонова. Н. Я. Головнёва.
Тесты для детей.
«Готов ли ваш ребёнок к школе?»
(Дельта. 1997 г.)