Папки-передвижки

Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»

Наталия Забанова
Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»

Рабочая образовательная программа старшей группы (5–6 лет) «Юные краеведы»

Пояснительная записка

Программа кружка «Краеведы» является программой экологической направленности, созданной на основе общеобразовательной программы МБДОУ д /с «Родничок». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Публикация «Рабочая образовательная программа старшей группы „Юные краеведы“» размещена в разделах

Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, поселком, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной поселок. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Возраст – старшие дошкольники

Кол-во детей: 15 человек

Реализация кружка – 2 года

Форма работы : групповая

Планом работы кружка определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

2 раздел «Поселок, в котором я живу».

3 раздел «Наш край».

4 раздел «Моя родина – Россия».

1 раздел «Вот эта улица, вот этот дом»

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины.

Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения поселка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного поселка.

Задачи:

- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

- Расширять представления о природных богатствах Тамбовской земли, Токаревском районе : растительном и животном мире.

- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

2 раздел «Поселок, в котором я живу»

Цель: формирование элементарных представлений об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.

Задачи:

- формировать представление об исторических корнях поселка.

- расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.

- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

3 раздел «Наш край»

Цель: формировать представление о народах, живущих в поселке, природе, которая их окружает и культуре, которую они представляют.

Задачи:

- формировать представление об основных профессиях жителей поселка.

- вызвать интерес к жизни людей Тамбовской области, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

- показать красоту природы Тамбовского края.

4 раздел «Моя родина – Россия»

Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны-России; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи:

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России;

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Краеведы» адресована детям старшего дошкольного возраста и рассчитана на два учебных года.

Учитывая особенности детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Первые два раздела: «Вот эта улица, вот этот дом», «Город, в котором я живу» адресованы детям старшего дошкольного возраста. Реализация разделов «Наш край», «Моя родина – Россия» предполагается в подготовительной к школе группе.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Ожидаемые результаты

Реализация программы данного кружка позволит:

- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, родному краю, городу, в котором живёшь;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

- привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Способы фиксации результатов: размещение материалов на сайтах различного уровня

Формы подведения итогов работы кружка • Составление отчёта о работе кружка в форме проекта.

• Проведение выставок детских работ.

Реализация Программы в старшем дошкольном возрасте (1 год обучения)

Месяц:

Содержание:

Цель:

Октябрь

Тема: «Вот эта улица, вот этот дом…»

1. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

2. Семейные проекты «Знакомство с названием улицы, на которой живу».

3. Рисование «Моя улица».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о своем крае, районе, развитие познавательной активности.

Ноябрь

Тема: «Поселок, в котором я живу».

1. Беседы о местоположении поселка, климате, природе и полезных ископаемых символике родного города.

2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности поселка».

3. Экскурсия по поселку (значимые объекты поселка)

4. Экскурсии в музей, экскурсия на реку Битюг, Большой Эртиль.

5. Наблюдения на прогулке.

6. Заучивание стихов и песен о родном поселке.

Цель: Воспитывать патриотические чувства к родному поселку.

Декабрь

Тема: «Наш край»

1. Знакомство с картой Токаревского района.

2. Познакомить детей с символикой Токаревского района.

3. Коллективная аппликация «Герб моего края».

4. Знакомство с писателями Н. Вирты, П. Сажина, А. Акулинина, М. Румянцевой. Чтение произведений о Тамбовской земле.

5. Народы, живущие рядом с нами (рассматривание альбомов с иллюстрациями коренных жителей, их быта).

6. Рисование: пейзаж родного поселка

7. Игры коренных жителей.

Цель: Закрепление знаний детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.

Январь

Тема: «Чудеса Токаревского района»

1. Рассматривание иллюстраций на тему: «Токаревский район»

2. Знакомство детей с художественными произведениями писателей и поэтов.

3. Рисование «Я живу в Тамбовской области», лепка «Подсолнух» «Тамбовский волк», ручной труд «Мельница», аппликация коллективная «Токаревский район! Он почти бесконечный»

4. Игровая ситуация общения «Чудеса нашего края»

Цель: закрепление знаний и расширение представлений детей о Токаревском районе.

Февраль

Тема: «Красная книга Тамбовской области»

1. Рассматривание слайдов о редких животных и растениях Тамбовской области.

2. Дидактическая игра «Красная книга»

3. Игровая ситуация общения «Красная книга Тамбовской области»

Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

Март

Тема: «Животный мир Токаревского района»

1. Чтение произведений о животных.

2. Рассказы детей о животных.

3. Составление коллажа «Кто живёт в нашем поселке»

Цель: воспитание любви, уважения к своей улице, желание облагородить ее.

Апрель

Тема: «Растительный мир Тамбовской области»

1. Чтение произведений о природе.

2. Рассказы детей о красоте Тамбовской природы.

3. Чтение произведений из книги «Лукошко для дошкольников»

4. Вечер загадок "Кто живет?" "Что растет?"

5. Рисование «Деревья и кустарники моего поселка»

Цель: Знакомство с достопримечательностями поселка, воспитание любви к поселку, в котором живешь.

Реализация Программы в подготовительной к школе группе (2 год обучения)

Месяц:

Содержание:

Цель:

Сентябрь

Тема: «Наша страна Россия»

1. Беседы о России;

2. Заучивание стихов о России;

3. Рассматривание «Книги сказок народов России», чтение.

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: глобус.

Октябрь

Тема: «Главный город нашей страны»

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, слайды.

1. Слайд-шоу «Город герой – Москва»;

2. Беседа о главном городе России;

3. Рисование всей семьё й на тему: - «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ноябрь

Тема: История России. Символика страны – герб, флаг, гимн.

1. Оформление фотоальбома «Моя страна»

2. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

Цель: закрепить знания детей о природе России, об истории возникновения страны, ее символики.

Декабрь

Тема: «Города России»

Оборудование и материалы: видео с видами городов России.

1. Знакомство с крупными городами России, являющимися её гордостью;

2. Слайд-шоу «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России, побуждать детей восхищаться их красотой, воспитывать патриотические чувства.

Январь

Тема: «Какие народы живут в России»

Оборудование и материалы: слайды с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

1. Чтение сказок народов России.

2. Рассматривание детского атласа «Мой мир»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Февраль

Тема: «Русские народные промыслы»

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

1. Беседы о русских народных промыслах.

2. Декоративное рисование:

- «Русская матрёшка»;

- «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.

Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Март

Тема: «Климатические зоны России»

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».

1. Беседы о тундре, тайге, средней полосе, степи;

2. Рассматривание слайдов.

Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

Апрель

Тема: «Голубые реки России»

Оборудование и материалы: видео или иллюстрации с изображением рек, известных озер России.

Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с реками, с озерами России.

Май

Тема: «9 мая – День Победы»

1. Экскурия к обелиску павших героев.

2. Художественное творчество. Рисование «Салют победы»

3. Чтение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», очерки о детях-героях.

4. Д/и «Подбери эмблему воину»

Задачи: закреплять знания о родах войск.

Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой отечественной войны, как живущие помнят о них, воспитывать чувство уважения к ветеранам великой отечественной войны, желание заботиться о них.

Публикации по теме:

Рабочая образовательная программа младшей группы № п/п Содержание Стр. I Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС дошкольного.

Рабочая образовательная программа средней группы .

Рабочая образовательная программа средней группы общеразвивающей направленности I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа для детей средней группы №1 “Колосок” (Далее - Программа) разработана в соответствии.

Рабочая образовательная программа в старшей группе 1. Целевой раздел Пояснительная записка Цель и задачи рабочей Программы Принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные.

Рабочая образовательная программа старшей группы Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 Цель реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 1.2 Задачи.

Рабочая образовательная программа старшей группы Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 Цель реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 1.2 Задачи.

Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Ромашка», Детский сад № 22 Рабочая программа по экологическому образованию.

Рабочая программа старшей группы I Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы Рабочая программа (далее Программа) составлена на.

Рабочая программа старшей группы Содержание Стр. I. Целевой раздел Обязательная часть 1.1.1. Пояснительная записка а) цели и задачи реализации Программы б) принципы.

Рабочая программа старшей группы Рабочая программа старшей группы Содержание Стр. I. Целевой раздел Обязательная часть 1.1.1. Пояснительная записка а) цели и задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»
Опубликовано: 8 августа 2018 в 21:31
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД