Получи документы

Психологический анализ фильма Д. Линча «Бабушка» в разрезе возрастной периодизации

Денис
Психологический анализ фильма Д. Линча «Бабушка» в разрезе возрастной периодизации

С недавних пор я открыл для себя мир кино с новой стороны. На первый план при просмотре вышли не спецэффекты и развязка, а игра актеров, их переживания, эмоции, взаимоотношения героев. И благодарен я этому началу моего обучения психологии.

Темой работы стал анализ короткометражного фильма Д. Линча «Бабушка» в разрезе возрастной периодизации (продолжительность фильма 33 минуты 57 секунд – данная информация важна, так как в дальнейшем в доказательство тех или иных моих суждений я буду отправлять Вас в конкретные моменты фильма, порою с привязкой к секундам).

Публикация «Психологический анализ фильма Д, Линча „Бабушка“ в разрезе возрастной периодизации» размещена в разделах

Сам фильм представляет собой, казалось бы, сконцентрированный фрагмент жизни мальчика, одетого в строгий черный костюм, тринадцати-четырнадцати лет на вид. Данная картина очень показательна не только для разбора необходимых условий становления личности в разрезе возрастной периодизации, но также смогла бы послужить источником для работ по теме социальной депривации и быть аргументами «за» и «против» в спорах сторонников биологизаторского и социологизаторского подходов к развитию личности человека, о чем, я думаю, мне ещё представится возможность порассуждать в будущем.

Предметом анализа выбран главный герой картины - мальчик.

После первого просмотра фильма однозначно складывается впечатление, что определение биологического возраста героя, который взят мною за предмет исследования в разрезе возрастной периодизации по Д. Б. Эльконину, не даст нам представления о сформировавшейся к представленному биологическому возрасту степени развития его личности. Именно на этот вопрос: психологический возраст главного героя - мы и попробуем найти ответ в данной работе.

Д. Б. Эльконин: «Человек, являясь наиболее совершенным существом в природе, по состоянию на момент рождения является при этом самым беспомощным, у него отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем беспомощнее оно при рождении. В этой беспомощности сила человека: его «несвязанность» с природной средой дает возможность освоить любой опыт, заговорить на любом языке. Но, с другой стороны, если ребенок попадает в неблагоприятную среду, в том числе в среду животных либо другую ситуацию социальной депривации, его развитие будет идти по соответствующему сценарию.»

Предопределение сценария развития ВПФ (высших психических функций, да и психики в целом, героя мы видим на первой же минуте фильма – появление родителей мальчика представлено нам уже во взрослом биологическом возрасте с признаками синдрома Маугли. Оценка дана по некоторым общим признакам данного синдрома - нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению. Также отсутствие развитых ВПФ, а скорее и указание на большую принадлежность родителей к «животному миру» в широком смысле этого понятия можно усмотреть и в представленном виде появления родителей на свет – появление из земли, как грибы или растения, с исключительной способностью реагировать только на биологически значимые воздействия (раздражимостью, такие как питание. Подтверждается это еще и тем, что в течении всего фильма родителей показывают с признаками животного поведения или принимающих пищу, без претензий на какую-либо социальную активность. А ведь как мы знаем взрослые люди, находящиеся в ближайшем окружении ребёнка, оказывают непосредственное влияние на формирование его личности и процесс формирования сознания; на протяжении всех этапов своего взросления ребенок находится в условиях беспрерывного взаимодействия с внешним миром, равно как с одушевлёнными, так и неодушевлёнными объектами, которыми жизнь нашего героя так же не наполнена. Комната мальчика это черно-белое пространство с минимальным набором мебели и лишь добавленные режиссером в фильм фрагменты анимации изредка напоминают нам о том, что речь в нем именно о ребенке, что именно его режиссер выделяет, как главное действующее лицо. Редкие, незамысловатые, не всегда понятные и очень короткие анимационные вставки – ассоциация с его детством и наполнением психики.

Для понимания проведенного анализа без необходимости обращаться к первоисточникам приведу немного теории:

Возрастная периодизация по Д. Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Каждая эпоха взросления так же включает в себя 2 периода развития. Причем учёный считал, что после достижения детьми 17 летнего возраста спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.

Получив вводные переходим к непосредственному анализу выбранного предмета – мальчика, точнее к анализу развития его как личности.

В фильме можно проследить прохождение мальчиком всех этапов развития личности от рождения до периода «Младший подростковый возраст (12–15 лет).

С конца второй минуты фильма в течении буквально 20 секунд мы наблюдаем период от 0 до 2-х месяцев (мальчик появляется из земли (рождение) и неподвижно лежит, оканчивается наступлением комплекса оживления – мальчик переворачивается и смотрит в лицо отцу (первый социальный жест, комплекс оживления связан с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении. В силу своего личностного развития, но больше, как мне показалось, на инстинктах животных, отец так или иначе не дает ребенку погибнуть, проявляя пусть и неадекватные, но действия по отношению к мальчику (переворачивание его, эмоциональная реакция в виде чего-то больше похожего на лай в его адрес, чем на человеческую речь). В середине третьей минуты фильма нам уже представлен полноценный первый выделенный Д. Элькониным этап возрастной периодизации.

Здесь стоит вновь дать немного теории: для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:

1. Социальная ситуация развития — это влияние внешних социальных условий окружающих человека, на формирование всевозможных психических феноменов и отношений.

2. Ведущая деятельность — это тип активности, который на конкретном этапе развития имеет наибольшее влияние на психику.

3. Кризис — это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития.

4. Новообразования — изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе.

Далее пойдем уже по этапам развития мальчика с минимальной теоретической нагрузкой.

0-1 год (младенчество)(с 2 мин 15 сек. фильма по 2 мин 23 сек) – в этот короткий промежуток времени продемонстрировано всё непосредственно-эмоциональное общение мальчика со взрослыми, как ведущая деятельность этого периода жизни (анимационный фрагмент крика, похожего на звериный, в адрес мальчика со стороны отца, после чего мальчик осознает себя в одиночестве в полупустой черно-белой комнате, впоследствии мы увидим, что единственным новообразованием этого этапа стала ходьба. Речь - первые слова, которые так важны для дальнейшего развития речевого аппарата мальчиком не произнесены, что во многом предопределяет дальнейшее развитие и обусловлено социальной ситуацией развития, где «Мы» продемонстрирована также только этими несколькими незначимыми для развития ВПФ и личности секундами. Кризис 1-го года, как уход от «Мы» к большей самостоятельности, продемонстрирован на 2 мин. 24-ой сек. фильма – мальчик один в комнате. Нельзя говорить о положительном разрешении кризиса, так как «Мы», что доказано ранее, сформировано не было.

1–3 года (раннее детство) - (2 мин. 24 сек фильма – 5 мин. 08 сек). Ведущий вид деятельности в данный период – предметно-манипулятивная, социальная ситуация развития «добавляет» сюда и «взрослого», которого в фильме в этот промежуток мы не наблюдаем. Мальчик предоставлен сам себе. Требуемая для полноценного развития на этом этапе цепочка в нашем случае выглядит следующим образом: Ребенок-предмет-взрослый. Полноценное формирование такого новообразования этого периода, как овладение деятельностью, напоминающей «взрослую», невозможно, продемонстрировано только стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, из-за получения автономности и полной свободы передвижения (родители показаны в хаотичном поиске чего-то на земле, мальчик рассматривает комнату, берет в руки ветку, рассматривает её, отсутствует любое взаимодействие с кем-либо). В норме формируется самосознание «Я-сам», у нашего же героя, так или иначе оно формируется, но без резких его кризисных проявлений в виде негативизма, протеста, т. к., их по сути, не к кому и нечему проявлять. Хотя даже это новообразование в полноценном смысле базируется на выделении местоимения «Я», которое невозможно выделить без полноценно ранее освоенного «Мы», отсутствие которого на лицо. Подтверждением предположения о нахождении мальчика в этот временной интервал фильма на стадии раннего детства мы видим и на 4 мин. 27 сек – отсутствие нервно-мышечной зрелости (детский энурез, присущей данному возрастному периоду, причем реакция отца на это «происшествие» ярко агрессивная, что явно не способствует развитию и так ранее не сформированному базовому чувству доверия окружающему миру.

3-7 лет (дошкольный возраст) (5 мин. 22 сек – 6 мин 25 сек.) не смотря на и ранее отсутствие общих активностей с родителями на 6 мин. 14 сек. мы видим социальную ситуацию, описанную Элькониным для этого этапа – уход от общей со взрослыми активности к самостоятельности (разочарованный мальчик возвращается в комнату после неудачной попытки «общения» с матерью). Причем сцена несколькими секундами ранее (5.25-6.14) (не увенчавшаяся успехом попытка матери прижать мальчика к себе) может быть рассмотрена и как негативизм кризиса 3-х лет, о неяркости проявления которого я высказался несколькими абзацами выше (окончание периода раннего детства по Эльконину, и как демонстрация нам несформированности у мальчика Эдипова комплекса (З. Фрейд: Фаллическая стадия развития 3-6 лет, является обязательным и нормальным состоянием развития психики на этом этапе жизни. Разрешение данного кризиса по З. Фрейду есть появление специфического свойства идентификации личности, которое, подготавливает почву для развития совести ребенка (Суперэго). Отсутствие или неправильное разрешение данного комплекса впоследствии может стать проблемой и в определении мальчиком своей гендерной идентичности (совр. подходы в психологии). Ведущим видом деятельности этого возрастного этапа является сюжетно-ролевая игра, которую мы в этом периоде жизни мальчика не наблюдаем. В связи с чем не развивается речь, наглядно-действенное мышление, и не происходит новообразование этой стадии - потребность в социально-значимой деятельности. Проявлением кризиса 7 лет здесь можно считать 6 мин. 25 сек. фильма - формирование особенностей внутренних переживаний мальчика и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести, к коим я отношу обозначенный выше момент (после неудачной попытки взаимодействия мамы с мальчиком он сидит один в комнате подперши подбородок кулаками, явно разочарованный и потерянный).

7-11 лет (младший школьный возраст) (6 мин. 30 сек – 22 мин. 03 сек.) Звук со второго этажа знаменует наступление следующего по Эльконину периода развития, с социальной ситуацией особенностей взаимодействия со значимыми взрослыми извне, коими в обычных условиях являются учителя а в нашей ситуации станет вымышленная бабушка. Интеллектуальная, насколько это возможно, и непосредственная учебная активность (тяга к знаниям, новому) толкает мальчика на второй этаж, где он обнаруживает мешок с семенами и поочередно перетряхивая коробки из него находит одну с «подходящим» ему содержимым. На мой взгляд – это метафора. На самом деле мешок с коробками это сознание мальчика, те коробочки из мешка, которые были им отброшены в сторону не что иное как те негативные, редкие моменты психического заложенные ему социальными условиями от рождения до этого момента – не принимаемые им и не нужные ему. В пустой, кромешной тьме, в «мешке» он всё-так находит одно не весть откуда взявшееся семя, из которого своей фантазией может получиться хоть что-то нужное ему для жизни и развития (создание образа бабушки в своем воображении, во избежание ситуации полной социальной депривации и расстройства личности. По Д. Эльконину для этого периода актуальная ситуация развития – взаимодействие со значимыми взрослыми извне, которым вскоре и станет для мальчика выращенная из семечки бабушка (взращённая в его воображении). Именно период посадки и ухода за семечком отражают ведущую деятельность этого периода – интеллектуальная и непосредственная активность (обучение процессам и общим методам познания). Именно сейчас он понимает, что реальная ситуация его развития от момента рождения и до настоящего момента требует от него его собственного вмешательства. Воображение – та, сформировавшаяся ВПФ, работу которой мы наблюдаем в процессе «рождения» бабушки из семечка, становится той соломинкой, удерживающей главного героя от серьезных психических расстройств или, возможно, даже суицидальных мыслей. Известно множество случаев «появления» у детей разного возраста вымышленных друзей, наделенных теми качествами, которых им не хватает в повседневной жизни, для нашего героя, в ситуации смешения возрастных периодов взросления бабушка становится и первым значимым взрослым (установление контакта и формирование базового доверия -16 мин. 20 сек – 16 мин. 34 сек. – взаимные улыбки, тактильный контакт) и другом, и в тоже время на 13 мин. 06 сек. мы вновь видим факт того, что у мальчика продолжает наблюдаться детский энурез, отсутствие сознательного контроля мочеиспускания, что, разумеется в этом возрасте может быть обусловлено и органической патологией, но, анализируя картину жизни мальчика в целом я склонен отнести причины его наличия к задержке развития нервной системы на возрастном этапе развития «Раннее детство». Опереться можно и на Психогенную теория возникновения энуреза, которая предполагает, что дети, подверженные влиянию стрессовых факторов больше других, чаще сталкиваются с проблемой ночного недержания мочи. К стрессовым факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, плохие отношения с окружением, страхи, травлю, что мы в процессе просмотра фильма видим при каждом взаимодействии мальчика с родителями. Точные же причины без очной консультации установить не представляется возможным. 20 мин. 53 сек – 21 мин. 11 сек – в этот интервал мы видим представленное нам анимационно убийство мальчиком своих родителей, скорее всего анимация в данном случае также отражает, что данное действие происходит в воображении мальчика. И тут вновь вспоминается З. Фрейд в разрезе Эдипова комплекса. Только, в отличии от обычной, стандартной ситуации развития, у нашего героя данный комплекс сложился по отношению к воображаемой бабушке с возжеланием её и желанием избавиться от обоих родителей, как соперников в их с бабушкой отношениях. Данный факт также подтверждает смешение возрастных периодов становления личности героя, напомню, что данный комплекс соответствует «Фаллической стадия развития» 3-6 лет по З. Фрейд. Кризисом же возраста считается возникновение чувства взрослости и переструктурирования своих отношений со взрослыми, что и происходит в те несколько секунд темноты показанной в фильме (22 мин. 04 сек. – 22 мин. 17 секунд, как удачное, если в нашем случае можно это назвать удачным разрешением кризиса и перехода на следующую стадию развития становится сложившееся у мальчика представление о себе, как о взрослом человеке, требующем признания социума.

12-15 лет (младший подростковый период) (22 мин. 18 сек. – до конца фильма)

Социальная ситуация развития подразумевает общение со сверстниками, где в данной роли выступает всё таже бабушка, как единственно-возможный для воспроизведения в фантазиях мальчика объект. С 22 мин. 47 сек. мы начинаем наблюдать интимно-личностное общение мальчика с бабушкой, как характерный ведущий вид деятельности этого периода развития (это и перемигивание, и касание друг друга, и поцелуй). Анимационная вставка (26 мин. 00 сек. – 26 мин. 30 сек.) демонстрирует нам наступление половой зрелости мальчика (произрастание подобия цветка с выплеском из него жидкости, интерпретируем, как семенной). Таким образом мы добрались до точки пересечения визуального определения биологического возраста героя в начале работы и возраста таблицы возрастной периодизации Д. Эльконина (психологического). Психика мальчика пыталась «выжить» за счет воображаемой бабушки, но по всем фактам изложенным выше мы видим, что она недостаточно заселена, чтобы справиться с этой задачей. Сначала нам демонстрируют мелькающий образ бабушки (психика исчерпала своё содержание на дальнейшее развитие, немного позже и впервые с начала фильма нам показывают мальчика, идущего по тропинке среди кустов, виднеются деревья, что в данном случае похоже на полную депривацию, а всё демонстрируемое нам вокруг элементарными галлюцинациями мальчика, свойственными этому состоянию, последнее молчаливое взаимодействие с бабушкой (смотрят друг на друга) – последняя попытка психики героя «выжить», смерть бабушки, сопровождаемая истошным криком мальчика, как знак неудачности этой попытки. Последние несколько секунд фильма мальчик лежит на кровати, это не сопровождается никакими событиями или звуками (подтверждение предположения о наступлении депривации, после чего резко переворачивается уходя с первого плана и замирает, что, похоже, означает «смерть» психики героя.

В работе, по-моему мнению, достаточно подробно изложена вся важность взаимодействия индивида от самого рождения и на протяжении всех стадий формирования личности. Абсолютно неважно чьим видением периодов развития личности пользоваться, будь то З. Фрейд, Д. Эльконин или Э. Эриксон. Суть в том, что психика, являясь отражением внешнего мира нуждается в этом внешнем мире не только для развития, но и в принципе для существования. Невозможно быть «правильными» родителями, но возможно не допустить таких критически важных для развития личности моментов, как эмоциональная составляющая общения и социальная депривация.

Публикации по теме:

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

День мультипликационного фильма в детском саду.День мультипликационного фильма в детском саду. Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные,.

Фотоотчёт о съёмке фильма «Новые приключения Маленького Принца»Фотоотчёт о съёмке фильма «Новые приключения Маленького Принца» "Новые приключения Маленького Принца" В ноябре к нам в гости прилетел Маленький Принц со своей подругой Розочкой. Он путешествовал по многим.

Консультация «Роль добра и зла через просмотр фильма о Гарри Поттере»Консультация «Роль добра и зла через просмотр фильма о Гарри Поттере» Консультация «Роль добра и зла через просмотр фильма о Гарри Поттере» Вы не поверите, но я Гарри Поттер. Наступили долгожданные зимние.

Литературно-музыкальная композиция «От героев былых времен!» по мотивам художественного фильма «В бой идут одни «старики» Основная часть литературно-музыкальной композиции была найдена в интернете около трех лет назад. После корректировки спектакль был продемонстрирован.

Фотоотчет о просмотре фильма «Новогодний подарок» и изготовлении открытки в 4 классеФотоотчет о просмотре фильма «Новогодний подарок» и изготовлении открытки в 4 классе В рамках программы воспитания «Киноуроки в школах России», учащиеся 4 А класса посмотрели фильм «Новогодний подарок». Фильм оказался трогательным.

Психологический тест для сладкоежкиПсихологический тест для сладкоежки Задумывались ли вы когда-нибудь, как складываете фантик от конфеты, когда съедаете её? Обратите внимание на это в следующий раз. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический анализ фильма Д. Линча «Бабушка» в разрезе возрастной периодизации
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 21:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД