Папки-передвижки

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности

Елена Чаус
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности разработана в соответствии с ООП МДОУ на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15) и с учетом образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2017 г.)

Публикация «Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель. Основными участниками реализации программы являются : дети дошкольного возраста 5-6 лет, родители (законные представители, педагоги.

1.1. Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

1.2. Задачи программы

• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;

• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• Вариативность использования образовательного материала;

• Уважительное отношение к результатам детского творчества;

• Единство подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ и семьи;

• Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа базируется на следующих принципах:

• принцип развивающего образования;

• принцип научной обоснованности и практической применимости;

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.4. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Развивается изобразительная деятельность детей. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Совершенствуются звуковая сторона речи и грамматический строй. Развивается связная речь.

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ТНР

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы : словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).

Основной контингент дошкольников, направляемых в группы с ТНР, имеет второй-третий уровень речевого развития.

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Некоторым детям характерна ригидность мышления. Детям с недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

2. Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

II. Содержательный раздел

1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей группы

Содержание психолого-педагогической работы дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели и задачи

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры).

Ребенок в семье и сообществе.

Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Формирование основ безопасности.

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с социальным миром.

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи

Развитие речи.

Приобщение к художественной литературе.

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Основные цели и задачи

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Развитие игровой деятельности (театрализованные игры).

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

2. Региональный компонент перспективного планирования (парциальные программы)

Используются парциальные программы :

• Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников;

• Н. В. Рычажкова и др. Родной город. Программа патриотического воспитания дошкольников.

4. Коррекционная работа

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Основной жизненной позицией общества должна стать толерантность. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

4.1. Система коррекционно-развивающей работы

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Основными задачами этих занятий являются:

1. Овладение фонетической системой языка.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие анализа и синтеза звукового состава речи.

4. Усвоение некоторых элементов грамоты и графомоторных навыков.

5. Расширение лексического запаса.

6. Воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.

7. Полноценная интеграция дошкольников с ТНР в среду нормально развивающихся сверстников.

Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы. Форма организации непосредственно образовательной деятельности – подгрупповая (по 10 детей) и индивидуальная. Продолжительность подгрупповых занятий в старшей группе – не более 25 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут. Программа предусматривает консультации родителей один раз в неделю.

В систему работы в логопедической группе включены интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе.

III. Организационный раздел

1. Распорядок дня детей старшей группы компенсирующей направленности

Распорядок дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5-6 часов.

МДОУ №12 работает в условиях полного 12 часового рабочего дня. Группа функционирует в режиме 10 часового рабочего дня при 5 дневной рабочей неделе.

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

Базовый вид деятельности Периодичность

Физическая культура в помещении 2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю

Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП 2 раза в неделю

Речевое развитие 6 раз в неделю

Рисование 2 раза в неделю

Лепка 1 раз в 2 недели

Аппликация 1 раз в 2 недели

Музыка 2 раза в неделю

2. Культурно-досуговая деятельность

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.

Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры.

Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.

Праздники. Формировать представления о будних и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам. Воспитывать внимание к окружающим людям.

Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей. Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.

Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.

Перечень развлечений и праздников.

3. Условия реализации программы

3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Развивающая предметно-пространственная среда группы :

- содержательно-насыщенная, развивающая

- трансформируемая

- полифункциональная

- вариативная

- доступная

- безопасная

- здоровьесберегающая

- эстетически привлекательная.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Организация самостоятельно определяет средства обучения; соответствующие материалы; игровое, спортивное, оздоровительное оборудование: инвентарь, необходимые для реализации программы.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Опасные предметы дома» для детей старшей группы компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Физическое развитие.

Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Экспериментирование с весами» «Экспериментирование с весами». Цель: знакомство с понятием веса и весами. Задачи: • Познакомить детей с понятиями вес, весы, тяжелее,.

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Пояснительная записка: Данное занятие является этапом коррекционно – развивающей работы с детьми старшей логопедической группы с элементами.

Примерная рабочая программа воспитателя старшей группы СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 1.3 Цели.

Рабочая программа кружка «Роботенок» старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное Учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида.

Рабочая программа кружка «Волшебные квадратики» для детей старшей группы комбинированной направленности «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Рабочая программа основной общеобразовательной программы группы общеразвивающей направленности для детей 5-го года жизни .

Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленностиРабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленности кружок «Творчество» Пояснительная записка Предлагаемая программа «Творчество» имеет художественно-эстетическую направленность, которая.

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 22 января 2019 в 22:13
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД