МААМ-картинки

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Kristina Anashina
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Также характерны нарушения :

1. Нарушение работоспособности центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа.

2. Нарушение состояние зрительных и моторных функций.

3. Нарушение осознания собственной речи и овладение ею.

4. Низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.

5. Эмоционально-личностная незрелость, расстройства поведения (Жукова Н. С. [2016]).

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

С точки зрения психолого-педагогического подхода, Левина Р. Е. [2009] выделила три уровня речевого развития, которые отражают характерное состоя-ние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи.

У детей с общим недоразвитием речи I уровня развития речи фразовая речь не сформирована. Дети старшего дошкольного возраста имеют скудный ак-тивный словарь, который состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, составлены самими детьми и не всегда понятны окружающим. В общении преобладают лепетные слова, одно-словные предложения, дополненные мимикой и жестами, смысл которых непо-нятен вне ситуации.

У детей этой группы словарный запас резко ограничен, состоит из отдель-ных звуков, звукоподражаний, некоторых обиходных слов. Также нарушено восприятие речи других людей : отсутствует понимание смысла многих слов и грамматических категорий. Значительно нарушена слоговая структура слова, вплоть до воспроизведения только звуковых комплексов, состоящих из одного-двух слогов. Артикуляция смазанная, произношение звуков неустойчивое, мно-гие вообще недоступны для произношения. Фонематические процессы у детей, имеющих первый уровень речевого развития, находятся в зачаточном состоя-нии: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясен и невыполним звуковой анализ слова. Пассивный словарь, находится на первом уровне рече-вого развития, он шире активного. Поэтому создаться впечатление, дети все по-нимают, но сказать не могут.

У детей с общим недоразвитием речи, имеющим II уровень речевого раз-вития, наряду с лепетом и жестами, уже появляются простые двух-трехсложные предложения, но фразы содержательно бедны и однотипны, чаще выражают предметы и действия. Качественный и количественный состав словаря сильно отста т от возрастной нормы : значение многих слов детям недоступно, они за-меняют их похожими по смыслу. Речь аграмматична: формы падежей употреб-ляются неправильно, согласование частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. затруднено. Дети со II уровнем разви-тия речи вс ещ плохо произносят слова с простой и сложной слоговой струк-турой, стечением согласных. Звукопроизношение множественно искажено, зву-ки заменяются и смешиваются. Фонематическое восприятие значительно недо-статочно, к звуковому анализу и синтезу дети не готовы Хомская, Е. Д. [2003].

Детям с общим недоразвитием речи, имеющим III уровень речевого раз-вития, уже доступна развернутая фразовая речь, но используются преимуще-ственно простые предложения, построении сложных затруднено. Понимание речи близко к норме, трудности проявляются в понимании и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинноследственных отношений). Заметно увеличивается объем словарного запаса: в речи используются почти все части речи (чаще – существительные и глаголы, реже – прилагательные и наре-чия); характерно неточное употребление названий предметов. Дети испытывают трудности в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуко-слоговая структура слов нарушена только в трудных словах. Звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему страдают, но в меньшей степени.

У детей IV уровня наблюдается нерезко выраженные остаточные проявле-ния лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Также в речи ребенка может встречаться отдельные нарушения слоговой струк-туры слов и звуконаполняемости. Остается недостаточная внятность, вырази-тельность, немного вялая артикуляция, нечеткая дикция. Не до конца сформиро-ваны звуковые структуры, имеется смешение звуков. У детей проявляется не только недостатки фонетико-фонематического характера, но и некоторые нару-шения смысловой речи. Дети испытывают трудность при дифференцированном обозначении пола, образование слов при помощи увеличительных суффиксов. На 4 уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, проявля-ются незначительные трудности в согласовании прилагательных с существи-тельными. Но остаются сильные трудности в употреблении сложных предлогов, в согласовании числительных с сущетсвительными. (Филичева Т. Б. ,[1999])

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 июня 2023 в 18:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД