Виктория Истомина
Рабочая программа «Художественное краеведение» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетной задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание гармоничной, разносторонне развитой и социально адаптированной личности, способной в полной мере проявить не только физические, интеллектуальные и творческие способности в стремительно изменяющемся окружающем мире, но и проявлять свою гражданскую позицию. Залогом успешного и благополучного развития будущих поколений уже в дошкольном возрасте необходимо прививать детям основы гражданственности и патриотизма, которые не могут быть сформированы без знаний об истории своего родного края и страны.
Публикация «Рабочая программа „Художественное краеведение“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Первые знания о ближайшем окружении ребенка, начинаются с семьи, дома, родной улицы; посещая детский сад, знания ребенка постепенно расширяются (детский сад, группа, поликлиника и т. д.). В старшем дошкольном возрасте уже возможно и необходимо формировать представления об истории родного края и страны.
Предлагаемая мною программа для старших дошкольников уже прошла апробацию в нашем образовательном учреждении и позволяет с уверенностью говорить о том, что возможно изучать историю своей вотчины легко и интересно. Кроме того, родители воспитанников разделяют необходимость проведения подобной работы и принимают активное участие в различных проектных акциях, проводимых в учреждении.
Пояснительная записка.
Рабочая программа (Далее - программа) разработана на основе парциальной образовательной программы «Детство с родным городом», являющейся приложением к программе «Детство», для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.).
Малая родина, каждый город хранят память о своих великих гражданах, рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных подвигах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Эта деятельность связана с включением детей в расшифровывание знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка старшего дошкольного возраста.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.
Задачи образовательной деятельности (6-7 лет)
1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
6. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Содержание предметной области в старшей группе может быть представлено в виде нескольких тем проектной деятельности старших дошкольников : «Самая красивая улица» (коллаж, «Окаменевшие растения в городе», «О чем рассказывают скульптуры», «День Победы в нашем городе», «Профессии наших родителей» и других.
Содержание образовательной деятельности
У родного города (села) есть свое название (имя, которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где построен город (село). Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах — защитниках Отечества, писателях, художниках. В городе (селе) трудятся родители. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
Организация опыта освоения программы детьми 6-7 лет
Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная функции, функция отдыха и развлечений, исторические и современные здания города, культурные сооружения.
Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).
Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию). Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности, позволяющей детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров.
Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей. Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности. Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
Содержание предметной области в группе для детей 6-7 лет может быть представлено в виде нескольких тем проектной деятельности старших дошкольников : «Самое интересное событие жизни города», «Необычные украшения улиц города», «О каких событиях помнят горожане», «Добрые дела для ветеранов» и других
Режим реализации программы.
Параметры
Общее количество образовательных ситуаций: 39
Количество образовательных ситуаций в неделю: 1
Длительность образовательной ситуации: 25
Форма организации образовательного процесса: групповая
Календарно – тематическое планирование по краеведению (6-7 лет)
Первая неделя сентября
Повторение. Как город наш возник.
Повторить известное об истории возникновения и достопримечательностях города Тамбова, способствовать возникновению интереса к истории и архитектуре города.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя сентября
Повторение. Легенды родного города
Повторить содержание легенд «Сказ о гербе Тамбовском», «Легенда о Цне и Студенце», «Княжеская могила». Расширить представление о тамбовских легендах через чтение легенд «Святое озеро», «Русалочья роща» и др.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя сентября
Интерактивная экскурсия «Улочки тамбовские! Нет вас краше!»
Активизировать и расширить представления детей об улицах Тамбова, способствовать формированию эстетического осмысления их убранства и архитектуры
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя сентября
Рисование. Моя улица.
Повторить с воспитанниками названия их улиц, способствовать развитию речи детей через рассказы о достопримечательностях улиц, на которых они живут, учить дтей выполнять пейзажные зарисовки в различных техниках
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Пятая неделя сентября
Видео-экскурсия «Жемчужины архитектуры родного города»
Способствовать формированию эстетического восприятия у детей через знакомство с наиболее красивыми зданиями Тамбова, развивать речь детей путем подготовки экскурсоводов для видео-экскурсии
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя октября
Игра «Расскажи: что это, где?» (самые красивые здания города)
Закрепить знания детей о самых красивых зданиях Тамбова через дидактическую игру
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя октября
Лепка «Украшение фасада»
Способствовать формированию эстетического вкуса воспитанников, способствовать развитию речи через расширение активного словаря ( части здания: фасад, фронтон, колонна и др.)
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя октября
Парки и скверы нашего города. Составление гербария растений, произрастающих на участке ДОУ.
Познакомить детей с парками и скверами г. Тамбова, активизировать их представления об их содержании, расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя октября
Аппликация «Клумба для моего двора»
Способствовать формированию позитивного отношения детей к родному городу, стимулировать желание украсить его, расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя ноября
Фонтаны Тамбова. Опыт «Фонтан»
Познакомить воспитанников с фонтанами города, привлечь их внимание к красоте этих сооружений, рассказать, как нужно себя вести около фонтана. Продемонстрировать опыт «Фонтан» с целью расширения познавательного интереса воспитанников.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя ноября
Гончары Тамбовщины
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Гончарное производство», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя ноября
Роспись по дереву. Декорирование вазы.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Роспись по дереву», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий. Побудить детей самостоятельно изготовить подобное изделие
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя ноября
Лозоплетение. Изготовление плетенки из шнура.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Лозоплетение», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий. Побудить детей самостоятельно изготовить подобное изделие из подручного материала (шнур)
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя декабря
Плетение из бересты. Выставка берестяных изделий.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Плетение из бересты», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя декабря
Вышивка. Тамбовский крест.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Вышивка», ее особым видом «Тамбовский крест», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя декабря
Ткачество. Изготовление коврика из нитей.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Ткачество», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий. Обучить детей технике ткачества на примере коврика их нитей.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя декабря
Прядение. Рассматривание прялки.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Прядение», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий из пряжи.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Пятая неделя декабря
Глиняная игрушка. Изготовление игрушки по народному образцу.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Глиняная игрушка», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий. Обучить детей изготовлению игрушки из глины по народному образцу.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя января
Кузнечное ремесло.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Кузнечное дело», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя января
Вязание.
Выставка вязаных работ мам и бабушек.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Вязание», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий. Способствовать формированию положительного имиджа мам и бабушек в ходе рассматривания экспонатов выставки вязаных изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя января
Резьба по дереву.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Резьба по дереву», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя февраля
«История монастырских ремесел в Тамбовской области»
Познакомить детей с историей возникновения монастырских ремесел на Тамбовщине, способствовать их восприятию детьми с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя февраля
Бисероплетение. Подарок маме.
Познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Бисероплетение», способствовать восприятию этого ремесла с эстетической точки зрения, отмечая красоту изделий, учить детей изготовлению поделок из бисера для мам.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя февраля
«Сокровища Тамбовской картинной галереи»
Познакомить детей с экспонатами Тамбовской картинной галереи, учить детей бережному отношению к произведениям искусства.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя февраля
Рисование «Бабушкин портрет»
Активизировать знания детей о портрете, вспомнить, какие портреты они видели в фондах Тамбовской картинной галереи, учить рисовать портрет в технике акварели.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя марта
Композиторы Тамбовщины.
Познакомить детей с композиторами Тамбовщины и образцами из творчества, учить детей видеть красоту родного края через музыкальные произведения.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя марта
Слушание музыки. Песни тамбовских авторов о маме.
Познакомить воспитанников с произведениями тамбовских авторов о маме (О. Егорова и др.)
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя марта
«Тамбовские народные коллективы». Видео-концерт
Способствовать формированию эстетического вкуса воспитанников через знакомство с лучшими народными коллективами Тамбова и народными песнями.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя марта
«Тамбов литературный»
Познакомить детей с писателями и поэтами Тамбовщины, и образцами из творчества, учить детей видеть красоту родного края через литературные произведения.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Пятая неделя марта
Конкурс на лучшее чтение стихов тамбовских авторов.
Способствовать формированию навыков выразительного чтения у воспитанников, в а также знакомству с произведениями тамбовских поэтов.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя апреля
«Тамбов театральный»
Познакомить детей с историей возникновения театрального искусства в Тамбове и роли Г. Р. Державина в открытии первого театра, активизировать представления детей о театрах города.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя апреля
Инсценировка стихов тамбовских авторов
Способствовать формированию театральных способностей воспитанников в ходе инсценировка стихов Т. Л. Курбатовой
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016Т. Курбатова «Веселая капель», Тамбов, 2005
Третья неделя апреля
«Народный костюм Тамбовской губернии».
Познакомить детей с народным костюмом Тамбовской губернии, учить детей видеть красоту народной одежды
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая
неделя апреля
Разработка экскурсионной программы для мини-музея.
Активизировать знания и представления воспитанников родном городе через составление плана экскурсии по мини-музею ДОУ, способствовать развитию речи воспитанников
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Первая неделя
мая
Экскурсия в мини-музей «Тамбов-самое сердце России».
Активизировать знания и представления воспитанников родном городе в ходе экскурсии по мини-музею ДОУ, способствовать развитию речи воспитанников, возникновению желания изучать прошлое родного города, пополнять коллекцию мини-музея
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Вторая неделя
мая
«Храмы Тамбова: история и современность»
Познакомить детей с храмовой архитектурой Тамбова и ее лучшими образцами, учить детей видеть красоту города через культовые постройки.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Третья неделя
мая
Рисование самый красивый храм.
Учить детей рисовать архитектурное сооружение (храм, церковь, срисовывая с фотографии. Способствовать обогащению словаря детей через названия частей храма
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Четвертая неделя мая
Повторение. Викторина «Кто город наш лучше знает"
Повторить известное об истории возникновения и достопримечательностях города Тамбова, способствовать возникновению интереса к истории и архитектуре города.
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Пятая неделя мая
Оформление альбома «Мы любим свой город» (лучшие рисунки, аппликации, пожелания детей и родителей, фото детей и их родителей с видами и достопримечательностями города)
Повторить известное об истории возникновения и достопримечательностях города Тамбова, способствовать возникновению интереса к истории и архитектуре города. Способствовать формированию эстетического вкуса воспитанников в ходе составления альбома «Мы любим свой город»
Методическое пособие «Детство с родным городом»/Тамбов, МБДОУ «Детский сад № 70», 2016
Итоги освоения содержания программы для старшего дошкольного возраста
Достижения ребенка (Что нас радует)
-У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
-Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
-Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
-Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
-Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
-Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий
педагогов и родителей
-Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
-Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
-Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Средства обучения:
1) Технические средства обучения: магнитофон, ноутбук, интерактивная доска.
2) Учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, модели, муляжи, репродукции, фотографии, альбомы, открытки и др.
3) Оборудование: магнитная доска
Мониторинг освоения программы заключается в наблюдении за усвоением программы воспитанниками в ходе текущего мониторинга, занесении результатов в карту индивидуального развития ребенка с последующим анализом.