Валентина Аксенова
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
татья посвящена изучению психолого-педагогических условий и адаптационных механизмов у детей раннего возраста к детской образовательной организации. Объектом нашего исследования будет являться процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Предметом исследования являются психолого-педагогические условия и факторы оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного заведения. В психологии термин «адаптация» определяют, как перестройку психических процессов личности под объективным воздействием окружающей среды, и способность личности приспосабливаться к изменениям среды без дискомфорта и конфликта со средой. То есть личность должна освоить некие нормы и ценности общества и войти в новую социальную роль. [2] Об адаптации начинают говорить, как о явлении, требующем единства человека и общества (Л. С. Выготский) [1]. В работах этих авторов адаптация рассматривается как единство взаимодействия личности и социума. Чем активнее личность, тем быстрее она познает мир, и тем быстрее у нее вырабатываются новые варианты взаимодействия с обществом. Социальная среда рассматривается как нечто статичное. Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению требуется соблюдение ряда условий и факторов. Необходимо, чтобы малыш был здоров, и у него сформировался комплекс личностных новообразований, определяющих психологическую зрелость. Длительное действие стрессирующих факторов, коими являются новые условия детского образовательного учреждения, может привести к тому, что у ребенка начнутся проблемы со здоровьем, что негативно скажется на самом процессе адаптации. Если малыш находится в состоянии стресса, необходимо приложить все усилия для нейтрализации стрессирующих факторов. С
Публикация «Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
А К Т У А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы С О В Р Е М Е Н Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я : С Т А Н О В Л Е Н И Е, Р А З В И Т И Е, П Е Р С П Е К Т И В Ы
13
В психодиагностике выделяют направление психодиагностики раннего детства. Под данным видом психодиагностики понимают комплекс психодиагностических процедур, направленных на диагностику новорожденных и младших дошкольников. Психодиагностика раннего возраста проводится в следующих целях: выявляет раннее наличие отклонений, помогает определить возможности ребенка, дает информацию о разных сферах развития ребенка – сенсорном, моторном, эмоциональном развитии, определяет уровень развития способностей, раскрывает особенности общения ребенка и взрослого в разные временные периоды. Диагностирование нельзя рассматривать как разовое мероприятие, оно должно носить системный характер, оценивать развитие ребенка во времени. Для успешного проведения адаптационных процедур с детьми раннего возраста необходимо сначала продиагностировать их уровень адаптации. Использование методик имеет свои особенности, вызванные возрастными характеристиками испытуемых. Наиболее оптимальным для проведения диагностики детей раннего возраста является метод наблюдения, на основании которого построено большинство диагностических процедур. В основном, все методики представляют собой оценочные листы или опросники для родителей, в которых необходимо произвести оценку психофизиологического состояния ребенка. Существуют и более сложные методики. Но они рассчитаны на детей трехлетнего возраста, которые достаточно хорошо владеют речью. Профилактические меры по проведению адаптации детей раннего возраста к детскому саду должны проходить в единстве семьи и педагогов учреждения. Важную роль играет работа с родителями, которые до начала посещения детского сада должны создать условия, которые будут способствовать адаптации ребенка. Нельзя забывать и про здоровье малыша – в сад он должен идти с вылеченными хроническими и соматическими заболеваниями. Сегодня начинают развиваться инновационные методы, направленные на адаптацию малыша к саду. Следует отметить, что в их основе также лежит единство медицинского, педагогического и семейного факторов. Новые подходы заключаются в установлении индивидуального режима для новеньких детей, медицинских процедурах для ослабленных, использовании различных психотерапевтических приемов с целью облегчения процесса адаптации для ребенка. Однако, какой-то единой системы и приемов адаптации пока не разработано, и дошкольные учреждения выбирают те приемы работы, которые кажутся им наиболее оптимальными. Список литературы: 1. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собр. соч. в 6 т. [Текст] / Выготский Л. С. – М. : Педагогика. – 1984. – 356 с. 2. Горошидзе Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде: Дис. канд. психол. наук. [Текст] / Горошидзе Г. А. – Тбилиси. – 1982. – 165 с.