МААМ-картинки

Психолого — педагогический практикум «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»

Лошкарева Оксана Сергеевна
Психолого — педагогический практикум «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»

Психолого – педагогический практикум

ТЕМА: «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Лошкарева Оксана Сергеевна

Содержание работы:

1. Понятие доброты

2. Создание развивающей среды в ДОУ для воспитания доброты

3. Механизм формирования доброты

Публикация «Психолого — педагогический практикум „Воспитание доброты у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

4. Условия и методы для формирования доброжелательности у детей

5. Педагогическая ситуация

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста

Формирование социально-коммуникативного развития личности в дошкольном возрасте является одним из главных направлений ДОУ.

Необходимость развития доброжелательных отношений между детьми одно из условий развития всесторонней личности.

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М. Пришвин).

Обратимся к словарю Даля В. И. :

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

Добрый - несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.

В словаре Ожегова П. И. добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, (добро)сердечный.

Толковый словарь Дмитриева трактует понятие доброта как душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям.

В энциклопедическом словаре доброта — душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что вызывает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо»

В энциклопедическом словаре доброта — душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Свою работу мы начали с изучения понятия по словарю Д. Н. Ушакова: доброта - доброта характера.

В словаре Ожегова П. И. доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Толковый словарь Дмитриева трактует понятие доброта как душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям.

В энциклопедическом словаре доброта — душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Таким образом, объединив все понятия, мы приходим к выводу, что доброта – это черта характера, при которой возникает стремление делать добро другим.

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Наша группа находиться на втором этаже здания. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды, групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи, спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды, туалетная (совмещенная с умывальной). Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами. Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Стулья и столы относятся к одной группе мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, обладают низкой теплопроводностью, являются стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Туалетные помещения делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов, оснащение которых соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.

Чтобы сформировать у детей представление о доброте, нашей группой была приобретена книга «Правила воспитанных детей», при чтении стихотворений в которой дети получали ответы на вопросы именно детских проблемных ситуаций: нахождение в детском коллективе, дружба, обращение с игрушками и прочее.

При чтении программных сказок «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» беседовали по их содержанию. Создавали перед детьми проблемные ситуации «Подумать и решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?», «Что было бы, если бы зайка не пустил к себе лисичку переночевать?»

При чтении художественной литературы анализировали прочитанное и обязательно приходили к выводу, что добро, всегда побеждает зло.

Для создания мотива быть добрым мы использовали звездочки-жетоны, которые вручали детям в конце дня за добрые поступки и дела. Всю неделю дети копили звездочки, а в конце недели обменивались на медальку «Самый добрый ребенок на этой неделе».

Ежемесячно проводили день добрых дел, все фиксировали на фотоаппарат, затем организовывали выставку «Наши добрые поступки».

Для развития привычки быть воспитанным и добрым организовывали словесные игры «Доскажи словечко», «Это я, это я…». Также проводили дидактические игры «Где мы были, мы не скажем…».

В группе были созданы альбомы для рассматривания «Каталог добрых дел», изготовлены дидактические игры «Противоположности», «Я и мое поведение».

Особое значение в жизни детей отводится место сюжетно-ролевой игре. Через такие игры мы воспитываем в детях такие качества как: милосердие, доброту, отзывчивость.

Большую возможность для формирования доброты, заботливости дают игры на бытовые темы – в семью, детский сад, больницу. Игры на бытовую тему, особенно в семью, дают возможность глубже познакомиться с домашней обстановкой детей. Если мы замечаем негативные проявления дошкольников по отношению к своим куклам, то обязательно обращаем на это внимание родителей. Специфика бытовой игры требует единства воспитательной работы в детском саду и семье.

В образовательной деятельности очень часто используем проблемные ситуации, в решении которых дети принимают активное участие.

Активное участие принимали дети при организации театрализации для детей более младшего возраста, когда осознавали, что малышам своим выступлением они приносят радость. С большим желанием дети готовят утренники-выступления для родителей, поделки к праздникам для бабушек и дедушек, заранее предвкушают, как обрадуются мамы, бабушки, папы и дедушки.

Совместно с музыкальным работником организовывали развлечения «Что это такое доброта». Дети выясняли, как доброта выражается в музыке, в чем проявляется в игре.

Мы постоянно стимулируем желание ребенка быть добрым. В группе было открыто «Бюро добрых дел». Мы оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде. Мы предложили детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему «Добрые дела». Раздавали эмблемы и дипломы «Самый добрый ребенок в группе».

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются :

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

Педагогическая ситуация :

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Список использованной литературы

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка.

2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с. ISBN 5-7695-0816-7

4. Пем Лео. «Как создать теплые отношения с детьми». Минск 2008.

5. Л. И. Пензулаева. Подвижные игры, как средство воспитания. М. ;2002.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Сан ПиН 2.4.1. 3049-13

7. azbyka.ru › Духовное развитие ребенка › Воспитание милосердия

8.www.rae.ru/forum2012/10/263

9.www.kid.ru/pregnancy/index433.php3

10.enc-dic.com/ozhegov/Dobrota-7264.html

11.dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/789914

12.https://raguda.ru/ou/nravstvennyh-kachestv-u-detej-doshkolnogo.html

13.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/09/14/vospitanie-dobroty-u-doshkolnikov

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ ЦРР ДС №12 «Орлёнок» г. Лобня Долгосрочный проект реализуется как профилактическая помощь педагогам и сотрудникам в преодолении стрессовых.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Стране Доброты»Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Стране Доброты» Цель: формировать у детей нравственное поведение; развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение; активизировать и расширять.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Стихи к всемирному Дню доброты для детей старшего дошкольного возраста Стихи к всемирному Дню доброты для детей старшего дошкольного возраста 1. Добрый день, при встрече скажем. Не задумаемся даже. Что день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого — педагогический практикум «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 09:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД