МААМ-картинки

Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом

Елена Вострикова
Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Публикация «Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом» размещена в разделах

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат состоит из 3 основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность и сила движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «. ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.— С. 37). В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений о работе органов артикуляционного аппарата, которые даются в доступной игровой форме.

Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата : губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

В средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

В подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у», и т. д.

Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика. Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Лиса с лисятами» Конспект лексико-грамматического занятия, проведенного на методическом объединении учителей-логопедов по теме «Новые формы работы с детьми.

«Насекомые». Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Конспект группового логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по лексической теме «Насекомые» Задачи:.

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Образовательная деятельность «Путешествие в царство растений» с детьми седьмого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи». Цель: закрепить представления детей о растениях нашего края. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Виды детской деятельности:.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Раскрывается.

Организация исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Упражнения на развитие активного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Кто что делает?» Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков,.

Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход игры: педагог бросая мяч детям, называя.

Упражнения на развитие пассивного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. Отгадай загадку и покажи отгадку! Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 10:59
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД