МААМ-картинки

Психологические особенности предбрачного периода

Анастасия Жигалова
Психологические особенности предбрачного периода

Специфика предбрачного периода

Жигалова Анастасия Валерьевна

учитель-логопед МБОУ "Начальная школа-детский сад для детей с ОВЗ"

Любые предбрачные отношения начинаются с выбора партнера. Эта проблема разными авторами рассматривается по-разному. Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера, однако единственным собирательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Публикация «Психологические особенности предбрачного периода» размещена в разделах

Наиболее распространенной точкой зрения, почему мы выбираем этого партнера, а не другого, является предположение, основанное на психоаналитической теории 3. Фрейда о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, а девушки очень часто обращают внимание на юношей, похожих на их отцов. Современные зарубежные ученые и практики отмечают, что 72% мужчин выбирают супругу, похожую на мать, а 38% женщин — партнера, похожего па отца.

Известно, что незавершенные отношения с родителями противоположного пола могут привести к трудностям и в предбрачном периоде, и далее, в супружеских отношениях.

В концепциях Г. Дикса иДж. Вилли речь идет о проекциях неудовлетворенных в детстве желаний. По их мнению, каждый из партнеров имеет скрытые потребности, которые в детстве не были удовлетворены родителями, и для брака выбирает человека, который помог бы ему воссоздать инфантильные ситуации и вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам. Партнеры взаимодействуют, экспериментируют на себе, пытаясь взаимно отреагировать и разрешить свои невротические проблемы[1].

К примеру, у мужчин, которым нравятся властные женщины, как правило, властной была мать. Такой мужчина может выбрать в жены властную женщину и выстроить отношения с ней по двум сценариям: либо продолжить отношения с женой по принципу подчинения, либо противостоять ее властности, так как с матерью он «воевать» не может, а с женой биологически не связан, поэтому с целью взросления будет бороться за свою самостоятельность. Как показала консультативная практика, мужчины, выстраивающие отношения с женой по первому сценарию, очень часто, особенно после 40 лет, пытаются перейти ко второму сценарию, т. е. получить относительную свободу и самостоятельность.

Дочери отцов-алкоголиков (особенно старшие) могут продолжить родительский сценарий, выйдя замуж за пьяницу или мужчину, который впоследствии очень быстро становится алкоголиком. Это первый сценарий, второй сценарий — принятие решения не выходить замуж из-за нежелания повторить судьбу матери (так обычно случается после неудачных попыток семейного обустройства); третий сценарий — реализоваться в другой жизненной сфере, в частности профессиональной.

У девочек, которые росли без отца, достаточно часто формируются маскулинофобия и маскулинные черты, что может привести к возникновению трудностей в общении с мужчинами.

Девочки, не получившие достаточной любви (недолюбленные, часто склонны к беспорядочным связям, проституции — либо не умеют любить.

Желание ученых объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда теорий выбора партнера. Представим некоторые из них.

Теория комплементарных (дополнительных) потребностей Р. Уинна основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимального удовлетворения своих потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов.

Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, для властного мужчины привлекательной может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся женщины энергичные и прямые.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности важнее, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.

Первый фильтр — место жительства — отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться.

Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся им привлекательными.

На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.

«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами — насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания, так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также велико влияние социально-культурных факторов.

3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии и т. н. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что у большинства людей в европейских промышленно развитых странах намерению вступить в брак предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки на брак и семью.

Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров, для человека в его социальной среде это происходит почти незаметно. Затем осуществляется специфический выбор из совокупности возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.

Таким образом, зарубежные теории выбора брачного партнера, на наш взгляд, объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий, последовательно сужающих круг возможных избранников, отсекая неподходящих. В результате на заключительном этапе остаются лишь те пары, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как партнеры- супруги.

В отечественной психологии предбрачные отношения рассматриваются в русле деятельностного подхода. Ведущим является положение о том, что восприятие, познание и оценка другого человека осуществляются в процессе реального взаимодействия с ним и обусловлены параметрами этого взаимодействия в той же степени, как и свойствами субъекта и объекта взаимодействия. Обычно под совместной деятельностью понимают деятельность предметную, в предбрачной же паре непосредственный предмет деятельности, как правило, отсутствует. Однако совместной является, например, деятельность партнеров, направленная на удовлетворение потребностей друг друга. В предбрачной паре она осуществляется главным образом в рекреационной сфере. Естественно, что деятельностный контекст межличностного восприятия здесь получает специфическую интерпретацию: речь идет не столько о совместной деятельности как факторе, определяющем структуру и динамику этого процесса, сколько о воздействии на него развития, динамики отношений между партнерами.

Результаты многих исследований показали, что совокупность предбрачных факторов существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. В семейной психологии выделяют следующие факторы.

1. Личностная характеристика участников, их общая культура и нравственные установки. Это подтверждают многочисленные исследования в рамках изучения межличностной аттракции. Анализ этих исследований представлен в работах Л. Я. Гозмана (1979,1987, 1988)1. Личность самого субъекта во многом обусловливает и характер качеств «идеального образа» лица противоположного пола, который он предпочитает другим.

2. Личностная зрелость — возможность и способность личности самостоятельно принимать важные жизненные решения, в том числе и связанные с предбрачными отношениями и браком.

3. Самооценка и самопринятие. Самооценка представляет собой восприятие себя в оценочных категориях типа «хороший — плохой», «добрый — злой» и т. д. Самопринятие тесно связано с самооценкой, но содержательно отличается от нее. Оно является аналогом душевной гармонии и означает отсутствие внутриличностных конфликтов и удовлетворенность собой. Роль этих факторов для женщин и мужчин различна. Так, у женщин ярче выражена связь между восприятием партнера и самонринятием, а у мужчин — между восприятием партнера и самооценкой. Женщины описывают идеального партнера в прямой зависимости от степени самопринятия, т. е. женщины с высокой степенью принятия себя претендуют на более привлекательных во всех отношениях партнеров, чем женщины с низким само- принятием. У мужчин же самопринятие слабо связано с тем, каким они представляют идеального партнера. Это означает, что образ идеального партнера у всех мужчин, вне зависимости от степени самопринятия, практически одинаков. Восприятие реального партнера и у мужчин, и у женщин происходит по принципу дополнительности к самооценке. Образ же идеального партнера строится по принципу сходства по отношению к самооценке[2] [3].

4. Изначальные представления и идеализация в предбрачном поведении. Отмечается, что еще до заключения брака представления образуются как определенные эталоны и нормы, соблюдение которых программируется. Как правило, это те представления, которые порождаются средой и отражают се особенности.

Специальных компенсирующих мер требуют предбрачные отношения, имеющие некоторые перечисленные ниже особенности.

1. Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или в студенчестве.

2. Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

3. Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения о вступлении в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях — такая пара либо не создает семью, либо распадается.

4. Проявление прямой или косвенной инициативы о заключении брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семьи с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации партнеров к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи - освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу как бы «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе. Считается, что негативным (с точки зрения развода) фактором является нс просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешные браки, единственная причина заключения которых - скорое рождение ребенка.

5. Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель). Данный фактор можно отнести к фактору риска в том случае, если обдумывание брачного предложения и ответ на это предложение откладывается на неопределенное время. Можно предположить, что партнер не совсем уверен в своем потенциальном супруге или не видит в нем того человека, с которым можно связать свою жизнь, но держит его как бы про запас.

6. Возраст будущих супругов. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться.

В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже окончила школу и определилась в дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов и медиков, — 22—23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия.

Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16—18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет растут кости, мышцы, формируется характер. Кроме того, супружество — это начало регулярной половой жизни, что часто становится непосильной нагрузкой для неокрепшего мужского организма. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта, и в результате у 18—19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни.

Ранний брак не каждому по плечу, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

7. Психологическая (темперамент, характер) и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку и серьезные ссоры во время ухаживания.

Следует отметить и такой фактор, как отношения молодых людей с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер, в соответствии с которой человек стремится в новых социальных связях, в том числе и супружеских, реализовать свои отношения к ним. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу, естественно, с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть комплементарными (взаимодополняющими, если, например, муж имел младшую сестру, а жена — старшего брата, или, наоборот, у мужа была старшая сестра, а у жены — младший брат. Некомплементарные отношения складываются в тех случаях, если оба супруга были в родительской семье либо старшими, либо младшими (в такой супружеской паре могут происходить ссоры по поводу распределения власти : кому из них быть главным, старшим, лидером, а кому — младшим, а также если один или оба партнера имели только братьев или сестер. Особое место занимают молодые люди, у которых не было ни брата, ни сестры — единственные дети.

Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств: человек в значительной мере постигает мужскую и женскую роли от родителей и неосознанно использует в своей семье модель их отношений, порой независимо от того, правится она ему или нет. Вот почему в предбрачный период рекомендуется чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.

Анализируя специфику предбрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказываться на межличностном общении до брака и в будущих супружеских отношениях.

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в предбрачном периоде :

— идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа своего избранника приводит к распаду отношений;

- по мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня развития и реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимыми. Для их любви характерны полная спонтанность и естественность. Идеализация несвойственна им вовсе (точка зрения представителей гуманистической психологии);

- идеализация партнера является стимулом для развития его личностиу определяет для него некоторую зону ближайшего развития, как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к предбрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностностью и кратковременностью общения и т. п.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об организации летнего оздоровительного периода в первой половине лета (средняя группа)Фотоотчёт об организации летнего оздоровительного периода в первой половине лета (средняя группа) его же ждут мальчишки и девчонки от летнего отдыха? Чтобы вокруг кипела жизнь, чтобы некогда было скучать. Им нужны захватывающие приключения,.

Фоторерортаж «Прогулка по Парку Янтарного Периода» ко Дню динозавров на МAAMФоторерортаж «Прогулка по Парку Янтарного Периода» ко Дню динозавров на МAAM Динозаврики, может вы гуляете в Африке. И жуёте баобабы на завтраки. Динозаврики, динозаврики. (Виктор Резников) Слова это замечательной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Отчет МБДОУ о проведении летнего-оздоровительного периода ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заведующий МБДОУ ДС № 4 «Березка» Протокол № 1 ___ от «31» августа.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода Все мы знаем, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. В этот период необходимо всем, включая педагогов проявить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологические особенности предбрачного периода
Опубликовано: 11 августа 2020 в 13:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД