Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 5)

Наталья Коршунова
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 5)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Система коррекционно - образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля)и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

Сентябрь отводится для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП ДО.

С третьей недели сентября в подготовительной группе и с первой недели октября в старшей группе начинаются коррекционно- развивающие занятия в группе компенсирующей направленности. Рабочие совещания проводятся по завершении первого, а затем и второго периодов работы или обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочую программу учителя - логопеда. Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года, для того, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

В старшей и подготовительной группах логопедом проводится фронтальная работа по понедельникам, вторникам, средам и пятницам. В четверг логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй половине дня.

На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится — 20-25 минут, в подготовительной к школе группе — 25-30 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми.

В июне коррекционно – развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдаётся спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель – логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей;

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в коррекционно - развивающей, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться

поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В оформлении логопедического кабинета психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В кабинете должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

В кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в «школу», дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картины. В работе над лексическими темами используются репродукции с картин известных художников. .Можно использовать репродукции картин для оформления интерьера кабинета.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда

Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда

-Зеркало с лампой дополнительного освещения.

-Стульчики для занятий у зеркала.

-Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

-Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

-Спирт.

-Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).

-Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

-Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

-Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

-Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

-Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

-Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

-«Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», «Играйка-различайка», «Играйка-читайка».

-Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

-Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

-Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

-Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.

-Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)

-Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).

-Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.

-Слоговые таблицы.

-Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.

-«Мой букварь».

-Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).

-Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.

-Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).

-Альбом «Все работы хороши».

-Альбом «Кем быть?»

-Альбом «Мамы всякие нужны».

-Альбом «Наш детский сад».

-Альбом «Знакомим с натюрмортом».

-Альбом «Знакомим с пейзажной живописью».

-Альбом «Четыре времени года».

-Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1.

-Ребусы, кроссворды, изографы.

-Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, голосов природы, музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр.

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

-Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).

-Звучащие игрушки-заместители.

-Маленькая настольная ширма.

-Магнитофон, кассеты с записью голосов природы, бытовых шумов.

-Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».

-Палочки Кюизенера.

-Блоки Дьенеша.

-Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

-«Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

-Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

-Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8—12 частей).

-Кубики с картинками по изучаемым темам (8—12 частей).

-Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

-Массажные мячики разных цветов и размеров.

-Массажные коврики и дорожки.

-Мяч среднего размера.

-Малые мячи разных цветов (10 шт.).

-Флажки разных цветов (10 шт.).

-Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

-Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

-Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo».

-Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

-Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

-Игрушки «Лицемер».

-Атрибуты для проведения игры «Обезьянка» (платочки, гимнастические палки, обручи и т. п.).

3.3. Циклограмма деятельности учителя - логопеда

понедельник 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями

13.50-14.10 Работа с документацией

(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)

14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей

14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада

14.40-15.00 Подготовка к занятиям

(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)

15.00-15.25 Фронтальное занятие (старшая группа)

15.35-17.30 Индивидуальные занятия

(занятия по подгруппам)

вторник 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями

13.50-14.10 Работа с документацией

(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)

14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей

14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада

14.40-15.00 Подготовка к занятиям

(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)

15.00-15.30 Фронтальное занятие (подготовительная группа)

15.40-17.30 Индивидуальные занятия

(занятия по подгруппам)

среда 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями

13.50-14.10 Работа с документацией

(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)

14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей

14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада

14.40-15.00 Подготовка к занятиям

(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)

15.00-15.25 Фронтальное занятие (старшая группа)

15.35-17.30 Индивидуальные занятия

(занятия по подгруппам)

четверг 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями

13.50-14.10 Работа с документацией

(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)

14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей

14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада

14.40-15.00 Подготовка к занятиям

(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)

15.00-17.30 Индивидуальные занятия

(занятия по подгруппам)

пятница 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями

13.50-14.10 Работа с документацией

(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)

14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей

14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада

14.40-15.00 Подготовка к занятиям

(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)

15.00-15.30 Фронтальное занятие (подготовительная группа)

15.40-17.30 Индивидуальные занятия

(занятия по подгруппам)

3.4. Расписание занятий

Дни

недели Старшая группа

«Колобок» 20-25 мин. (5-6 лет) Время образовательной деятельности Подготовительная группа

«Колобок» 25-30 мин. (6-7 лет) Время образовательной деятельности

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Знаний» Цель: сохранение и укрепление.

Конспект беседы «Мир спасет доброта» с детьми группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения Беседа с приглашением семьи ребенка - инвалида детства, выпускника детского сада Булах Ангелины. Задачи: - формировать представления о доброте,.

КВН по математике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи КВН «Математика.

Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи Одной из важных проблем в современном обществе является социализация детей с различными нарушениями в речи. В настоящее время возросло количество.

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет.

Рабочая программа организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5–6 лет старшей группы компенсирующей направленности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования.

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности разработана в соответствии с ООП.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 5)
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 12:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Тематический конспект совместного детско-родительского мероприятия с детьми 2–3 лет...
«Любим с мамочкой играть» Основные задачи: • Снизить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в игровом взаимодействии; • Стимулировать...
Фотоотчёт «Конкурсы стенгазет в ДОУ»
Фотоотчёт «Конкурсы стенгазет в ДОУ» На сегодняшний день к дошкольному образованию предъявляются новые требования. В том числе к характеру и качеству...
Проект в средней группе по теме «Осень — щедрая пора»
Цель проекта: - организация познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: - закрепить...