Васильева Вероника
Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края
Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста, с детским церебральным параличом
Инвалидность детей с церебральным параличом занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями. С самого рождения такие дети нуждаются в постоянном прохождении полных курсов интенсивного лечения, включая различные направления воздействия, начиная от лечебной физкультуры, игротерапии, и заканчивая хирургическим вмешательством, которые способствуют не только лечению и восстановлению, но являются также важными факторами социальной адаптации.
Публикация «Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Растущий интерес к детям с нарушениями развития отражает наметившееся прогрессивное изменение взглядов на систему помощи больному ребенку и его семье : при сохранении таких значимых направлений работы, как гигиенический уход, медицинское обслуживание, обеспечение индивидуальными средствами реабилитации и подготовка к посильным видам труда, все настойчивее ставятся задачи по развитию личности ребенка и его успешной интеграции в социум.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лживым, лицемерным.
По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Следовательно, для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.
Для педагога важны следующие структурные характеристики семьи :
- наличие брачных партнеров;
- стадия жизненного цикла семьи;
- порядок заключения брака;
- количество поколений в семье;
- количество детей.
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи, так и потенциальные факторы социального риска.
Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. Сочетание всех перечисленных характеристик складываются в комплексную характеристику – статус семьи.
Из существующего множества типологий семьи задачам педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, и в случае необходимости оказать своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями. Для данной семьи необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога, он оказывает им образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи – те, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП, является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Относится, к таким детям следует спокойно, ровно, доброжелательно, имея в виду, что они нуждаются в их помощи.
Основными направлениями оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП являются : обучение родителей приемам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми, повышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей, формирование позитивного сплоченного образа семьи у детей, снижение уровня тревожности у детей в внутрисемейных отношениях.
Специалисты в области социальной педагогики Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. А., Дьяконов В. П. считают, что деятельность социального педагога с семьей может разворачиваться по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.
Основными задачами направлений являются:
- формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;
- коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок с отклонениями в развитии;
- коррекция личностных нарушений у родителей;
- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей, как в отношении своих детей, так и в отношениях с социумом;
- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи, членами семьи и посторонними лицами.
В отечественной и зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.
Среди краткосрочных форм работы с семьей, выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в жизненном цикле семьи. Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или уменьшить их остроту, самостоятельно, отсюда задача социального педагога, психолога – создать такие условия.
Долгосрочные формы работы обычно построены на психоциальном подходе. К долгосрочным формам работы с семьей можно отнести следующее: социально-педагогический патронаж, социально-психологический тренинг, социально-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие занятия и т. п.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нарушения детско-родительских отношений оказывают серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало бы значительному улучшению детско-родительских отношений.
Используемая литература:
1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. : Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. : «Акаденмия», 2001.-192с.
2. Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции. -М. : московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2000.-320с.
3. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:/ Шипицына Л. М., Мамайчук И. И--- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-368с.
4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В2 кн. -2- е изд., перераб. и доп. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998:- кН. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480с.