Базарова Наталия
Психолого-логопедическое обследование безречевых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Базарова Наталия Анатольевна,
учитель-логопед, МАОУ «ОК «Лицей №3»
отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
Старооскольский городской округ
ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация: Для того чтобы помощь безречевым детям была более эффективной, необходима ранняя и точная диагностика их состояния. В статье рассматриваются конкретные приёмы обследования данной категории детей. Представленные материалы помогут учителям-логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.
Публикация «Психолого-логопедическое обследование безречевых детей» размещена в разделах
Ключевые слова: обследование, психологический статус, интеллект, импрессивная речь.
Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.
Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приё мов: предъявление предметных картинок, предъявление контура, предъявление неполного рисунка, предъявление перечеркнутых фигур, предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Для исследования состояния цветового гнозиса применяется следующий приё м: предъявление цветных фигур. При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.
При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу. При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между. Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. [3]
Состояние интеллекта.
Складывание пирамидки. Ребё нку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Складывание разрезных картинок применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5-6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу. Метод «Почтовый ящик» широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи. Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. Методика «Установление последовательности событий» предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2-5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Методика «Исключение предметов» предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений. [2]
Исследование импрессивной речи. Задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.
Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок. Понимание распространё нных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».
Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками. Понимание сложноподчинённых предложений.
Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных. [1]
Литература
1. Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст] : часть 1: учебное пособие / Т. П. Бессонова. – Москва, 1992 – 170 с.
2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова – Санкт-Петербург, 2003 – 134 с.
3. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учебник / С. Д. Забрамная – Москва, 1995 – 112 с.