Инна Семаева
Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Чувства отражают значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Они носят личностный характер, связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.
Публикация «Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Отечественные ученые Л. А. Венгер и В. С. Мухина утверждают, что эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха. Эмоции имеют и специальную функцию – выступают средством общения. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства.
Актуальность данной темы заключается в то, что чувства – есть выражение отношения человека к кому-либо и чему-либо. Так как чувства приобретаются в процессе индивидуальной жизни в обществе, то с самого рождения ребёнок познает их, наблюдая за проявлениями эмоций и чувств взрослых людей и подражая им. Дошкольный возраст – это период жизни, когда приобретаются необходимые им знания и умения. Именно он наиболее благоприятный период для развития эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте дети учатся различать чувства, понимать свои и чувства других, так же учатся их выражать. Поэтому если упустить этот период, то ребенок не сможет успешно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с людьми. В познании чувств ребенку помогают взрослые, его близкие, родные, воспитатели. Трудности становления эмоциональной сферы заключаются в том, что детям очень трудно контролировать свои чувства, так как возбуждение преобладает над торможением, волевая сфера слабо развита, и не способна управлять эмоциями. Эмоции захлестывают интеллектуальную сферу и затрудняют успешное достижение поставленных целей во всех видах детской деятельности: учебной, трудовой, продуктивной.
Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием,то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.
На развитие эмоциональной сферы ребенка влияют такие факторы, как биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия. Психическое развитие протекает в условиях непрерывного органического взросления, на протяжении детства происходит созревание организма ребенка вообще и его мозга в частности. Это создает различные возможности для психической деятельности ребенка на разных возрастных этапах.
Помимо природных свойств и хода их созревания, на протяжении онтогенеза существуют и индивидуальные различия в задатках, обусловленных генотипом. Признавая значение природных особенностей человека, следует подчеркнуть, что они являются лишь условиями, предпосылками, но не движущими причинами психического развития ребенка. Ни одно из специфических для человека психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий) не может возникнуть путем созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания.
Таким образом, на эмоциональное развитие дошкольников оказывают влияние и биологические и социальные факторы. Хотя ребенок и появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития в целом и для эмоционального в частности. Решающую роль в развитии эмоциональной сферы детей играют социальная микросреда, в первую очередь семья; собственная активность ребенка в различных видах деятельности, таких как игра, драматизация, занятия музыкой, посильный труд; общение; воспитательное воздействие.