МААМ-картинки

Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Елена Болычева
Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ в ДОУ проводится в четыре этапа:

• Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.

• Второй этап – психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ - педагогом – психологом и логопедом ДОУ.

Публикация «Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

• Третий этап - Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико - педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения для организации коррекционно-развивающей работы.

• Четвертый этап - дифференциальная диагностика, которая проводится психолого – медико – педагогической комиссией.

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:

• определение цели и задач диагностики;

• подбор критериев и показателей для определения результативности;

• выбор методик изучения;

• подготовка диагностического инструментария;

• проведение диагностики;

• формулирование выводов по результатам диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ.

Разделяется на:

Педагогическая, проводится воспитателями.

• Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.

Диагностика строится с опорой на ряд принципов:

1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).

2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.

3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.

4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Воспитатели:

В основе диагностики лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Специалисты:

Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых образовательных потребностей. В ее основе лежит метод - создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Инструментарий для нее - индивидуальная карта развития ребенка.

Логопед:

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:

-произносительной стороны речи;

-лексико-грамматических навыков;

-фонетико-фонематических навыков.

Для педагога – психолога :

Психологическое исследование ребёнка - включает в себя методы диагностики :

• изучает документы ребенка;

• проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;

• осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;

• изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);

• проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования, выявляя особенности:

- восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;

- представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);

- внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);

- памяти (слуховой, зрительной, объем и качество кратковременной и долговременной памяти;

- речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

- мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);

- ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой) : целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);

- эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);

- самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки :

Немов Р. С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С. Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Данная методика представляет собой комплексную систему, включает в себя

• исследование зрительного восприятия;

• пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;

• воспроизведения сложной формы;

• зрительного внимания;

• исследования осязательного и слухового восприятия.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

• Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);

• Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 20 июня 2022 в 21:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Болычева (УИ 2405805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД