Получи документы

Методы и подходы к развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Наталья Шихалева
Методы и подходы к развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные подходы к развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения. Автор анализирует модели педагогического взаимодействия и выделяет наиболее эффективные для развития детской инициативности.

Особое внимание уделяется практическим методам развития инициативности дошкольников: художественному конструированию, проектной и театрализованной деятельности, игре, креативному диалогу, заданиям с множественными решениями и творческими трансформациями. Представлены конкретные методические рекомендации по организации образовательной среды, способствующей естественному развитию детской инициативы и субъектности.

Публикация «Методы и подходы к развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, воспитатель, инициативность, дошкольники, эффективные методы развития, образовательный процесс, развитие, подходы к формированию инициативности, старший дошкольный возраст.

Развитие ребенка неразрывно связано с его деятельностью, причем чем она разнообразнее и значимее для него, тем эффективнее происходит становление личности. При этом важно не только само занятие, но и та роль, которую ребенок в нем выполняет. Современные развивающие методики позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого дошкольника, его возможности и уровень развития, делая его активным участником образовательного процесса.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в современной системе дошкольного образования происходит существенная переориентация подходов к организации образовательного процесса. Вместо традиционных занятий на первый план выходит совместная деятельность детей и педагогов, основанная на принципах свободного взаимодействия и отказа от жестких ограничений.

Разнообразие коллективной работы и взаимоотношений, а также широкие возможности для индивидуального выбора служат фундаментом для социализации личности и развития её инициативности.

Важным аспектом является создание условий, при которых дети становятся равноправными участниками образовательного процесса, что способствует формированию у них положительного отношения к обучению и активному вовлечению в познавательную деятельность.

В образовательном процессе сегодня совершаются попытки развития инициативности и субъектности у старших дошкольников. Иногда воспитателями неосознанно осуществляется та деятельность, которая прямо способствует развитию более активной субъектной позиции у детей. Возможно, ввиду слабой освещенности данного вопроса среди реализующих профессиональную образовательную деятельность в дошкольных учреждениях.

В современной педагогической науке выделяют три ключевые модели взаимодействия между педагогом и дошкольником в образовательном процессе, которые опираются на личностно-ориентированный подход:

– Субъект-объектная модель характеризуется директивным подходом, при котором педагог прямо выполняет функцию преподавателя, создавая определенные образовательные задачи и выделяя комплекс подходящих методов, чтобы достичь их реализации;

– Объект-субъектная модель предусматривает такую образовательную среду, в которой педагогом создаются условия, позволяющие детям быть самостоятельными и активными, при условии минимального воздействия на них и вид их деятельности;

– Субъект-субъектная модель строится на принципах равноправного партнерства, где педагог и ребенок выступают как совместные участники образовательного процесса, взаимодействуя на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга.

Каждая из этих моделей отражает особый тип педагогического взаимодействия, определяющий характер образовательных отношений и степень вовлеченности участников в образовательный процесс. И все повсеместно применяются педагогическими работниками в реальном образовательном процессе дошкольного учреждения, в зависимости от стоящей образовательной задачи. Однако, наиболее подходящей моделью для развития инициативности у воспитанников является субъект-субъектный подход.

Основной целью дошкольного образования является формирование у детей устойчивого интереса к различным видам деятельности, что напрямую связано с развитием внутренней мотивации и стремления к самостоятельности. Именно наличие мотивации и желание действовать самостоятельно составляют фундаментальную основу любой инициативной деятельности. Важно отметить, что результаты самостоятельной деятельности ребенка, как и любого человека, обладают большей ценностью и субъективной привлекательностью по сравнению с теми, которые были навязаны или получены пассивно.

Эффективным инструментом развития способностей дошколят становятся задания с использованием метафор и других образных средств, включая различные виды изобразительной деятельности, где дети могут экспериментировать с художественными материалами и находить собственные способы самовыражения. В данном контексте можно и целесообразно было бы использовать в образовательном процессе художественное конструирование.

На начальном этапе обучения художественному конструированию важно разработать эффективные методики, которые помогут детям освоить основные приемы работы с различными материалами. Необходимо обучить их работе с природными материалами, тканью и бумагой, а также познакомить с их свойствами. Особое внимание следует уделить процессу изготовления изделий, так как именно в нем наиболее ярко проявляются взаимосвязи между применяемыми методами и техниками.

Кроме того, ключевым элементом образовательного процесса становится особый формат обсуждения – креативный диалог, направленный на поощрение оригинальности и разнообразия ответов. При этом важно отметить, что такой диалог не противопоставляет критическое мышление и творческий подход, а объединяет их через развитие навыков аргументации и многостороннего анализа ситуации.

Одним из способов развития инициативности следует рассмотреть такой элемент как театрализованные постановки. Суть этого метода заключается не просто в воспроизведении литературных произведений, а в создании условий, где каждый ребенок становится активным творцом, способным самостоятельно находить решения возникающих задач. При этом педагог выполняет роль мудрого наставника, создающего пространство для свободного проявления детской инициативы.

Особую роль играет эмоционально-позитивный характер театрализованной деятельности. Через призму положительных эмоций дети учатся управлять своим поведением, приобретают бесценный опыт социальных взаимоотношений. Этот процесс имеет выраженный психотерапевтический эффект и существенно повышает готовность ребенка к успешному школьному обучению.

Нельзя не упомянуть о проектной деятельности. Благодаря которой дошкольники осваивают важные навыки: учатся определять проблемы, находить самостоятельные решения, выбирать оптимальные способы их реализации и оценивать итоги своей работы.

Существенным преимуществом данной технологии является то, что она позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость в коллективе. Проектная деятельность подразумевает различные формы взаимодействия: между воспитателем и ребенком, между детьми, а также включает сотрудничество с родителями, что способствует формированию коммуникативных навыков и укреплению связей между всеми участниками образовательного процесса. Демонстрация результатов своей работы играет важную роль в формировании у детей уверенности в своих силах и активной позиции.

Для развития гибкости и оригинальности мышления у старших дошкольников применяются различные технологии креативного мышления, которые также способствуют формированию инициативности и самостоятельности и развивают воображение. К ним относятся задачи с множественными решениями, творческие задания на придумывание способов выхода из ситуации и исследование различных возможностей.

Современные исследователи подчеркивают необходимость интеграции творческих заданий в повседневную жизнь детей, когда они становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, то есть различные «придумывания» (как, «трансформации» (во что) и изобретения. Такой подход позволяет создать целостную среду, способствующую естественному развитию способностей, субъектности и инициативности, а в дальнейшем и одаренности ребенка.

Одним из эффективных методов является «мозговой штурм», придуманный морским офицером США Алексом Осборном, часто такой «штурм» возникает спонтанно при решении творческих задач. Этот метод не только направлен на генерацию и выбор оптимального способа решения поставленной проблемы, но и стимулирует детей к проявлению инициативы. Перед началом штурма формулируется четкий вопрос, а дети самостоятельно корректируют и анализируют предложенные идеи в процессе обсуждения. Метод позволяет перейти от механического запоминания к смысловому восприятию и активно используется на практических занятиях при изучении нового материала. В ходе мозгового штурма дети учатся выдвигать собственные предложения и отстаивать свою точку зрения.

В образовательном процессе активно применяются различные методы развития творческой самостоятельности. Один из них - составление заданий с новым содержанием на основе уже знакомых детям примеров. Эффективным также является метод преднамеренных ошибок, когда педагог намеренно предлагает неверный путь решения, а дети, обнаруживая это, ищут собственные варианты.

Метод гирлянд-аналогий, который открыл советский ученый Г. Я. Буш, развивает творческое мышление детей и способность проводить параллели между различными предметами, одновременно формируя навыки самостоятельной работы. Создавая ассоциативные цепочки, дети формируют список слов, где каждое последующее связано с предыдущим. Например, начиная со слова “дорога”, цепочка может продолжаться как “извилистая – крутая – яйцо – скользкое” и так далее. Длина такой цепочки не ограничена, и каждый ребенок создает ассоциации, соответствующие его характеру и темпераменту. Этот метод особенно эффективен для выявления впечатлений детей от различных мероприятий и занятий, что способствует развитию их инициативности в выражении собственных мыслей и идей.

Особого внимания заслуживает метод интеллект-карт, основанный на наглядно-образном мышлении, характерном для дошкольного возраста. Этот простой способ систематизации информации не только способствует развитию творческих и речевых способностей, активизирует память и мышление, но и формирует у детей способность самостоятельно структурировать информацию и находить решения. Использование интеллект-карт помогает детям лучше осмыслить и отобразить окружающий мир, что делает этот метод особенно ценным в дошкольном образовании. При создании таких карт дети учатся самостоятельно определять главные и второстепенные элементы, что развивает их инициативность и способность принимать решения.

Помимо этого, внимание уделяется методам, способствующим развитию свободного самовыражения и равноправного взаимодействия между детьми и взрослыми. Метод “Букет успеха” представляет собой эффективную технологию, основанную на принципах сотрудничества и равноправия всех участников образовательного процесса. В рамках данного метода ребенок и взрослый выступают как равноценные партнеры диалога, что создает благоприятные условия для свободного выражения мыслей и впечатлений. Важным аспектом является осознание детьми и взрослыми потребности не только в совместной работе, но и в ориентации на интересы друг друга.

Схожие цели преследует метод “Подмастерье”, который позволяет организовать продуктивное взаимодействие между ребенком и взрослым в рамках общего дела. При таком подходе сотрудничество осуществляется в едином процессе, что способствует переходу от традиционной позиции наставления к позиции настоящего партнерства. В результате дети учатся работать в команде, учитывать мнение других участников и принимать совместные решения, что является важным фундаментом для их дальнейшего социально-личностного развития.

Закономерно, что в образовательном процессе дошкольного учреждения должна преобладать игровая деятельность. Ведь игра обладает рядом характеристик, которые способствуют развитию инициативности. Во-первых, она характеризуется отсутствием жестких регламентов и принуждения, что позволяет ребенку свободно выражать свои желания и фантазии. Во-вторых, игра вызывает эмоциональный подъем и приносит удовольствие, что стимулирует ребенка к дальнейшему участию в игровой деятельности. Наконец, игра предполагает активную импровизацию и исследование своих возможностей, что способствует развитию самостоятельности и инициативности.

Кроме того, интересным является такой метод организации образовательного процесса, как «образовательное событие». Он может использоваться как самостоятельно, так и сочетая в себе рассмотренные автором подходы, и другие существующие. Отличительными особенностями указанной инновационной технологии являются: сюжет, который разворачивается во времени по принципу «здесь и сейчас» и включает в себя разные вопросы; вся группа детей активно участвует в деятельности. За кажущейся на первый взгляд легкой игровой формой образовательного события скрываются тщательно спланированные взрослым занятия, направленные на развитие у ребенка универсальных качеств, необходимых для жизни (коммуникативных и познавательных способностей, саморегуляции и др., а также на получение более конкретных предметных навыков, которые помогут ему успешно учиться в школе.

Педагогическая поддержка детской инициативы должна основываться на понимании её природы и особенностей формирования, при этом естественное стремление ребенка к активности должно не подавляться, а направляться в конструктивное русло. Только при таком подходе возможно формирование полноценной самостоятельной личности, способной к творческой деятельности и принятию самостоятельных решений.

Дошкольники от природы очень любознательны и любят всё исследовать. Они постоянно задают вопросы и хотят узнать что-то новое. Их стремление к познанию помогает воспитателям совершенствовать свои навыки и находить новые подходы в работе.

Главная задача педагогов - научить детей находить интересное в обычных вещах, развивать их природное любопытство. Важно поддерживать в детях желание мечтать, искать новые решения и делать собственные открытия. Это помогает дошкольникам гармонично развиваться и учиться активно участвовать в жизни, что в свою очередь способствует развитию их природных способностей и формированию полноценной одаренности.

Публикации по теме:

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и подходы к развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 20 мая 2025 в 09:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и подходы к развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шихалева (УИ 175345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных