МААМ-картинки

Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере

Алексеева Ольга Викторовна
Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере

Спортивная карьера - многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие спортивные достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.

Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе.

Публикация «Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере» размещена в разделах

Система психологического сопровождения - целенаправленная деятельность по диагностике и развитию психических качеств, регуляции психического состояния, формированию индивидуального стиля соревновательной деятельности и т. д.

Психологическое сопровождение спортивной карьеры– это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.

Юный спортсмен, начав занятия спортом (спорт школа, группа, индивидуальные занятия, сталкивается с определенными трудностями, значение которых индивидуально для каждого ребенка. Для одного проблема окажется несущественной, другой - столкнувшись с такими же трудностями откажется продолжать занятия.

Для меня спортивная карьера началась случайно, с желания родителей научить плавать своего ребенка. В детском бассейне (лягушатнике, где тренер предложил пойти в группу спортивного плавания, увидев во мне "перспективного пловца" (со слов тренера). Из своего опыта хотелось бы выделить некоторые ситуации:

Проблема: Сочетание спорта с другими видами деятельности.

В первую очередь появилась нехватка свободного времени. В то время, когда мои сверстники шли на улицу гулять, в кино или в парк, мне приходилось отправляться на тренировку. Соблазн "свободы действий" часто становился непреодолимым препятствием на пути к тренировкам, попытки объяснить родителям нежелание заниматься спортом не редко заканчивались слезами и обидами. Данная проблема актуальна в каждом виде спорта, на разных этапах и наиболее выражена на начальном этапе.

Возможные пути решения: Для решения проблемы потребуются действия как родителей, так и тренера.

Родители должны донести до ребенка правильность, престижность, пользу занятий спортом в ущерб развлечениям:

пойти на определенные уступки (напр. "сегодня мы пойдем на тренировку, а завтра погуляем на 20 мин. дольше")

поощрять желание пойти на тренировку (напр. похвала, поощрение "любимым йогуртом" и т. п.)

продемонстрировать положительный пример (напр. фотографии, статьи о выдающихся спортсменах, личные награды и т. д.)

Главная задача тренера - организовать занятия таким образом, чтобы заинтересованность детей в посещении была на высоком уровне, но не в ущерб основным задачам обучения.

замена скучных названий упражнений ассоциациями (напр. отжимания - "прячемся от охотника", плавание на ногах - " моторные лодки" и т. д.)

включение игровых упражнений

поощрение успехов (напр. похвала, привилегии - "кто выше всех выпрыгивает, первый выбирает цветной мячик" и т. д.)

поддержка при отсутствии успехов (напр. "последний приплыл, зато сделал меньше всех вдохов")

При возникновении данной проблемы важно вовремя заметить ее наличие, не допустить перехода в устойчивую степень (когда занятия превращаются для ребенка в "каторгу", с пониманием относиться в желаниям ребенка (выбор вида спорта).

Проблема: Формирование устойчивой мотивации.

По прошествии некоторого времени спортсмен сталкивается с проблемой "нежелание продолжать тренировки". Упражнения становятся скучными, режим однообразным, тренировки более интенсивными.

Возможные пути решения:

широкое информирование о спорте, особенностях спортивной тренировки и новаций, о специфике избранного вида спорта. Важны не только чисто формальные сведения, например, о правилах соревнований, но и яркие рассказы о спортивной жизни вообще, ее "парадной стороне" и "черновой работе", о спортсменах - известных и не очень, о людях, которые помогают спортсмену в спорте и т. п.

игровая терапия

посещение соревнований высокого уровня

Это будет способствовать и развитию мотивации юных спортсменов (в частности, в профилактике "обмана ожиданий" по отношению к тренировкам, и подготовке их к первым соревнованиям.

Проблема: подготовка спортсмена к первым соревнованиям и самоорганизация этих соревнований

В спортивной карьере непременно присутствуют соревнования. Первые соревнования внушают страх разочаровать родителей и тренера, неуверенность в своих силах, все это доставляет большой дискомфорт, порой побуждает юного спортсмена к притворству (болит голова, живот и т. д.)

Возможные пути решения:

первым соревнованиям необходимо придать статус праздника, используя для этого все возможные на этом уровне атрибуты: парад открытия, информирование зрителей, награждение победителей, поздравления и т. п. Настраивая юных спортсменов на выступление, полезнее подчеркнуть значимость участия, а не результата. Установка - показать товарищам, родителям, тренеру, судьям, зрителям, чему спортсмен научился - будет оптимальной

важно, чтобы все участники получили удовлетворение от соревнований, памятные или поощрительные призы, поддержку тренера и родителей

для профилактики страха соревнований наиболее важно поддержать неудачников тех, кто растерялся или не справился с волнением (негативные реакции тренера здесь опасны не только сами по себе, но и потому, что обычно тут же копируются "местными чемпионами", усиливая психотравму неудачника)

анализ своих выступлений

Тренер оказывает помощь юному спортсмену в организации режима дня и рациональном распределении времени. Существенную поддержку спортсмену в решении жизненных проблем и проблем спортивной карьеры общего плана оказывают родители.

Таким образом, уже на начальном этапе спортивной карьеры постепенно развертываются все виды психологической помощи спортсмену при ведущей роли обучения, воспитания и психопрофилактики.

В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена, помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе из кризиса начала спортивной специализации не только физическую, техническую и пр., но и психическую готовность к продолжению своей спортивной карьеры на более высоком уровне.

Публикации по теме:

Дидактические игры на этапе дифференциации звуковДидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчет «Школа юного почтовика»Фотоотчет «Школа юного почтовика» После того, как дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» совершили экскурсию в отделение почтовой связи, сотрудники почтового.

Конструкт «Школа юного пешехода»Конструкт «Школа юного пешехода» Конструкт «Школа юного пешехода» Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для формирования у детей.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Мини-лаборатория, или «Чемодан юного исследователя»Мини-лаборатория, или «Чемодан юного исследователя» Природа наш общий дом. Человек – часть природы! Людям всегда было интересно: наблюдать за природными явлениями, изучать свойства природных.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере
Опубликовано: 14 мая 2020 в 16:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД