Папки-передвижки

Рабочая программа «Творческий калейдоскоп» для детей 3–4 лет

Валентина Викторовна
Рабочая программа «Творческий калейдоскоп» для детей 3–4 лет

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческий калейдоскоп» художественной направленности имеет стартовый уровень сложности.

Современное образование нацелено на введение ребенка в широкое социокультурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация и конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги – это вид детского творчества, который создает условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук, формирует знания о назначении, строении конструкции и ее роли в жизни человека; способствует развитию творческого мышления.

Публикация «Рабочая программа „Творческий калейдоскоп“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческий калейдоскоп» составлена на основе анализа материалов Лыковой И. А. «Цветные ладошки» (программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, книги «Изобразительная деятельность в детском саду» и с учетом нормативно-правовых документов:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14);

Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 23.03.2016 г.

Актуальность, педагогическая целесообразность,

новизна программы

Данная программа разработана с учетом образовательных интересов и потребностей социума, детей и их родителей, востребованностью в дополнительных образовательных программах художественной направленности.

Развитие детского творчества является важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и аппликация, так же как игра и ручной труд, особые формы собственно детской деятельности, программа соответствует возрастным потребностям детей, расширяет зону ближайшего развития ребенка, соответственно сохраняет свою актуальность в современном мире.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручным материалами, включая в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, конструктора, природного и бросового материалов.

В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

Отличительные особенности программы

Особенностью программы является знакомство в процессе работы с различными видами техник работы с бумагой. У детей развивается пространственное представление, формируются знания некоторых физических закономерностей, идет познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Программа выстроена с учетом преемственности и является стартовой ступенью освоения программ начального художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте. Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. Использование игр, упражнений, пальчиковых разминок, элементов ручного труда помогут детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Особенностью данной программы является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи.

Цель программы

Формирование и развитие творческих способностей детей через освоение различных техник работы с бумагой.

Задачи программы

Личностные:

- формировать навыки работы в коллективе;

- формировать умение организовывать рабочее место;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;

- содействовать воспитанию умения ценить то, что создано творческим трудом.

Предметные:

- развивать интерес к конструктивной и художественной деятельности;

- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;

- развивать мелкую моторику рук;

- учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов;

- знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий;

- способствовать формированию умения выполнять работу в соответствии с технологической картой.

Метапредметные:

- мотивировать познавательный интерес к конструктивной и художественной деятельности;

- формировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами;

- формировать навыки аккуратной работы с бумагой.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы от 3 до 4 лет.

На занятия принимаются все дети по желанию и письменному заявлению родителей.

Психолого-педагогические особенности детей по программе

Программа «Творческий калейдоскоп» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

В период от 2,5 до 3,5 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Эмоции на четвёртом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трё хлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, лёгкая переключаемость.

Дети младшего дошкольного возраста получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребёнок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности — например, упала башня из кубиков, которую он строил.

На четвёртом году жизни всё больший интерес приобретает для малыша его сверстник. Из занимательного объекта он постепенно начинает превращаться в многообещающего партнёра.

Объем и срок освоения программы

Срок реализации образовательной программы – 1 год, общее количество часов по программе 64.

Занятия по программе проводятся в свободное от основной учебной деятельности время в течение учебного года с октября по май.

Формы обучения и режим занятий

Форма обучения по программе очная.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, всего 8 занятий в месяц.

Продолжительность одного занятия – 1 академический час. Непосредственная деятельность составляет 15 минут, что соответствует возрастным особенностям детей.

Планируемые результаты по программе

К концу обучения по программе обучающиеся должны знать:

- основные материалы и инструменты, правила работы с ними;

- различные виды бумаги;

- назначение и функции средств передвижения.

В конце года обучающиеся должны уметь:

- устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни;

- знать и правильно подбирать материалы для конструирования;

- уметь различать геометрические фигуры;

- уметь находить замену одних деталей другими;

- уметь работать по готовым чертежам;

- уметь создавать элементарные постройки и поделки.

- работать коллективно;

- сгибать лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие; прямоугольник в полоски, квадраты в маленькие прямоугольники;

- приклеивать детали к основной форме.

Формы аттестации обучающихся по программе

По итогам освоения всей программы проводится итоговая аттестация детей, основной целью которой является оценка достижений и их соответствие результатам, заявленным в программе. На заключительном занятии подводятся итоги работы за год, оформляется выставка работ, которая показывает уровень усвоения детьми практической части программы.

Критерии оценивания знаний

Критерии:

• владение инструментами;

• знание условных обозначений для чтения схем (умение работать со схемами);

• технология изготовления поделки;

• художественное оформление поделки.

Параметры:

Низкий уровень:

• ребенок отвечает не по существу;

• практические работы выполнены небрежно, не отвечают технологическим требованиям.

Средний уровень:

• основные вопросы раскрывает, но допускает неточности;

• практические работы не совсем удачные, не эстетичные, небрежные.

Высокий уровень:

• легко ориентируется в изученном материале;

• умеет связывать теорию с практикой;

работы выполнены качественно, аккуратно.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

журнал посещаемости, перечень готовых работ, методическая разработка, фото, отзывы родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

грамоты, дипломы, сертификаты за участие в конкурсах, выставках. открытое занятие, итоговый отчет.

Материально-техническое,

информационное и кадровое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

Материально-техническое обеспечение:

• хорошо освещенное помещение;

• столы, стулья для детей, соответствующего возраста, и педагога;

• шкафы для хранения материалов, инструментов, методических пособий;

• наличие наглядного и дидактического материала;

• инструменты (ножницы);

• материалы (бумага, цветная бумага, картон, фольга);

• канцтовары (карандаши, измерительная линейка, угольник, клей, фломастеры, скотч);

• компьютер.

Информационное обеспечение:

• методическое пособие, учебники, дополнительная литература по всем разделам деятельности, иллюстрация;

• интернет.

Кадровое обеспечение: занятия ведёт один педагог, имеющий знания и навыки творческого конструирования изделий из бумаги.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Уровень сложности программы : стартовый.

№ Наименование тем Количество часов Формы аттестации, контроля

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. 2 1 1 Педагогическое наблюдение

2. Материалы и инструменты 2 0,5 1,5 Педагогическое наблюдение, выполнение практической работы.

3. Сказка «Квадратика»

Складывание базовых форм-заготовок. 2 0,5 1,5 Педагогическое наблюдение, опрос,

выполнение практической работы.

4. Изготовление поделок 52 4 48 Педагогическое наблюдение, опрос,

выполнение практической работы.

5. Итоговое занятие 6 2 4 Педагогическое наблюдение, опрос, выполнение практической работы, тестирование.

ИТОГО: 64 8 56

Содержание программы

1. Вводные занятия (2 ч).

Теория: Введение в программу. Содержание и задачи программы. Комплектование группы. Правила поведения. Правила по охране труда и технике безопасности. Режим работы. Входное тестирование.

Практическая работа : Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся.

2. Материалы и инструменты (2 ч).

Теория:Материалы и инструменты, необходимые при работе с бумагой. Приемы работы с ними. Безопасность труда.

Практическая работа : знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.

3. «Сказка Квадратика» (2ч).

Теория: Познакомить с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками.

Практика: Складывать базовые формы-заготовки и называть их правильно. Индивидуальная работа.

4. Изготовления поделок (52ч).

Творческая работа.

Теория: рассматривание поделок.

Практика: Изготовление поделок на разную тематику.

5. Итоговое занятие (6 ч).

Контрольно-проверочное занятие.

Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.

Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы.

Подведение итогов за год.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения

Программа предполагает работу в форме занятий, совместной работе с педагогом, а также их самостоятельно творческой деятельности. Выбор методов определяется с учётом возрастных и психофизических возможностей детей. Методы обучения призваны обеспечивать формирование знаний, умений и навыков.

При реализации программы используются традиционные методы обучения: словесный; наглядный, объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение детьми готовой информации, репродуктивный (воспроизведение обучающимися полученных знаний и освоенных способов деятельности, поисковый (участие детей в коллективном поиске, исследовательский (самостоятельная творческая деятельность обучающихся, игровой, дискуссионный, проектный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)

Формы организации учебного процесса

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные групповые занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме. К основным формам организации занятий относятся: творческая мастерская, беседа, выставка, галерея, игра, наблюдение, открытое занятие.

Формы организации учебного занятия

Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и практических занятий, игр, праздников.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия могут быть организованы в форме рассказа с элементами беседы, с просмотром иллюстративного материала, видеоматериала, игры.

Практические занятия могут входить в состав комбинированных с теоретическими занятиями или представлять собой самостоятельную форму занятий.

Содержание теоретических занятий и практических заданий могут быть разными по сложности, построены с учетом интересов, возможностей детей, могут быть адаптированы в зависимости от возраста обучающихся.

Педагогические технологии

В программе «Творческий калейдоскоп» используются различные педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология творческой деятельности, здоровьезберегающая технология, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности.

Алгоритм стандартного учебного занятия

Занятие всегда начинается с организационного момента – подготовка рабочего места, проверка присутствующих обучающихся, контроль выполнения правил безопасности.

Приветствие – важная часть занятия, выполняющая воспитательную, организующую роль.

Сообщение темы или постановка проблемы, когда тема определяется по ходу обсуждения.

Теоретическая часть занятия, если она есть, достаточно краткая, чтобы не утомить детей, настроенных на практическую работу.

Практическая часть занятия – наиболее продолжительная, значимая.

Завершающая часть – окончание работы, уборка рабочего места, рефлексия.

Воспитательная работа по программе

Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми, что является основой для формирования культуры личности посредством приобщения к социальным и нравственно-эстетическим нормам поведения. Проведение бесед, игр, выставок развивают умение видеть красоту в обыденных вещах, в окружении, в природе.

Работа с родителями

По программе запланированы родительские собрания. Родители могут присутствовать на занятиях, участвовать в творческом процессе, в проводимых выставках. Работа взрослых вместе с детьми над поставленными задачами, участие в беседах, играх дает возможность детям серьёзнее относиться к занятиям и своему труду.

Родителям предлагается участвовать в создании коллективных работ, в праздничных занятиях и массовых мероприятиях, проводимых по программе.

Список литературы

1. Агапова И. А. 100лучших оригами для детей. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. 240 с. -(Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2011.

5. Маслова Т. М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2011.

6. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

7. Просова Н. А. Сказки из бумаги: пособие для детей 5-6 лет-М. :Просвещение,2007.

8. Фесюкова Л. Б. Встречи с художниками мира: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Ранок, 2009.

9. Учебно-наглядное пособие, Н. А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.

Список литературы, рекомендованный

для родителей и детей

1. Алёхин А. Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. – М. : Просвещение, Владос, 1994.

2. Антипова М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – М. : Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007.

3. Барбара Айзенбарт / пер. Панкратова Н. Полный курс Акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. – М. : издательство «Внешсигма», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

4. Богатова И. В. Оригами. – М. : Мартин, 2008.

5. Воловик А. Ф. Всё о рисовании. – М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

6. Никологорская О. А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997.

7. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.

8. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М. : Айрис-пресс, 2006.

9. Ступак Е. А. Оригами. Подарки к праздникам. – М. : Айрис-пресс, 2007.

10. Тюрина Н. А. Чудо-кожа. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.

11. Федотов Г. Я. Когда оживает камень. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. – 144с. : ил. – (Основы художественного ремесла).

12. Федотов Г. Я. Лесная пластика. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с. : ил. – (Основы художественного ремесла).

13. Федотов Г. Я. Послушная глина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997.

14. Федотов Г. Я. Сухие травы. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1997.

15. Черныш И. В. Поделки из природных материалов. – М. : АСТ- ПРЕСС, 2001.

16. Черныш И. В. Удивительная бумага. – М. : АРС-ПРЕСС, 1998.

17. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М. : Эксмо, 2008.

18. Мир математики: в 40 т. Т. 1: Фредерик Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М. : Де Агостини, 2014.

19. Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие творческого потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М. : Эксмо, 2013.

20. Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с. - (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

Публикации по теме:

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Творческий калейдоскоп» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 19:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД