Алена Белова
Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением личностных новообразований[5].
Публикация «Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Особое значение для развития ребенка имеет общение. Взаимоотношения дошкольников представляют особый интерес для педагогов, психологов, логопедов и т. д. Это достаточно сложный, многогранный процесс, который имеет неоспоримое значение в развитии игровой, познавательной деятельности и др.
По нашему мнению, изучение особенностей общения со сверстниками в условиях нарушенного развития, а именно при нарушениях средств общения (согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной) является важным вопросом для специальной психологии. Многочисленные публикации, экспериментальные исследования Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской, О. С. Ушаковой, А. Н. Корнева, В. М. Акименко, А. Г. Арушановой, Т. Н. Волковской, В. А. Калягина др. указывают на факт наличия у детей с речевыми нарушениями специфических особенностей личности, среди которых отмечаются стойкие нарушения коммуникативной сферы, в частности нарушение межличностного взаимодействия, общения детей со взрослыми и сверстниками, заниженная самооценка [1], [6].
В данной работе мы будем придерживаться деятельностного подхода к изучению общения. С этой позиции общение рассматривается, как психологическая категория, и интерпретируется, как деятельность (А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина). Деятельностный подход позволяет соотнести общение с другими видами деятельности, понять его место и значение в системе жизнедеятельности человека.
Предметом нашего исследования явилось общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Объектом исследования: сфера межличностного общения. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с нарушениями средств общения, т. е. с общим недоразвитием речи (ОНР, преимущественно III уровня речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Данные особенности рассматривались в сопоставлении с особенностями общения со сверстниками старших дошкольников с нормальным речевым развитием (НРР).
Были применены следующие экспериментальные методики: «Рукавички». Позволяет выявить особенности общения со сверстниками в совместной деятельности, умение детей приходить к общему решению для достижения результатов деятельности [7]. Для выявления уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии, разработанные Е. О. Смирновой на основании концепции М. И. Лисиной [3]. Также методика «Рукавички» при использовании метода наблюдения позволяет сделать выводы об уровне развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Для диагностики межличностных отношений в группе нами был выбран детский вариант социометрической методики Дж. Морено, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской, адаптированный Т. А. Репиной: игра «Секрет». Целью является: определение статусного положения детей в коллективе сверстников, выявление существующих между детьми избирательных предпочтений. Проективная методика «Фильм-тест» Р. Жиля адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой, который предполагает индивидуальное исследование и позволяет с достаточно высокой степенью надежности выявить особенности социальной приспособленности ребенка [4].
Анализ результатов проведенных методик по всем выборкам испытуемых позволил выделить специфические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи.
На основании результатов, по методике «Рукавички», мы можем сказать о том, что старшие дошкольники с нарушениями речи в процессе общения малоактивны, чаще выполняют пассивную функцию, участвуют в общении по инициативе других, отмечается неустойчивое умение пользоваться формами речевого этикета, также можно сказать о том, что наблюдается неумение вести диалог в целях достижения общего результата какой-либо деятельности.
Таким образом, можем сказать о том, что в совместной деятельности старшие дошкольники с нарушениями речи слабо ориентированы на сверстников, обладают низким уровнем сотрудничества.
По данным методики «Секрет» мы можем сказать о том, что дети, которые получили наибольшее количество выборов и относятся, в основном, к статусным категориям «предпочитаемые», «принятые» имеют логопедический статус НРР. Также полученные данные свидетельствуют о том, что дети с ОНР преимущественно являются непринятыми в группе сверстников.
Также, особое значение для нас имеет анализ мотивации социометрических выборов. На основании ответов детей в ходе проведения эксперимента мы объединили причины выбора сверстников в шесть типов мотивов. Рассмотрим их подробнее:
I тип - общая положительная оценка сверстника, эмоционально-положительное отношение к нему («он хороший», «нравится», и т. д.).
II тип - выделяют положительные качества ребенка: внешние; качества, обеспечивающие успешность деятельности; нравственные («он смелый», «добрый», «он меня не обижает», и т. д.)
III тип - интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе гараж и дом», и т. д.).
IV тип - дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»,ит. д.).
V тип – пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение ничем не подкрепляется. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами, «хвалит воспитатель (взрослый)».
VI тип – ситуативное отношение, при котором выбор определяется внешней ситуацией, а не взаимными отношениями между сверстниками («у него сегодня день рождения», «его обидели», «мы рядом сидим», «рядом живет», «у него есть много игрушек», и т. д.)
В ходе организации экспериментального исследования было выдвинуто предположение о том, что, чем выше уровень развития общения со сверстниками, тем выше социометрический статус ребенка. Данная гипотеза была подтверждена результатами по методикам «Рукавички» и «Секрет» на основе которых был произведен расчет коэффициента ранговых корреляций rСпирмена. Итак, мы можем сказать, что уровень развития общения напрямую влияет на социометрический статус в группе старших дошкольников. Это значит, что дети с низким уровнем развития общения чаще всего находятся в непринятых социометрических категориях. Причем, важно отметить то, что при возрастании уровня развития общения возрастает социометрический статус в группе сверстников.
По данным, полученным в ходе исследования по методике «Межличностные отношения», можем сказать, что дети с нарушениями речи, также как и дети с НРР наибольшую эмоциональную привязанность испытывают по отношению к матери, чем к отцу, но дети с НРР достаточно четко воспринимают родителей как чету. Относительно детей с нарушениями речи, можно сказать, что они предпочитают общение с взрослыми, чем со своими сверстниками, друзьями.
Для детей с нарушениями речи типичным проявлением является повышенная конфликтность: для детей с ОНР конфликтность свойственна в 30% случаев, для детей с ФФНР в 16,5%, в то время как у детей с НРР конфликтность проявляется в 11% случаев. Это является часто следствием недопонимания между сверстниками; из-за этого снижены показатели по параметру «общительность». Детям с нарушениями речи часто свойственно неадекватное отношение и поведение в сложившихся ситуациях относительно дошкольников с НРР. Так были получены следующие результаты: старшие дошкольники с ОНР показали 60%, дети с ФФНР 47,5% по шкале «Реакция на фрустрацию», а дети с НРР 28,6%.
Итак, на основании полученных результатов мы можем сказать, что общение со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи характеризуется рядом специфических особенностей. Это говорит о необходимости организации коррекционно-развивающей работы. Она должна строиться с учетом структуры и качества речевого нарушения, индивидуальных, личностных особенностей детей.
Список литературы
1. Дмитриева Е. Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2013
2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении : / М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009.- 276 с.
3. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Ин-т практ. психол. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
4. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011.- 600с
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие : В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
6. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология : Учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005. — 247 с.
7. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.