МААМ-картинки

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Васильева Вероника
Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста, с детским церебральным параличом

Инвалидность детей с церебральным параличом занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями. С самого рождения такие дети нуждаются в постоянном прохождении полных курсов интенсивного лечения, включая различные направления воздействия, начиная от лечебной физкультуры, игротерапии, и заканчивая хирургическим вмешательством, которые способствуют не только лечению и восстановлению, но являются также важными факторами социальной адаптации.

Публикация «Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП» размещена в разделах

Растущий интерес к детям с нарушениями развития отражает наметившееся прогрессивное изменение взглядов на систему помощи больному ребенку и его семье : при сохранении таких значимых направлений работы, как гигиенический уход, медицинское обслуживание, обеспечение индивидуальными средствами реабилитации и подготовка к посильным видам труда, все настойчивее ставятся задачи по развитию личности ребенка и его успешной интеграции в социум.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лживым, лицемерным.

По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Следовательно, для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для педагога важны следующие структурные характеристики семьи :

- наличие брачных партнеров;

- стадия жизненного цикла семьи;

- порядок заключения брака;

- количество поколений в семье;

- количество детей.

В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи, так и потенциальные факторы социального риска.

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. Сочетание всех перечисленных характеристик складываются в комплексную характеристику – статус семьи.

Из существующего множества типологий семьи задачам педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, и в случае необходимости оказать своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями. Для данной семьи необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога, он оказывает им образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи – те, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП, является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Относится, к таким детям следует спокойно, ровно, доброжелательно, имея в виду, что они нуждаются в их помощи.

Основными направлениями оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП являются : обучение родителей приемам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми, повышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей, формирование позитивного сплоченного образа семьи у детей, снижение уровня тревожности у детей в внутрисемейных отношениях.

Специалисты в области социальной педагогики Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. А., Дьяконов В. П. считают, что деятельность социального педагога с семьей может разворачиваться по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.

Основными задачами направлений являются:

- формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;

- коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок с отклонениями в развитии;

- коррекция личностных нарушений у родителей;

- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей, как в отношении своих детей, так и в отношениях с социумом;

- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи, членами семьи и посторонними лицами.

В отечественной и зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

Среди краткосрочных форм работы с семьей, выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в жизненном цикле семьи. Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или уменьшить их остроту, самостоятельно, отсюда задача социального педагога, психолога – создать такие условия.

Долгосрочные формы работы обычно построены на психоциальном подходе. К долгосрочным формам работы с семьей можно отнести следующее: социально-педагогический патронаж, социально-психологический тренинг, социально-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие занятия и т. п.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нарушения детско-родительских отношений оказывают серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало бы значительному улучшению детско-родительских отношений.

Используемая литература:

1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. : Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. : «Акаденмия», 2001.-192с.

2. Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции. -М. : московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2000.-320с.

3. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:/ Шипицына Л. М., Мамайчук И. И--- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-368с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В2 кн. -2- е изд., перераб. и доп. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998:- кН. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480с.

Публикации по теме:

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена.

Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?»Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Тренинг детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи:.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.

Программа развития детско-родительских отношений «Давайте общаться» Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» Название: Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ.

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Новогодние узоры» Цель: Способствовать гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: 1. Развивать коммуникативные умения. 2. Создание атмосферы эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 13:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД