Папки-передвижки

Психолого-педагогическая работа по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности

Светлана Крылова
Психолого-педагогическая работа по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассмотрена проблема психолого-педагогической работы по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности в условиях детского сада, решение которой педагогический коллектив нашел во внедрении и реализации дополнительной образовательной программы «Лучики». Также приведены результаты диагностического исследования выявления одаренности дошкольников. Установлено, что для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие ребенка таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям.

Публикация «Психолого-педагогическая работа по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности» размещена в разделах

Ключевые слова: высокомотивированные и способные дети, одаренность, возможности, творческий потенциал, личность ребенка, потребность, выявление, поддержка, развитие.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

Мы - воспитатели, встречающие в своей практике одаренного ребенка, нередко испытываем определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и подхода.

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста. В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом [2, с. 25]. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития детей в нашей стране являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В проекте ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. В Городской целевой программе «Одаренные дети Самарской области» на 2015-2020 годы ключевой идеей является выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, создание условий для оптимизации процесса сопровождения одаренных детей и обеспечения возможностей для наращивания и проявления их одаренности.

Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка[3, с. 7]. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова.

По определению авторов концепции : «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2, с. 21].

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей [7, с. 73].

Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека [4, с. 37]. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования [1, с. 13]. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка [1, с. 17]. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.

Проявление индивидуальных различий по способностям имеет существенное значение в дошкольном детстве, определяющее развитие личности в целом, ее дальнейшее становление и проявления на последующих возрастных этапах [3, с. 15]. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы – одаренности. Но у одаренных детей также есть свои проблемы :

• Отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

• Трудности в общении со сверстниками. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

• Отрицание социальных норм и общегрупповых правил. Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

• Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

• Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых.

Поэтому работа с такими детьми в саду и дома должна быть соответственной и правильной.

Нашей ДОО ближе динамический подход как один из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности [3, с. 13]. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностики развития» [3, с. 27].

Одним из направлений работы нашей ДОО является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Психолого – педагогическая работа по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности в нашем детском саду реализуется в рамках дополнительной образовательной программы «Лучики», цель которой создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей в ДОО. Задачи программы:

• Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы.

• Выявление способных, а также с предпосылками одаренности детей дошкольного возраста.

• Создание условий для развития одаренности детей;

• Поиск и внедрение методов работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

• Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

Наша деятельность в рамках дополнительной образовательной программы «Лучики» предусматривает работу в три этапа : первый этап - диагностический; второй этап – коррекционно-развивающий; третий этап – контрольно-поддерживающий.

На первом этапе был использован метод наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности и при самостоятельной занятости. Это позволило выявить определенный круг детей, которые в равных условиях проявляли более высокий темп, легкость усвоения и быстроту продвижения в освоении того или иного вида деятельности, что является существенным показателем значительности способностей (одаренности). Особенно значимым является то, что данные дошкольники проявляют личное стремление к интересным для них видам деятельности.

Помимо метода наблюдения, для выявления одаренности дошкольников мы использовали следующие методики:

1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста по Е. А. Стребелевой;

2. Прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветной вариант);

3. Тест Гилфорда на изучение творческого смышления;

4. Методика «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями».

Проведя психолого-педагогический мониторинг 50 дошкольников, начиная с первой младшей группы (2-3 года, мы получили следующие результаты:

№п/п Виды одаренности Количество детей

1. Интеллектуальная 8

2. Академическая 13

3. Творческое, креативное мышление 11

4. Общение, лидерство 12

5. Художественно-изобразительная 3

6. Физическая (двигательная активность) 6

Причем некоторые дети показали высокие результаты способностей сразу в нескольких видах (например, Ярослав Ф. – интеллектуальная и академическая, Лиза Т. – общение, лидерство и двигательная и т. д.).

На основании полученных данных нами составлены «профили одаренности», что дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком.

В нашем детском саду мы используем разнообразные методы и приемы по работе с высокомотивированными, способными и одаренными детьми. В первую очередь, это создание развивающей предметно – пространственной среды. Во всех возрастных группах работают Центры активности («Науки и экспериментирования», «Театра и музыки», «Изостудия», «Физкульт – Ура!» и другие, которые оснащены различными материалами, играми и пособиями, дающими возможность реализовать детям свои способности в разных видах деятельности.

Обучая и развивая одаренных детей по дополнительной образовательной программе «Лучики», мы используем разноуровневые задания с учетом индивидуальных способностей наших воспитанников. Используем игры – исследования («Назови свойства воды», «Волшебная глина», «Молочные реки – кисельные берега», опросы, проективное рисование на манке, муке, песке и т. п. («Дорисуй фигуру, чтобы получилась картина», просмотр и обсуждение мультфильмов, презентаций; чтение и обсуждение литературных произведений, игры с элементами песочной терапии («Создай свою планету», «Детский сад будущего» и т. п.). Организуем интеллектуальные игры, например, «Умники и умницы», творческие конкурсы, праздники, концерты, конкурсы чтецов, театрализация сказок, спортивные соревнования и олимпиады, участвуя в которых ребята могут показать свои способности. Творческие работы наших воспитанников принимают участия в районных, окружных, региональных и всероссийских конкурсах, где занимают призовые места.

Также в нашем детском саду работают кружки : «Юные конструкторы», «Любознайка», «Лоскутик», «Загадочные шарики», «Музыкальная гостиная», «Олимпионик», целью которых является развитие различных способностей детей. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться.

Выявление одаренных дошкольников в нашем детском саду не является самоцелью, более важной задачей для нас является их воспитание и развитие, оказание им психолого-педагогической помощи и поддержки с созданием благоприятных условий для совершенствования индивидуальности каждого ребенка. В соответствии с этим и организуется работа, опираясь на присущую таким детям ярко выраженную познавательную потребность, составляющую основу познавательной мотивации.

Также мы проводим занятия по психолого- педагогическому просвещению и повышению компетенции родителей и педагогов. Взаимодействие с педагогами и родителями осуществляется через организацию и проведение тренингов, мастер-классов, родительских собраний, а также индивидуальные консультации и консультации в форме буклетов.

Эффективность диагностической и развивающей деятельности с одаренными детьми зависит от различных факторов, в том числе:

• Уровня подготовленности специалистов, занимающихся данным вопросом;

• Системности и непрерывности занятий.

Соответственно организация дальнейшей работы по повышению качества психолого-педагогического сопровождения одаренных детей видится в следующем :

1. Обучение воспитателей, специалистов и родителей в данном вопросе (курсы, семинары, мастер – классы, самоподготовка).

2. Организация работы в соответствии с индивидуальными маршрутами сопровождения одаренных детей.

3. Проведение промежуточных и итоговых обсуждений результатов работы.

Критерием эффективности совместной работы по выявлению и поддержке одаренных детей, на наш взгляд, является удовлетворенность детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений детей : доля участников и победителей районных, областных, региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов, что отражается в персональных портфолио воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Белова, Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е. С. Белова. – М., 1998. - 251с.

2. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский / под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1998.

3. Богоявленская, Д. Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. - М., 2005.

4. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Одаренность : из детства в отрочество [Текст] : Учебное пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 160 с.

5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст] / Под ред. А. М. Матюшкина. - М. ; Воронеж, 2004.

6. Попова, Л. В. Одаренные девочки и мальчики [Текст] / Л. В. Попова // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - №3. - С. 58-65

7. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Развлечение для детей любого возраста, а также для совместной деятельности детей и взрослых «Карнавал цветов и улыбок»Развлечение для детей любого возраста, а также для совместной деятельности детей и взрослых «Карнавал цветов и улыбок» Карнавал цветов и улыбок. Развлечение для детей любого возраста, а также для совместной деятельности детей и взрослых. Задачи: 1. Вызвать.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Публикация 3-ей подборки стихотворений «Как воспитать манеры» для детей в возрасте от 4–11 лет, а также для взрослых В стихотворениях проходит линия воспитания вежливости посредством осмысления ребёнком аналогов животного мира (насекомых, взаимоотношения.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая работа по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности
Опубликовано: 20 июля 2022 в 08:49
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая работа по развитию высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одаренности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крылова (УИ 337819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД