Лучший педагог года

Психологическая готовность к школе

Татьяна Урсуленко
Психологическая готовность к школе

Консультация педагога-психолога Урсуленко Т. Ю. на тему:

«Психологическая готовность к школе»

1. Mотивационная готовность – не только пойти в школу, но

учиться, выполнять определённые обязанности.

2. Интеллектуальная готовность – не обязательно уметь читать,

главное – наличие высокого уровня психологического

развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию

внимания, памяти, мышления.

Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах

3. Волевая готовность – необходима для нормальной адаптации

детей к школьным условиям : выполнять определённые

правила школьного распорядка, уметь слушать и вникать о

чём говорит взрослый.

Главным показателем готовности ребёнка к школе является

его отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно

приспособиться к новым требованиям, если учение даётся ему

относительно легко, если, начав учиться, он не только не потерял

интерес к учению в школе, а наоборот, этот интерес упрочился и

развился, то в этом случае можно с уверенностью сказать о

полноценной психологической подготовленности ребёнка к школе.

Первая группа трудностей связана с непониманием

школьниками самой ситуации урока, истинного смысла вопросов

учителя, его профессиональной роли.

Вторая группа трудностей связана с недостаточным

развитием у детей общения и способности взаимодействовать с

другими детьми.

Третья группа трудностей связана со специфическим

отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и

способностям, к своей деятельности и её результатам.

Выделенные три группы трудностей являются наиболее

важными и первичными для детей, психологически неготовых к

школе. На их базе могут появиться и другие, производные от них,

однако имеющие в своём основании одну, две или три выделенные

выше причины.

Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины,

их порождающие, лежат либо в сфере общения ребёнка с взрослым (понимание условности вопросов учителя, его особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения, либо в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия и т д., либо причины затруднений

связаны с особенностями самосознания детей (завышенная оценка своих

возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам

своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя). Эти три

группы трудностей соотносятся с основными сторонами психологической

готовности детей к школе.

Психологическая подготовка к школе – это не

узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей

к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-

воспитательной работы с дошкольниками. Следует особо подчеркнуть, что

детство – не только подготовка к школе, да и ко всей последующей взрослой

жизни, но уже сама жизнь ребёнка. Детство самоценно само по себе, а не

только как подготовка к чему-нибудь более «серьёзному». От того, насколько

счастливым и радостным было детство, зависит судьба, характер и весь склад

личности взрослого человека.

Подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются

особенности личности ребёнка-дошкольника, если воспитатели и родители

помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра. Однако содержание

и направленность этой работы связанны с ведущей деятельностью уже не

дошкольного, а младшего школьного возраста, т. с. с учебной деятельностью.

Магистральную линию в подготовке к школе составляет подготовка детей

к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и

основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама

учебная деятельность складывается только на учебных занятиях.

У дошкольников этой деятельности нет и быть не может, так как только

к концу дошкольного детства возникают её психологические предпосылки.

Их формирование составляет содержание и суть психологической

подготовки детей к школе.

Психологическая готовность к школе должна сложиться

как естественный результат общего психологического развития ребенка.

К этому времени ведущая деятельность дошкольного возраста – игра

уступает место ведущей учебной деятельности.

Учебные действия – это второй компонент учебной

деятельности. Среди самих учебных действий выделяется особый класс,

который может быть назван третьим компонентом учебной деятельности,

-это действия самоконтроля и самооценки.

Третья сторона, или третий аспект, психологической

готовности детей к школе относится к сфере самосознания личности.

Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные

изменения в отношении ребенка к самому себе.

Таким образом, выделенные три сферы – отношение к

взрослому, к сверстнику и самому себе – являются основными сторонами

психологической готовности детей к школе. С нами связана сама

возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют

психологические условия перехода от игры к учению.

Литература

1. Ю. В. Давыдова. «Как подготовить ребенка к школе

(Москва. Эксмо. 2008 г.)

2. Е. Г. Демидова. «Ребенок идет в школу»

(Москва. Росмон. 2006 г.)

3. М. Н. Ильина. Л. Г. Парамонова. Н. Я. Головнёва.

Тесты для детей.

«Готов ли ваш ребёнок к школе

(Дельта. 1997 г.)

Публикации по теме:

Перспективный план детско-родительского клуба «Скоро в школу» в подготовительной группе Группы семей Задачи Формы работы Примерное содержание Примечание Наглядная пропаганда «Скоро в школу» 1. Формирование представлений.

Психологическая готовность к школе «Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться.».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе
Опубликовано: 25 мая 2014 в 10:07
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД