МААМ-картинки

Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР

Кадерова Людмила
Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Учитель-логопед

Кадерова Людмила Александровна

г. Москва

2020 год

Содержание

1. Целевой раздел

Пояснительная записка…. 3

Нормативно – правовое основание Рабочей Программы…4

Цели и задачи деятельности…. 5

2. Содержательный раздел

Направления деятельности учителя-логопеда…. 8

Диагностическая работа…. 8

Консультационно-просветительская работа…8

Коррекционно-развивающая работа….9

Экспертная деятельность …. 9

Публикация «Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Организационно-методическая работа…. 10

Годовой план работы на 2020-2021 учебный год…10

3. Организационный раздел

Материально-техническая обеспеченность….….11

Список диагностических комплексов и коррекционно-развивающих программ…. 12

Приложения

Приложение 1

«Модульная программа по коррекции ФНР» …13

Приложение 2

«Модульная программа по коррекции ФФНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)»…. 15

Приложение 3

«Модульная программа по коррекции ОНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)»…. 38

Приложение 4

Годовой план на 2020-2021 учебный год …. 43

Приложение 5

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства…. 46

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

ГБОУ Школа №1324 г. Москвы реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки :Примерная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО».

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой ГБОУ, Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по всем профессиональным направлениям (диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ГБОУ.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных характеристик, возможных достижений ребенка в раннем возрасте (к 3-м годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7-ми годам).

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ГБОУ Школа №1324 г. Москва.

Нормативно – правовое основание

Рабочая программа учителя-логопеда ГБОУ Школа №1324 г. Москвы разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»

• Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

• Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

• Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)

• Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Цели и задачи деятельности

Цель: оказание логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении ими основных образовательных программ. Оказание логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Задачи:

• Организация и проведение логопедической диагностики с целью современного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся…

• Организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи

• Организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам

• Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

Планируемые результаты:

Дети с ОНР к концу обучения должны:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФНР

Дети к концу обучения должны:

• овладеть навыками правильного звукопроизношения;

• уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые подлежали коррекции;

• овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (5-6 лет).

• овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР

Дети к концу обучения должны:

• Овладеть навыками правильного звукопроизношения;

• Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и фонематических представлений;

• Овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);

• Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры (для детей 6-7 лет);

• Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;

• Овладеть навыками произношения слов различного звуко-слогового состава.

2. Содержательный раздел

Направления деятельности учителя-логопеда

Деятельность учителя-логопеда ОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ГБОУ Школа № 1324 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности учителя-логопеда:

• Логопедическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ

• Коррекционно – развивающая работа с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ

• Консультирование субъектов образовательного процесса

• Просвещение субъектов образовательного процесса по вопросам развития речи обучающихся

• Логопедическая экспертиза (оценка)

• Организационно – методическая работа

Диагностическая работа.

Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

Входное и контрольное диагностическое мероприятие подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющей речевой статус обучающегося.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда направлена на обеспечение коррекции нарушений речи обучающихся, освоение обучающимися основных и адаптированных образовательных программ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Ориентиром для реализации коррекционно-развивающей работы служат Целевые ориентиры ФГОС ДО. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой / подгрупповой формах, 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы курса / модуля

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в направлениях:

«Модульная программа по коррекции ФНР» Приложение 1

«Модульная программа по коррекции ФФНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)»Приложение 2

«Модульная программа по коррекции ОНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)» Приложение 3

Консультационная и профилактическая работа.

Консультативная работа учителя-логопеда – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно– просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются:

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

• Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Адресатом консультативной помощи являются родители (законные представители) обучающихся, педагоги, администрация ОУ

Консультации организуются в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров, стендовая информация.

Экспертная деятельность

1. Участие в ППк

2. Посещение занятий, открытых мероприятий

3. Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды в ОУ (совместно с администрацией учреждения).

4. Анализ эффективности используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и речевого развития обучающихся (совместно с администрацией ОУ).

5. Оценка профессиональной деятельности педагога

6. Участие в работе конфликтных комиссий

7. Экспертиза программ

8. Участие в аттестационной комиссии

Организационно – методическая работа

• Разработка рекомендаций для педагогов и родителей

• Оформление и заполнение рабочей документации.

• Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений

• Составление и написание коррекционно-развивающих программ курсов / модулей.

• Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям

• Оформление информации для стендов и памяток.

• Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям

• Написание статистического и аналитического годового отчетов.

Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.

Годовой план на 2020-2021 учебный год (Приложение 4)

3. Организационный раздел

Материально-технические обеспеченность

Материально-техническое обеспечение логопедического кабинета

Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

Особенности предметно-развивающей пространственной среды

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные, микрогрупповые занятия.

Помещение кабинета условно поделено на две зоны:

1. Рабочая зона логопеда. - методическое обеспечение учебного процесса. -изготовление наглядных пособий.

2. Зона коррекции звукопроизношения: - развития артикуляционной моторики и постановки звуков. - развития речевого дыхания, мелкой моторики. - автоматизация и дифференциация звуков речи.

Организация предметно – пространственной развивающей среды

1. Два стола с зеркалами для организации индивидуальной работы.

2. Ковер напольный.

3. Шкаф для хранения пособий;

4. Столы для детей( 2шт.)

5. Стулья детские(8 шт.)

6. Стол для логопеда.

7. Стулья для взрослых (1 шт.)

8. Полотенце.

9. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые салфетки;

10. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;

11. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

12. Логопедический альбом для обследования речи;

13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;

15. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;

16. Предметные картинки по лексическим темам;

17. Игры для совершенствования грамматического строя речи;

18. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

19. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия

20. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

Площадь кабинет небольшая, что не позволяет вмещать более 4-х детей. Поэтому работа в кабинете организовывается только в индивидуальной форме и в малых группах (не более 4-х детей). Для групповых форм работы задействуются комната ПДД.

Список диагностических комплексов

1. Мазанова Е. В Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.

2. Мазанова Е. В Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.

3. Мазанова Е. В Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в средней к группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.

4. Мазанова Е. В Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в младшей группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.

Список коррекционно-развивающих программ

1 .Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М. : «Просвещение» 2008.

2. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей – М. : «Просвещение»2008.

3. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М. : МГОПИ, 1993.

4. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Учись говорить правильно: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М. : МГОПИ 1993.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство М. : Айрис-пресс, 2007.

6. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.

7. Т. А. Ткаченко. Логопедические упражнения. М., Эксмо 2008.

8. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М. : Эксмо, 2007.

9. Е. М. Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М. : Эксмо, 2008.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР
Опубликовано: 6 октября 2021 в 22:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Кадерова Людмила (УИ 259921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД