Получи документы

Психолого-логопедическое обследование безречевых детей

Базарова Наталия
Психолого-логопедическое обследование безречевых детей

Базарова Наталия Анатольевна,

учитель-логопед, МАОУ «ОК «Лицей №3»

отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»

Старооскольский городской округ

ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация: Для того чтобы помощь безречевым детям была более эффективной, необходима ранняя и точная диагностика их состояния. В статье рассматриваются конкретные приёмы обследования данной категории детей. Представленные материалы помогут учителям-логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

Публикация «Психолого-логопедическое обследование безречевых детей» размещена в разделах

Ключевые слова: обследование, психологический статус, интеллект, импрессивная речь.

Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приё мов: предъявление предметных картинок, предъявление контура, предъявление неполного рисунка, предъявление перечеркнутых фигур, предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Для исследования состояния цветового гнозиса применяется следующий приё м: предъявление цветных фигур. При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу. При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между. Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. [3]

Состояние интеллекта.

Складывание пирамидки. Ребё нку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Складывание разрезных картинок применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5-6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу. Метод «Почтовый ящик» широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи. Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. Методика «Установление последовательности событий» предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2-5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Методика «Исключение предметов» предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений. [2]

Исследование импрессивной речи. Задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок. Понимание распространё нных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».

Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками. Понимание сложноподчинённых предложений.

Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных. [1]

Литература

1. Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст] : часть 1: учебное пособие / Т. П. Бессонова. – Москва, 1992 – 170 с.

2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова – Санкт-Петербург, 2003 – 134 с.

3. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учебник / С. Д. Забрамная – Москва, 1995 – 112 с.

Публикации по теме:

Интегрированное психолого-логопедическое занятие «Веселинка и Грустинка» (2 класс школы 8 вида (1 вариант) Интегрированное психолого-логопедическое занятие «Веселинка и Грустинка» (2 класс) Цель: • Расширение представлений детей об эмоциях, развитие.

Логопедическое экспресс-обследование старших дошкольников и младших школьников ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Источник: Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения.

Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи» Пояснительная записка Актуальность проекта обоснована тем, что сегодня дети дошкольного возраста с нарушениями речи составляют большую группу.

Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи часть» Домашний логопед. Учимся говорить правильно. незаменимый помощник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве.

Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни. 1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено.

Консультация «Нейропсихологическое обследование. Зачем?!» Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку, особенно это касается детей с выявленными проблемами. Возможно, некоторые.

Обследование детей с балльной системой Учитель-логопед общеобразовательного учреждения в своей деятельности ставит перед собой следующие задачи: • обследование и отбор детей.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Обследование школьников с умственной отсталостью Заикание у детей - это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекватного планирования.

Педагогическое обследование ребенка как начальный этап разработки содержания коррекционно-воспитательной работы детей с ОВЗ Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-логопедическое обследование безречевых детей
Опубликовано: 3 марта 2019 в 17:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД