Папки-передвижки

Психологические особенности личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи

Юданова Анна
Психологические особенности личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

В определении таких эмоционально-личностных свойств, как концентричность—эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование как у детей с нормальной речью, так и у детей с нарушенной речью, свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации. Однако у значительной части (40%) детей, как с нарушенной речью, так и с нормальным речевым развитием обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости.

Публикация «Психологические особенности личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Для детей с системным недоразвитием речи характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях (данное положение было подтверждено специальным психологическим исследованием). Однако детям с речевыми нарушениями особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. Изучение выразительности речи выявило, что 53% детей с ОНР не смогли адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. При определении и назывании эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с нарушениями речи смешивали различные эмоции : гнев, страх, удивление. Максимальная успешность достигнута ими в определении эмоциональных состояний радости и грусти. Частота употребления эмоциональной лексики в устной речи детей с ОНР в два раза ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Из вышесказанного следует, что для обучения дошкольников с ОНР необходимо разработать комплекс специальных методов и приемов, направ­ленных на формирование эмоциональной лексики, что позволит повысить уровень овладения выразительной связ­ной речью и речевой коммуникацией в целом и степень осознания своих эмоциональных состояний.

Существенно сказывается на развитии самооценки личности какой-либо дефект психического развития, в частности речевая патология. Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались в основном применительно к заикающимся детям и лицам с нарушениями голоса.

Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное и три варианта волевых усилий в борьбе с ним

В. И. Селиверстов выделяет следующие показатели степеней фиксированности детей на своем дефекте :

1)нулевая степень фиксированности на своем дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;

2)умеренная степень фиксированности на своем дефекте. Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание детьми своего недостатка не выливается в посто­янное, тягостное чувство собственной неполноценнос­ти;

3) выраженная степень фиксированности на своем дефекте. Дети постоянно фиксированы на своем ре­чевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничи­жение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

В процессе формирования коммуникативных навыков у детей с системным недоразвитием речи наблюдаются определенные проблемы, которые проявляются в незрелости мотивационно-потребностной сферы и приводят к стойким нарушениям общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия : дети с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированность словарного запаса, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в обще­нии, несформированность форм коммуникации (диа­логическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Кроме этого, положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого дефекта. Так, дети, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь, в то время как среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений.

Процесс общения детей с речевой патологией со взрослыми существенно отличается от нормы как но уровню развития, так и по основным качественным показателям. Изучение характера общения детей со взрослыми обнаружило преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей двух-, четырехлетнего возраста. Предпочитаемым видом общения, как показали результаты экспериментальной проверки, оказалось общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. Изучение процесса общения дошкольников с недоразвитием речи с педагогами показало, что у многих из них сформировалась отрицательная или безразличная установка на педагогические воздействия. У большинства детей не сформированы навыки культуры общения, отсутствует представление об уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения.

В целом, коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Таким образом, наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям общения. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изо­ляции этих детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Публикации по теме:

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 18 апреля 2025 в 14:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Юданова Анна (УИ 2765322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных