Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму»

людмила конобеева
Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1».

Степановский филиал.

Программа принята на Утверждаю:

Педагогическом совете, Директор МБОУ «СОШ №1».

Протокол №15___ от28.08. 2017 г. Добрынина Н. М. ___

Приказ № 444 от30.08.2017 г.

Рабочая программа

Дополнительного образования

«Готовим руку к письму».

(возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год).

Образовательная область «Познавательное развитие».

Для детей старшего дошкольного возраста.

2017 – 2018 учебный год.

Составитель: воспитатель 1 категории

Степановского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1».

Конобеева Людмила Александровна.

Список воспитанников кружка.

Расписание занятий кружка.

Каждый четверг в 15.40 – 16.05.

Пояснительная записка.

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л. С. Выготский.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире

Актуальность.

Актуальность программы «Готовим руку к письму» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Соответствует ФГОС.

Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно- правовыми документами:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

-Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

Цель программы:

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи программы:

Обучающие:

- подготовка ребенка к письму; - учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур; - заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; -положительное отношение к письму. - способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы; -развивать зрительно - моторную координацию;

-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков; - развивать пространственную ориентировку

Воспитательные:

-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; - положительное отношение к письму

Основные принципы построения программы:

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющего опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребенку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что – либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Основные сведения о сроках реализации программы

Программа «Готовим руку к письму» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) и реализуется в2017– 2018 учебном году.

Режим занятий.

Занятия проводятся четыре раза в месяц (начиная с сентября). Общее количество часов - 36 часов.

Возраст детей: 5 -7 лет.

Год

обучения Количество занятий Кол-во

детей

в группе

В месяц в год

1 4 36 4

Ожидаемые результаты и способы определения результативности:

В результате обучения по данной программе воспитанники будут знать:

– правила и различные виды шриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающему и увеличивающему контуру);

– гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

– правила работы с тетрадью

Воспитанники будут уметь:

- правильно сидеть за столом во время письма;

- правильно располагать рабочую тетрадь;

- правильно держать карандаш и ручку;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

- проводить линии в разных направлениях;

- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Методы и приемы используемые на занятиях кружка:

Словесный метод: игровой момент, беседа, объяснение, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный (Наглядные): работа по образцу (штриховка,рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, зрительный диктант, устные инструкции по выполнению работы.

Практический: самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. (Конструирование. Математическое развитие)», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое творчество», «Безопасность», «Социально – коммуникативное»).

Типы занятий:

Первичное ознакомление с материалом; усвоение новых знаний; применение полученных знаний и умений на практике; закрепления и повторения.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Беседы, чтение художественной литературы,

Индивидуальная работа, групповая работа;

Учебно – тематический план кружка.

№ п\п Наименование темы Часы

Всего Беседа Практика

1. «Учимся проводить прямые линии» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

2. «Учимся проводить кривые линии» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

3. «Учимся проводить ломаные линии» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

4. «Учимся проводить линии по точкам» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

5. «Учимся проводить вертикальные линии» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

6. «На даче». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

7. «Дары осени» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

8. «Деревья осенью» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

9. «Дикие животные осенью» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

10. «Насекомые» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

11. «До свиданья, птицы» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

12. «Одежда» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

13. «Фигуры» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

14. «Зимняя одежда» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

15. «Зимушка - зима» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

16. «Новый год» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

17 «Зимние забавы детей» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

18. «Животные зимой» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

19. «Птицы зимой»

25 мин.

7 мин. 18 мин.

20. «Веселые старты» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

21.

«Дуют ветры в феврале» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

22.

«Игрушки» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

23.

«Поздравляем наших пап». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

24.

«Пришла весна». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

25. «Мамин праздник». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

26. «Помогаем маме» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

27.

«Посуда» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

28. «Посуда» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

29. «Домашние животные» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

30. «Домашние птицы» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

31. «Космос» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

32. «Надо, надо и умываться по утрам и вечерам» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

33. «Инструменты» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

34. «Любимые герои» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

35. «Наши сказки» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

36.

«Цветы» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

итого «Вот и лето». 900 252 648

Содержание образовательной программы

Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в педелах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Методическое обеспечение программы:

Календарно – тематическое планирование

Месяц Тема занятия Цели Дата проведения

Занятия

По плану Фактически.

Сентябрь 1. «Учимся проводить прямые линии» Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

2.«Учимся проводить кривые линии». Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (горизонтальные, наклонные, кривые) рисуя по образцу

3. «Учимся проводить ломаные линии» Учить рисовать ломаную линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию

4. «Учимся проводить линии по точкам» Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение.

Октябрь 4. «Учимся проводить вертикальные линии» Учить детей рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

«На даче». Учить детей рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них. Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

«Дары осени» Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию. Развивать моторные умения и гибкость рук. научить видеть и фиксировать центр клеточки, ее угол и сторону. Обращать внимание на то, чтобы дети не рисовали маленькие кружки а ставили точки

«Деревья осенью» Развивать моторные умения и гибкость рук. Продолжать учить видеть и фиксировать центр клеточки, ее угол и сторону и ставить точку.

Ноябрь «Дикие животные осенью» Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию.

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, наклонные) рисуя по образцу

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры

«Насекомые» Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, наклонные) рисуя по образцу

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

«До свиданья, птицы» Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

«Одежда» Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу.

Учить рисовать вертикальные,горизонтальные наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии

Декабрь «Фигуры» «Геометрическая фигура» Учить детей обращать внимание на элементы, из которых состоит предлагаемый образец. Слыша словесную инструкцию и видя образец, учить распределять внимание, а выполняя задание – управлять своими действиями.

«Зимняя одежда». Продолжать учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительно-моторную координацию.

«Зимушка - зима» Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, используя ее для украшения, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно, развивать моторные умения и гибкость рук

«Новый год» Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии. Проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

Январь «Зимние забавы детей» Закрепить умение обводить волнистые линии, Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно) Продолжать формировать умение самостоятельно обводить клубочки на свободном пространстве листа.

«Животные зимой» Учить рисовать линии сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

«Птицы зимой» Продолжать развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии. Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию

«Веселые старты» Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, регулировать нажим на карандаш, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительно-моторную координацию

Февраль «Дуют ветры в феврале» Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

«Игрушки» Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

«Поздравляем наших пап». Дорисовать и раскрасить открытку для пап к празднику 23 февраля

«Пришла весна». Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура, закрепить названия цветов.

Март «Мамин праздник». Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиями дорисовывать предметы и узоры. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

«Помогаем маме» Продолжать развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

«Посуда» Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию. Раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

«Домашние животные» Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

Апрель

«Домашние птицы» Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

«Космос» Продолжать развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш,

«Надо, надо и умываться по утрам и вечерам» Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Умение ориентироваться в пространстве.

«Инструменты» Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш.

Май «Любимые герои» Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам. Заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

«Наши сказки» Закрепление с детьми как обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

«Цветы» Раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка. Закрепить умение рисовать волнистые линии,

«Вот и лето». Продолжать развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

Материально – техническое обеспечение:

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. -224с.

Перечень пособий

Т. А. Воробьева, Т. В. Гузенко «50 уроков для подготовки руки к письму». Пособие для родителей и воспитателей. 77 стр.

Тетрадь с заданиями для развития детей «Готовимся к письму» 2 части по 32 стр.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика» Математическое развитие детей– это одно из основных направлений подготовки детей к школе. Математика – это мощный фактор интеллектуального.

Рабочая программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №51 г. Липецка Рассмотрено на заседании МО учителей эстетического.

Конспект НОД по ФМП в подготовительной группе в рамках проекта «Готовим руку к письму» Конспект НОД по ФМП в подготовительной группе. Тема: «Линия». В рамках проекта «Готовим руку к письму» Интеграция: познание, социализация,.

Консультация для родителей «Готовим руку ребёнка-дошкольника к письму» Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни – они пойдут учиться в школу. Им предстоит справиться с трудной задачей:.

Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму» Упражнения на укрепление мышц руки Упражнения с мелким материалом Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать.

Лэпбук «Готовим руку к письму»Лэпбук «Готовим руку к письму» Меня и педагогов нашего детского сада волнуют актуальные, на сегодняшний день вопросы – как помочь преодолеть трудности будущему школьнику.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.

Рабочая программа дополнительного образования «Страна оригами» в подготовительной группе 2017г. Актуальность кружка «Страна оригами». Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка,.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму»
Опубликовано: 26 августа 2018 в 21:12
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. II часть
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения II часть. 1. «Подумай – отгадай» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;...