Получи документы

Психолого — педагогическая программа развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста «Смышлёныш»

Оксана Викторовна Потафеева
Психолого — педагогическая программа развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста «Смышлёныш»

Актуальность

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки, ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно теряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появляется страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, нестандартно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

Публикация «Психолого — педагогическая программа развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста „Смышлёныш“» размещена в разделах

Направленность

Программа «Смышлёныш» является коррекционно - развивающей. Различные логические игры, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть все то, чем занимается ребенок на занятиях по данной программе, позволяет развивать у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т. д. Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на пятый, шестой год жизни дошкольника.

Новизна

Система занятий по данной программе основана на теории решения изобретательских задач, особенностью которой является направленность на формирование развитого воображения, нестереотипного и нешаблонного мышления у детей. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и упражнений можно менять и самостоятельно делать смысловую «связку» между упражнениями и играми, проявляя свое творчество. Занятия составлены в соответствие с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО, обеспечивающими обогащение детского развития и формирование познавательных интересов и действий у детей среднего дошкольного возраста.

Научно – методологическая основа

Методологическая основа программы «Смышлёныш» - это положения отечественной психологии и коррекционной педагогики : единство биологического и социального планов развития, роль дошкольного детства в личностном развитии ребёнка, зона ближайшего развития, зависимость коррекционного воздействия от времени его начала и содержания, роль обучения в развитии, коррекции и компенсации.

Методическое обеспечение программы представлено пособиями, играми и упражнениями, направленными на развитие психических познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, воображения детей среднего дошкольного возраста.

В основу программы положены следующие принципы:

1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

2. Системный подход – основанный на понимании человека как

целостной системы.

3. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

4. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с

ребенком.

5. Принцип ведущей деятельности.

6. Принцип амплификации детского развития - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.

Методы реализации программы :

словесные методы: беседа, объяснение, постановка вопросов, инструкции;

практические: дидактические игры, упражнения, графические задания, задачи;

наглядные: наблюдение, рассматривание предметов (зрительное, слуховое, тактильное, комбинированное, рассматривание рисунков, иллюстраций;

воспитательные: поощрение, положительный опыт, самоконтроль, самооценка;

релаксационные: упражнения на расслабление, снятие напряжения.

Исходя из вышесказанного, была определена цель программы : развитие психических познавательных процессов.

Цель достигается через решение следующих задач:

- развитие концентрации, переключения и распределения внимания;

- развитие словесно – логического мышления;

- развитие наблюдательности;

- развитие кратковременной и долговременной памяти;

- развитие зрительной памяти;

- развития восприятия;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие мелкой моторики руки и графических навыков;

- развитие воображения;

- развитие связанной речи;

Адресат

Участниками данной программы являются дети 4-5 летнего возраста, с низким уровнем развития познавательной сферы.

Сроки реализации

Срок реализации программы «Смышлёныш» - 1 год (сентябрь – май).

Формы и режим занятий

Программа состоит из 36 занятий по 20 минут каждое, рассчитана на детей 4-5 летнего возраста. Занятия проводятся в свободное от основных занятий время, с учетом режима работы ДОУ. Проходят они в кабинете психолога 1 раз в неделю. Для каждого занятия необходим индивидуальный раздаточный и демонстрационный материал. Форма работы индивидуальная.

Для детей на каждом возрастном этапе используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, развитие происходит от простого к сложному и любой ребенок может обучаться в своем индивидуальном темпе.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Для этого используются:

• Кинезиологические упражнения

• Графические задания

• Рассматривание рисунков

• Упражнения, на развитие интеллекта

• Рассказ психолога и рассказы детей

• Беседы

• Моделирование и анализ заданных ситуаций.

В программе собраны игры и упражнения, направленные на развитие памяти, образно-логического мышления, внимания, восприятия, умения классифицировать, обобщать, сравнивать, синтезировать.

В процессе индивидуальной работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки Результатом реализации программы «Смышлёныш» является развитие у детей :

психических познавательных процессов;

• внимания, зрительной, слухоречевой памяти;

• активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;

• словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль;

развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу;

• сформирован познавательный интерес.

Развивающий и коррекционный эффект программы «Смышлёныш» проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях в других видах образовательной деятельности.

Мониторинг динамики развития ребёнка осуществляется в конце учебного года на третьем этапе реализации программы. Он включает в себя 2 итоговых занятия (№35, №36). Занятие №35 является структурным звеном итоговой диагностики и включает в себя методики диагностики уровня развития познавательной сферы Забрамной С. Д. и Боровик О. В.

Процедурные аспекты обследования:

• согласие родителей на психологическое обследование;

• специальное помещение, оборудованное для работы психолога;

• необходимый диагностический инструментарий;

• отсутствие при обследовании посторонних лиц (не считая родителей);

• обследование может проводиться в один или несколько приемов.

Занятие № 36 – квест - викторина «Путешествие по детскому саду», в которой содержатся игры и упражнения, направленные на:

- повторение знаний и закреплений умений и навыков, полученных детьми на занятиях;

- проявление познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством игровых заданий;

- умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы;

- закрепление умения работать в команде.

Нормативно – правовое регулирование

Программа «Смышлёныш» разработана в соответствии со следующими законодательно-правовыми актами и нормативными документами:

• Конвенцией о правах ребенка.

• Конституцией РФ.

• Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2010 № 19121).

• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (с 30.07.2013г.) СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26.;

• «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Минобразования науки от 27.10.2011 г. № 2562;

• Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014

• Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р).

• «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Учебный план программы

№ п/п Наименование разделов Всего часов

1. Изучение уровня развития познавательной сферы 1

2. Развитие интеллектуальной сферы детей. 33

3. Определение динамики развития. 1

4. Квест - викторина «Путешествие по детскому саду» 1

Итого 36

Принципиально значимыми в программе являются следующие приоритеты:

• учет закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

• реализация личностно - ориентированного подхода к воспитанию и развитию детей через совершенствование методов и приемов работы;

• расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание усло-вий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

• учет изменений в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

• избегание навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.

Календарно – учебный график

Программа «Смышлёныш» рассчитана на 1 учебный год. Количество аудиторных занятий в год на период с сентября по май при нагрузке 1 занятие в неделю – 36 часов. Для детей на данном возрастном этапе используются игры и упражнения, соответствующие возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, развитие происходит от простого к сложному и любой ребенок может обучаться в своем индивидуальном темпе. Занятия строятся в доступной и интересной форме.

Данная программа включает в себя три этапа: диагностический – 1 занятие, коррекционный – 33 занятия и этап итоговой диагностики – 2 занятия.

Самое важное это то, что каждое занятие вызывает познавательный интерес у детей.

№ Наименование раздела, темы Количество часов по каждой теме Форма проведения занятий Форма подведения итогов по каждой теме

сентябрь

1. Диагностический этап.

Цель: выявить уровень развития познавательной сферы ребенка. 1 индивиду-

альная анализ полученных данных

1.1. Знакомство. Диагностика развития психических познавательных процессов.

1. «Помоги рыбкам найти маму»

Цель: выявление особенностей восприятия.

2. «Домики»

Цель: исследование устойчивости памяти, умения сосредоточиваться, распределять внимание.

3. «Накорми домашних животных»

Цель: исследование характера логических связей и отношений между понятиями.

4. «Найди игрушки»

Цель: исследование сформированности мышления.

5. «Какой предмет лишний»

Цель: определение уровня развития словесно – логического мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

Октябрь - май

2. Коррекционно – развивающий

Цель: развитие интеллектуальной сферы детей 33 индивиду-

альная Рефлеския

2.1. Развитие произвольности внимания и восприятия. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.2. Развитие мелкой моторики, мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.3. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.4. Развитие логического мышления и восприятия. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.5. Развитие произвольного зрительного внимания и механической зрительной памяти. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.6. Активизация мышления, развитие наблюдательности. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.7. Развитие зрительного внимания и слуховой памяти. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.8. Совершенствование графических навыков и пространственной ориентировки. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.9. Увеличение объема произвольного зрительного внимания и словарного запаса. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.10. Развитие восприятия формы и величины предмета. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.11. Развитие внимания и наблюдательности. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.12. Развитие общей и мелкой моторики. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2. 13 Развитие логического мышления и внимания. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.14. Расширение словарного запаса. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.15. Развитие зрительной памяти, внимания. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.16. Расширение объема внимания и восприятия. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.17. Развитие навыков анализа и синтеза. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.18. Развитие графических навыков. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.19. Увеличение объема зрительного внимания и мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.20. Совершенствование общей и тонкомоторной координации. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.21. Развитие восприятия предмета. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.22. Воспитание умения работать самостоятельно. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.23. Расширение объема внимания. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.24. Совершенствование тонкомоторных навыков. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.25. Развитие внимания, памяти и фонематического восприятия. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.26. Развитие пространственной ориентировки и координации движений. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.27. Увеличение объема зрительного внимания. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.28. Развитие координации движений и мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.29. Развитие зрительного восприятия. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.30. Развитие сенсомоторики. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.31. Развитие аналитического склада мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.32. Развитие способности к самостоятельной работе и саморегуляции. 1 индивиду-

альная Рефлеския

2.33. Развитие логического мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

Май

3. Заключительный этап

Цель: оценка эффектив-

ности коррекционно – развивающих воздействий. 2 индивиду-

альная определение динамики развития

3. 1 Итоговая диагностика:

1. «Разложи геометрические фигуры»

Цель: диагностика сформированности мышления.

2. «Соедини половинки предметов»

Цель: диагностика уровня развития сенсорного восприятия.

3. «Зрительная память»

Цель: диагностика уровня развития зрительной памяти.

4. «Найди фигуры, похожие на образец»

Цель: диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия.

5. «Кто где живет»

Цель: определение уровня развития словесно – логического мышления. 1 индивиду-

альная Рефлеския

3.2 Квест - викторина «Путешествие по детскому саду», направленная на закрепление знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях; проявление познавательного интереса. 1 групповая Рефлеския

Итого

36 занятий

Содержание с описанием занятий

Программа «Смышлёныш» включает в себя три этапа: диагностический, коррекционный и заключительный - этап итоговой диагностики.

I. Диагностический этап. Его цель: выявить уровень развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Для его реализации использовались методики Забрамной С. Д. и Боровик О. В. Литературный источник: "От диагностики к развитию", М. : Изд-во Секачев, 2020.

Диагностическая работа проводится в начале учебного года и позволяет выявить детей с низким уровнем развития познавательной сферы. Именно с этими детьми в течение года реализуется данная программа.

II. Коррекционно – развивающий этап. Его цель: развитие интеллектуальной сферы детей. Это коррекционно – развивающие занятия (№ 2 – 34).

III. Заключительный этап - этап итоговой диагностики. Его цель: оценка эффективности коррекционно – развивающих воздействий, определение динамики развития.

Для его реализации использовались методики Забрамной С. Д. и Боровик О. В. Литературный источник: "От диагностики к развитию", М. : Изд-во Секачев, 2020.

Итоговое занятие проводится в форме квест - викторины «Путешествие по детскому саду». Оно направлено на закрепление знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и проявление познавательного интереса.

В процессе работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, оказывать на разных детей различное воздействие:

• приемы развивающего обучения,

• приемы игровой психотерапии,

• игры, направленные на развитие воображения,

• игры и задания, направленные на развитие произвольности,

• задания с использованием сказочных историй.

Система условий реализации программы

Программа «Смышлёныш» может быть реализована педагогом-психологом, имеющим:

• высшее педагогическое образование со специализацией «Психолог»;

• знание закономерности возрастного развития детей;

умение осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, коррекционную и развивающую;

• владение навыками психологического сопровождения.

Программа «Смышлёныш» построена с учетом ведущей потребности среднего дошкольного возраста и основана на развитии ведущих психических процессов. Задания на развитие психических познавательных процессов построены в соответствии с возрастом и темами образовательной деятельности.

Работа проводится в кабинете педагога - психолога с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Периодичность встреч 1 раз в неделю.

Для реализации комплекса программы следует учитывать следующие требования к материально-технической оснащенности дошкольного учреждения :

- оборудованный кабинет, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться для индивидуальной работы, оснащенный инструментарием и расходными материалами для проведения психокоррекционных и развивающих мероприятий;

- техническое оснащение: магнитофон, аудио запись музыки, компьютер;

- диагностические материалы;

- дидактический материал.

Дидактический материал соответствует следующим принципам:

• принцип доступности;

• принцип самостоятельной деятельности;

• принцип индивидуальной направленности;

• принципы наглядности и моделирования;

• принцип прочности;

• принцип мотивации.

Оснащение психолого-педагогической деятельности :

1. Наглядные тематические картинки

2. Простой карандаш

3. Индивидуальный раздаточный материал.

4. Индивидуальный демонстрационный материал.

5. Рабочие тетради

Принцип проведения психолого-педагогического процесса :

1. Доброжелательность

2. Наглядность

3. Простота подачи материала

4. Развивающий и воспитательный характер учебного материала

Учебно - методическое обеспечение программы

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мел-кой моторики). — СПб. : Паритет, 2003.

3. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет. – М. : АРКТИ, 1999

4. Земцова О. Н. Развиваем интеллект 4-5 лет. – М. : Азбука-Аттикус, 2015

5. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание,

переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития :

Академия Холдинг, 2001.

6. Литвинова Е. Б. Заниматика с Лёвиком для маленьких гениев. – Краснодар: Улыбка, 2014

7. Мельниченко О. Н. Развиваем мышление и речь (для детей 4-5 лет). – М. : Эксмо, 2015

8. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования в условиях введения ФГОС /сост. Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарёва. – Липецк, ЛИРО, 2014

9. Силберг Дж. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет /Пер. с англ. Е. Г. Гендель. — Минск: Поппури, 2004.

10. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. : Сфера, 2001

11. Шарохина В. Л. Коррекционно – развивающие занятия (в младшей, средней группе). М. : Книголюб, 2004

12. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Автор публикации:
Психолого — педагогическая программа развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста «Смышлёныш»
Опубликовано: 29 октября 2022 в 18:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД