Лучший педагог года

Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста

Алена Куулар
Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста

Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые педагоги, а также участники семинара. Меня зовут Куулар Алена, учусь я на последнем курсе ЗДО. Я выступаю с темой «Особенности сюжет но-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста»

Публикация «Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Рассматриваю проблемы субкультуры дошкольника, особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: субкультура; игровая деятельность; психолого-педагогические приемы; компьютерные технологии.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что за последние десятилетия в современной детской субкультуре произошли серьёзные изменения, которые оказывают воздействие на развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Т. Д. Марцинковская обращает внимание на то, что термин «субкультура» в последние годы становится всё более популярным, но единого подхода к анализу конкретного содержания данного термина не существует. В значительной мере это связано с тем, что, субкультура по определению, является междисциплинарным понятием, сущность которого, естественно, различается в разных науках – философии, культурологии, социологии и психологии. Исследования социологов, психологов и педагогов последних лет показывают, что развитие информационного пространства, появление новых электронных средств коммуникации и различных электронных устройств (гаджетов; планшетов, смартфонов, айфонов и т. д.) вытесняют из детской субкультуры привычные сюжетно-ролевые игры. Под детской субкультурой мы понимаем – совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка : произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т. д.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети вс более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения.

Как изменился мир игры современного дошкольника?

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т. д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и т. д. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры : при всем многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.

Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума.

Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, как это было раньше-дворовые игры.

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

На что нужно обратить внимание современному педагогу?

Во-первых, на то, что игра, как и прежде, – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

В-третьих, взрослый должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть.

Чтобы взаимодействие воспитателя с детьми было успешным необходимо активизировать личностно-ориентированный компонент в данном виде деятельности:

- учет социометрического статуса ребенка;

- знание индивидуальных особенностей каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);

- виденье, как складываются отношения детей в коллективе (кому ребенок отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье).

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время воспитывать и развивать. А вот играя с детьми, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей». Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

А теперь, я хочу поделиться опытом организации сюжетно-ролевых игр детей подготовительного к школе возраста в нашем саду.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр., при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг, медицинский центр). В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес.

Организовывая игру, мы стараемся соблюдать следующие этапы:

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). Для этого мы приглашаем родителей или других специалистов в различных видах профессиональной деятельности

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры или, как мы ее называем, «игра в подготовку к игре» :

определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться организованная образовательная деятельность. Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры.

Одной из основных задач педагогического сопровождения игровой деятельности детей является создание современной предметно-игровой среды.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают игровое пространство, используя модули, ширмы, занавеси, столы, стулья.

Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с другой стороны, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в промаркированных коробках. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

 

ВЫВОД: с принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры :

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.3049-12 о режиме дня.

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой и режиссёрской игры.

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед со специалистами.

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

10. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

11. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

12. Предметно-пространственная игровая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

13. Включайте игру в планирование деятельности в рамках тематической недели.

Литература: 1. Марцинковская, Т. Д. Психология субкультуры / Т. Д. Марцинковская // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные решения. – М. : МПСИ, 2011. – № 4(13). – С. 37-49. 2. Марцинковская, Т. Д. Психология субкультуры // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2014. – № 4. – С. 114-124. Эльконин, Д. В. Психология игры. – М. : Владос, 1999. – 226 с. https://childpsy.ru›lib/articles/id/10339.php

Публикации по теме:

Проект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста Проект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатели: Корень О. Г. Дата проведения : август 2017.

Конспект сюжетно — ролевой игры «Салон красоты» для старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты». Задачи: - помочь создать игровую обстановку наладить.

Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей среднего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Образовательные задачи:.

Проект сюжетно-ролевой игры «Космические приключения» для старшего дошкольного возрастаПроект сюжетно-ролевой игры «Космические приключения» для старшего дошкольного возраста Проект: краткосрочный, групповой, игровой. Актуальность проектаСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их.

Проект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста Проект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатели: Корень О. Г. Дата проведения : август 2017.

Проект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Африку-фотосафари» для детей старшего дошкольного возраста. Проект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Африку- фотосафари» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Обобщать и расширять знания.

Публикация о влиянии педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Статья Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности детей.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста Игра занимает важное место в жизни ребенка, а сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она имеет огромное.

Конспект занятия — сюжетно ролевой игры «Баба-Яга в супермаркете» для детей старшего дошкольного возраста «Баба-Яга в супермаркете» (для детей старшего дошкольного возраста)Задачи: - развитие эмоциональной отзывчивости, стремления помогать людям.

Значение сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 13:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД