Получи документы

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»

Нина Роговкина
Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»

Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти [3]. По утверждению В. Г. Каменской, «возраст трех лет – это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими» [1, с. 151]. Начинает формироваться самосознание. Потребность действовать самостоятельно может привести к конфликтам с ухаживающими за ребенком взрослыми, не предоставляющими ему такой возможности. Фрустрация мотивации самоутверждения приводит к кризису трех лет, основными симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и своенравие, выражающееся в «гипертрофированной тенденции к самостоятельности», протест, обесценивание, проявляющееся в несвойственных ранее негативных эмоциональных реакциях, стремление к деспотизму (протест и стремление к деспотизму наблюдаются не у всех трехлетних детей) [1, с. 153]. Симптомы кризиса проявляются наиболее сильно у чрезмерно опекаемых детей или у живущих в условиях авторитарного воспитания. В возрасте трех лет могут возникнуть сложности и с адаптацией к детскому дошкольному учреждению, особенно если до этого ребенок привык почти постоянно находиться рядом с матерью. Расставание с мамой, даже на несколько часов, переживается малышом очень тяжело. Вместе с тем в младшем дошкольном возрасте появляется выраженная потребность в общении со сверстниками, но это общение «требует высокого эмоционального напряжения» [3, с. 171]. Преодолеть эти временные трудности во многом может помочь музыкальное воспитание.

Публикация «Статья „Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития“» размещена в разделах

Возраст 3-7 лет является благоприятным для музыкального развития. В этот период происходят существенные изменения в психике детей. Одним из наиболее важных является возникновение представлений (в младшем дошкольном возрасте). По определению С. Л. Рубинштейна, представление – это «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [4, с. 261]. Ребенок 3-4 лет уже способен отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми, которая имеет наибольшее значение в раннем детстве (1-3 года). Это становится возможным благодаря тому, что в младшем дошкольном возрасте происходит переход от «желаний, направленных на предметы … непосредственно воспринимаемой ситуации, к желаниям, направленным на предметы… плана представлений» [6, с. 101-102].

Эмоциональность и образность представлений детей влияют на характер их деятельности; в ней реализуются уже «… не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и … эмоциональное отношение к ним» [6, с. 102. Разрядка наша – Н. Р. ]. Эта особенность представлений имеет огромное значение для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, которую Б. П. Теплов называет центром музыкальности : «Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять … как бы центр музыкальности» [5, с. 37].

Появление представлений в дошкольном возрасте способствует спокойному протеканию эмоциональной жизни детей – без «аффективных вспышек и конфликтов» [6, с. 103]. Мухина отмечает, что для ребенка-дошкольника характерно «чувство переполненности и радости жизни» [3, с. 164].

Возникновение представлений делает возможным и возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия, которые начинают играть все большую роль в деятельности и поведении ребенка [6]. Этому способствует и общение со взрослыми и сверстниками, в результате которого ребенок учится идентифицировать себя «с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п.» [3, с. 164]. Постепенно развивается способность к сопереживанию. Ребенок начинает приписывать человеческие действия и переживания неодушевленным предметам, игрушкам, растениям – он сочувствует сломанной игрушке или цветку и т. д. Мухина указывает, что «идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребенка форма отождествления другого с собой и себя сдругим» [3, с. 170].

Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. Переживания дошкольников отличаются яркостью, живостью и непосредственностью.

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (в конце периода – к словесному мышлению) [2]. Ребенок начинает мыслить образами, что «соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) [2, с. 91].

Эти особенности психики являются предпосылками для развития музыкальных способностей детей. Возникновение музыкальных слуховых представлений является условием для начала обучения пению и дальнейшей полноценной работы по развитию мелодического слуха, а также играет важную роль в восприятии музыкальных произведений.

Литература

1. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии : Учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М. :УРАО, 1998. – 177 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Публикации по теме:

Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста Сегодня много говорится об изменениях в системе российского дошкольного образования, обновлении его качества. В Федеральном государственном.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается.

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали.

Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Ляленкова В. В, старший воспитатель.

Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста На сегодняшний день проблемы воспитания здорового человека и сохранение здоровья учащихся остро стоят перед образовательными учреждениями.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Статья на тему «Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта» Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной.

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия» Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Возраст детей 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 12:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД