Папки-передвижки

Психологическое здоровье дошкольников в современном мире

Наталья Игоревна Кошкина
Психологическое здоровье дошкольников в современном мире

В последние годы в России специалисты различных сфер общественной деятельности все чаще озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения.

И от решения этой проблемы зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.

Публикация «Психологическое здоровье дошкольников в современном мире» размещена в разделах

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками: Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества - это организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

В последние годы двигательная активность детей дошкольного возраста понижается. Они длительное время сидят при проведении с ними различных занятий, (рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Все виды движения - одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Дети, приходящие в первый класс, оказываются более подготовленными умственно, и менее - психически. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Но эти проблемы появляются у ребёнка задолго до поступления в школу.

Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка следующие:

- разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей)который провоцирует психофизическое напряжение;

- плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений, которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

- медицинские факторы, (родовые травмы и так далее, которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоин-ства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.

В нашем детском саду для развития психологического здоровьядошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные и подгрупповые коррекционные программы по следующим проблемам:

- снижение гиперактивности;

- снижение тревожности, снятие страхов;

- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

- коррекция агрессивности и конфликтности

Если:

• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;

• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

• Ребёнок растёт в терпимости и честности, он учится понимать других;

• Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

• Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

• Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;

Признаки психического здоровья ребенка :

• способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

• чувство уверенности и доверия;

• формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка;

• достаточный диапазон чувств.

Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников :

• со стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

• со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;

• со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.

Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.

В своей работе я ставлю следующие задачи психологической поддержки детей :

• Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

• Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

• Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:

• Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.

• Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.

• Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей, высокая требовательность, уважение к нему (по A.C.Макаренко).

Рекомендации по формированию психологического здоровья детей в дошкольном учреждении

Развивайте у детей эмоциональную сферу: способствуйте развитию у ребёнка правильности распознавания собственных эмоций и владения ими.

• Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания).

• Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

• Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

• Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

• Повышайте самооценку ребё нка: хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.

• Научите детей относиться к себе с уважением.

• Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.

• Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.

• Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!

Список литературы:

1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999г.

2. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. /. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 2005 г.

3. Дружинин В. Н. Психическое здоровье детей. – Сфера, 2002г.

Публикации по теме:

Презентация «Воспитатель ДОУ в современном мире» «Воспитатель- это просто состояние души» Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя.

Консультация для родителей «Безопасность детей в современном мире» Консультация для родителей «Безопасность детей в современном мире» Ребенок в современном мире, словно маленькая лодочка в бескрайнем океане.

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. А так же это.

Психологическое здоровье дошкольников как критерий работы дошкольного образовательного учреждения «Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно» Томас Карлейл. Первые.

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Оксана Буйдакова Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском.

Родительское собрание в старшей группе «Здоровье детей в современном мире» Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних.

Семейные традиции в современном мире Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Социальный проект в начальной школе «Школьник и книга в современном мире»Социальный проект в начальной школе «Школьник и книга в современном мире» «Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость Чтение – это главное умение человека в жизни, без него он не может узнать.

Консультация для родителей «Безопасность детей в современном мире» Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя защитить. Мы воспитываем детей в надежде, что они научатся сочетать.

Консультация «Для чего в современном мире необходимо заниматься спортом?» Тема педагогического совета: «Для чего в современном мире необходимо заниматься спортом?» Отвечая на поставленный вопрос необходимо разобраться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье дошкольников в современном мире
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 10:09
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД