Лучший педагог года

Путешествие по страницам любимой сказки «Урок литературного чтения по сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Козина Елена
Путешествие по страницам любимой сказки «Урок литературного чтения по сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Путешествие по страницам любимой сказки

Урок литературного чтения по сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Цели: познакомить учащихся с биографией П. П. Ершова и историей создания

сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать

литературное произведение, аргументировать свой ответ, развивать

логическое мышление, речь учащихся.

I. Слово учителя

Публикация «Путешествие по страницам любимой сказки „Урок литературного чтения по сказке П, П, Ершова „Конёк-Горбунок“» размещена в разделах

Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.

В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Какое впечатление оставила у вас сказка «Конёк-Горбунок»?

(Выступления учащихся, обмен мнениями)

С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Кто же он, автор этой замечательной сказки?

Слайд №2

Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии.

Слайд №3

Он был слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его отца перевели на службу в Тобольск. Мальчики поразили каменные дома, древний Кремль, городская ярмарка.

В 1830 году он с отличием окончил гимназию и поступил в Петербургский университет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым. Плетнёв показал её Пушкину, тому она тоже понравилась, он даже произвёл некоторую правку. В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В общей сложности она выдержала семь изданий.

Слайд №4

В 1836 году Ершов окончил университет и был направлен учителем в свою родную гимназию, а в 1844 году он был назначен инспектором гимназий, хотя он хотел возглавлять свою гимназию. Эта мечта осуществилась только через тринадцать лет. Это было нелёгкое время в жизни Ершова. Ему суждено было влюбиться в дочь бывшего директора гимназии, вдову с несколькими детьми. После женитьбы Ершову пришлось оставить литературную деятельность : надо было изо дня в день думать о материальном обеспечении семьи. Судьбы детей и внуков писателя сложились по-разному, но почти все они тоже были педагогами. Две внучки Ершова, Ольга и Надежда, усыновили детей-инвалидов, отдав им всё тепло своих сердец. До нас дошло несколько фотографий членов семьи поэта и несколько его портретов, выполненных разными художниками.

Слайд № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

В Тобольске и Ишиме свято хранят память о великом земляке. В Тобольске поставлен памятник его сказочным героям, (слайд №12) в 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет (слайд №13, в 1941 году снят фильм (слайд №14, а в 1947, а затем в 1975 годах снят мультфильм по сказке (слайд №15). В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждаются денежные вознаграждения, дипломы и символ Премии – скульптурная композиция, изготовленная из кости: Иванушка на Коньке-Горбунке гордо держит Жар-птицу. Вручается она на родине сказочника 6 марта, то есть в день рождения поэта.

Слайд № 16, 17, 18

II.Аналитическая беседа по сказке

• Что общего между сказкой «Конёк-Горбунок» и русскими народными сказками?

• В сказках часто встречается число три. В каких случаях оно использовано автором «Конька-Горбунка»? (Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана).

• А где встречается цифра семь? (Путешествует Иван каждый раз семь дней).

• Какое слово использует автор для обозначения этих семи дней? (седмица)

• Приведите примеры из текста, где использовано это слово.

Вот Иванушка поднялся,

В путь-дорожку собирался,

Взял корыто и пшено,

И заморское вино;

Потеплее приоделся,

На коне своём уселся,

Вынул хлеба ломоток –

Доставать свою жар-птицу

Едут целую седмицу.

• Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (честность, открытость, настойчивость, упорство, пытливость, терпение). Докажите примерами из сказки, что все эти качества присущи герою.

• Чем Иван отличается от своих братьев? (трудолюбием, исполнительностью, серьёзностью). Аргументируйте свою точку зрения.

• Какие качества осуждает автор в своих героях? В ком именно? (ложь, зависть, неумение держать данное слово, неблагодарность).

• Чему ещё учит сказка? (Настоящей дружбе). Докажите это утверждение.

• Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья?

• От кого же зависит наше счастье?

Сказка А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Подходит ли данный афоризм сказке «Конёк-Горбунок»?

III. Литературная викторина

Презентация №1

IV. Лексическая работа

В тексте сказки нам встретились фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания. Вот одно из них:

Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери.

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног!

• Что обозначает выражение «сонные тетери»? (Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение «глухая тетеря», «сонная тетеря»).

• Какую роль играют фразеологизмы в тексте? (Украшают речь, делают её выразительной, образной)

Определите дома значение фразеологизмов «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки».

Домашнее задание

1. Выписать значения фразеологизмов.

2. Сравнить по содержанию сказку «Конёк-горбунок» и одноимённый мультфильм.

Публикации по теме:

Паспорт мини-музея «Конёк-горбунок» в рамках проекта «Конек-горбунок» ПАСПОРТ Мини-музея «Конёк-горбунок» СОДЕРЖАНИЕ: Анкета … …. 3 Сведения об авторском коллективе….…4 Паспортные.

Фотоотчёт 8 марта «Конёк — Горбунок»Фотоотчёт 8 марта «Конёк — Горбунок» Все дети любят слушать сказки. А рассказывать, да ещё разыгрывать? В нашем детском саду «Звёздочка» всё началось с идеи попробовать.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект занятия по изготовлению поделки из травы «Конь ретивый с длинной гривой» к юбилею сказки П. Ершова «Конек-горбунок»Конспект занятия по изготовлению поделки из травы «Конь ретивый с длинной гривой» к юбилею сказки П. Ершова «Конек-горбунок» Конспект открытого занятия: Конь ретивый с длинной гривой. В поддержку 26 мая. Юбилея сказки П. Ершова «Конек-горбунок» Конспект открытого.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Проект «Конёк-горбунок» Долгосрочный, информационно-творческий, совместный проект детей и родителей группы № 10 «Лучики», педагогов: ,Серовой И. В., Кондауровой.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие по страницам любимой сказки «Урок литературного чтения по сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Опубликовано: 2 июня 2020 в 07:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД