Клара Герасимова
Рабочая программа фольклорного кружка «Хомусчаан» для детей 5–6 лет дошкольной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изучение фольклора своего народа на начальном этапе становления личности- актуальная задача современного образования. Народный фольклор является хранителем вековых традиций, опыта, самозознаний наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок. Такая закономерность объясняет тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями. Следует отметить, что все жанры фольклора в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции. Поэтому можно считать, что приобщение к народной культуре является одним из мощных средств воспитания. Современные дети мало знакомы с ее жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не является его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.
Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка „Хомусчаан“ для детей 5–6 лет дошкольной группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы восстановить интерес к фольклору, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях.
Актуальность
Перед системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее наших детях.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Данный кружок поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность якутской культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.
Новизна
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:
- любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;
- осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, многонационального российского народа, труда, творчества;
- уважение к другим людям, достигать взаимопонимания;
Основной целью программы является : обеспечить формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству и культурным традициям народа саха.
Для достижений этой цели выделяются следующие задачи:
1) теоретически исследовать проблему формирования художественно-творческих способностей детей 5 -7 лет;
2) обосновать влияние кружковой деятельности по ознакомлению с традициями своего народа на формирование художественно-творческих способностей дошкольников;
3) выявить комплекс педагогических условий формирования художественно-творческих способностей дошкольников в кружковой деятельности по ознакомлению с традициями народа саха;
4) разработать программу формирования художественно-творческих способностей старших дошкольников на занятиях по кружковой деятельности, осуществив процесс интеграции на основе фольклора с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
5) апробировать комплексные занятия по ознакомлению с традициями якутского народа, используя эффективные и инновационные методы и средства, приемы и формы обучения;
6) провести мониторинг динамики художественно-творческих способностей детей.
Для реализации программы используется :
- Принцип естественности;
- Принцип востребованности;
- Принцип преемственности;
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- Принцип наглядности;
- Принцип коллективного творчества;
Содержание и структура
Данная программа представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания старших дошкольников, дополняющим учебный процесс и свободное от занятий время, с преобладанием вербальных методик. Рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и ДОУ в художественно-эстетическом воспитании детей, формировании единой эстетически воспитывающей среды ДОУ – дом (семья) ребенка. Представляет собой цикл мероприятий (в соответствии с народным календарем) с участием педагогов и родителей дошкольников, ориентирован на детей дошкольного возраста, составлен с учетом возрастного развития детей старшей и подготовительной к школе группы и рассчитан на 1 год обучения.
Календарно-тематическое планирование на учебный год
Ыйа Нэдиэлэ Темата Сыала-соруга, лэ к р э
Бала ан ыйа 1 нэдиэлэ Саха норуотун т гэстэрэ Саха норуотун гэстэрин, сиэрин-туомун били иннэрии.
Алгыстар, айыылар, байанай, кыстык, сайылык, ы ыах сиэрдэрин-туомнарын, т гэстэрин рэтии
2 нэдиэлэ с хо оонноро с хо оонугар саха норуота йэлэргэ муспут муудара а к ст р н арыйыы, норуот тылынан уус-уран айымньытын биир жанра буоларын огого кыра сааьыттан уерэтии.
с хо ооннорун аа ыы, рэтии
3 нэдиэлэ
с хо оонноро с хо оонугар саха норуота йэлэргэ муспут муудара а к ст р н арыйыы, норуот тылынан уус-уран айымньытын биир жанра буоларын огого кыра сааьыттан уерэтии.
с хо ооннорун рэтии, уру уйдаа ын
4 нэдиэлэ Таабырын Саха норуота йэлэргэ муспут муудара ын арыйыы, о ону толкуйдуурга рэтии
Таабырын таайсыы
Алтынньы 1 нэдиэлэ Таабырын Саха норуота йэлэргэ муспут муудара ын арыйыы, о ону толкуйдуурга рэтии
Таабырыны айарга холонуу, таайсыы
2 нэдиэлэ Чабыр ах О ону чабыр ахха рэтэн, кини тургэнник толкуйдуур ньыматын уонна са арар са атын тупсарыы.
Чабыр а ы истии
3 нэдиэлэ Тыыныыга дьарык Огону кыра эрдэгитэн с пк тыынарга уерэтии
Сирэй, мурун, уос, моой, тыл гимнастикатыгар уерэтии
4 нэдиэлэ
Чабыр ахха дьарыктар О о дор оонун с пк са аран та аарарын сити ии
Т ргэн, кылгас тыллары та ааран чуолкайдык са арарга рэтии. Чабыр а ы йт н аа арга рэтии
Сэтинньи 1 нэдиэлэ Чабыр ах Чабыр а ы с пк тыынан толорорун сити ии
Чабыр а ы б л нэн толорорго рэнии
2 нэдиэлэ Норуот ырыалара Норуот ырыатын уратыларын араарарга рэтии
Дьиэрэтии, дэгэрэ, хабар а о. д. а. ырыалары и итиннэрии, «Соно оьум барахсан» ырыаны рэтии
3 нэдиэлэ
Норуот ырыалара Ырыаны с пк толорору сити ии
Б л нэн толорорго рэтии
4 нэдиэлэ Дэгэрэ ырыа а хамсаныылар Дэгэрэ ырыа тэтиминэн ого холкутук хамсанарын сити ии
«Саадьа ай о ус» ырыаны рэтии
Ахсынньы 1 нэдиэлэ Норуот ырыатыгар кылы ах Норуот ырыата кылы ах к м т нэн ылланарын сити ии
Эти-хааны эрчийии, кылы а ы та аарарга рэтии
2 нэдиэлэ Кылыhахха эрчиллиилэр Кылы ах эрчиллиилэрин рэтэн, кылы ахтарын таьаарары сити ии.
1,2 уонна элбэх охсуулаах кылы ах баар
3 нэдиэлэ Тойугу иhитиннэрии Тойугу истэ рэнии, ис хо оонун араарарга рэтии
Тойугу истии, кылыhах тардыытын онорууга бэлэмнэнии. Тойук араастара
4 нэдиэлэ Тойуктуурга у рэнии С. А. Зверев ансаамблын били иннэрии, саха ырыатыгар-тойугар интэриэ и к бутуу
«А а алгы а», «Эбэ алгыhа» тойуктары истии
Тохсунньу 1 нэдиэлэ Тойуктуурга уерэнии Тойук саха норуотун омук быьыытынан ураты ырыатын толорорго рэтии
Хо уйуу тойугу йт н толорорго рэтии
2 нэдиэлэ Тойук Тойугу с пк толорору сити ии
Б л нэн толорорго рэнии
3 нэдиэлэ Оьуокай араастара.
О уокай араастарын араара рэтии, саха терут куутэ буоларын о олорго рэтии, били иннэрии
Оьуокай арааьа: Булуулуу, Сунтаардыы, Елуехумэлии, Ньурбалыы, Таатталыы уо. д. а.
4 нэдиэлэ Биллиилээх о уохайдьыттар Тереебут дойдубут биллиилээх о уокайдьыттарын сырдатыы, рэтии
Ньурба, Ха алас о уокайдьыттарын били иннэрии
Олунньу 1 нэдиэлэ О уохайга кылы а ы оноруу Оьуокайга кылыьагы оноруу сатабылларыгар уерэнии.
Оьуокайга кылы а ы та аарарга дьарыктаа ын, о уохай тылын этэргэ холонуу
2 нэдиэлэ О уохай этэргэ холонуу О уохайы с пк т ктэн этэри сити ии. Сатаан хаамарга, тыынарга, дор ооннору таба са арарга, т ктэргэ рэтии
О уохай тылын рэтии
3 нэдиэлэ Саха к тэ С. А. Зверев ансаамбылын били иннэрии, саха ырыатыгар-тойугар интириэ и к бутуу
О уор к хамсаныыларын рэтии
4 нэдиэлэ Саха к тэ О о имигэстик, тэ э к л р н сити ии
О уор к т н туруоруу
Кулун тутар 1 нэдиэлэ Саха музыкальнай инструменнара Ырыа-тойук до у уоллаах буоларын били иннэрии
Музыкальнай инструменнары кытары билсии. Дьа аны, к пс р, кырыымпаны тыа атарга холонуу
2 нэдиэлэ Саха музыкальнай инструменнара С пт х тыа ы-уу у та аарарга рэнии
Ырыаны кытары тэ э до у уоллуру сити ии
Б л нэн толорорго рэнии
3 нэдиэлэ Хомус Хомус тыа ын сэргээн истэргэ рэтии, хомуска охсор араас ньымалары рэтии.
Хомуска охсуу араастара : Сыыйа тардыы, хаастатыы, куерэгэйдэтии, кэгэлэтии, табыгынатыы.
4 нэдиэлэ Хомус «Саха- айылга огото, хомус-айыл а музыката» диэн ейдебулу кыра саа ыттан рэтии.
Хому у тардарга рэтии
Муус устар 1 нэдиэлэ Хомус Хому у с пк тардарга рэтии
Б л нэн толорорго рэнии
2 нэдиэлэ Норуот остуоруйалара, сэ эннэрэ Саха норуотун уус-уран айымньытын иитэр суолтатын тиэрдии, йд т
Остуоруйаны истии
3 нэдиэлэ Норуот остуоруйалара, сэ эннэрэ Саха норуотун уус-уран айымньытын иитэр суолтатын тиэрдии, йд т
Остуоруйаны айан кэпсииргэ рэнии
4 нэдиэлэ Олонхо
О ону кыра саа ыттан олонхо о сы ыарыы
Оло хо норуот уус-уран айымньытын чыпчаала буоларын йд т, «Ньургун Боотур» оло хотттон бы а тардыылары и итиннэрии
Ыам ыйа 1 нэдиэлэ Олонхо Кылыhахтаах тойугу истэ рэнэргэ дьарыктаныы. Олонхону оруолларынан толорон рэтиини сити ии
Олонхо олуктарын толоруу,олонхону биирдиилээн, белегунэн толоруу. Олонхону оруолларынан толорорго уерэтии.
2 нэдиэлэ Олонхо Тылы с пк са арарга, оло хону толорорго рэтии
«Эмньик кулун аттаах Эрчимнээх Эчик» олонхону рэтии
3 нэдиэлэ Оло хо Оло хону оонньоон к р н о о этинэн- хаанынан билэрин сити ии.
«Эмньик кулун аттаах Эрчимнээх Эчик» олонхону оонньуурга холонуу
4 нэдиэлэ Оло хо О о олонхоттон бы а тардыыны толорорун сити ии
«Эмньик кулун аттаах Эрчимнээх Эчик» олонхону туруоруу