Приложение МААМ

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 6–7 лет «Цветные ладошки»

Аноним
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 6–7 лет «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А.

Публикация «Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 6–7 лет „Цветные ладошки“» размещена в разделах

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л. А., Запорожец А. В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л. С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Изобразительная деятельность в

подготовительной к школе группе

Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет.

Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.

Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искуства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.

Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т. ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.

Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность со-здания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.

Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т. д.).

Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.

Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба, обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.

Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.

Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).

Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;

совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);

самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).

Планирование занятий в подготовительной к школе группе

Месяц

Сентябрь

«Улетает наше лето»

«Чудесная мозаика»

«Весёлые качели»

«Ветка рябины»

Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений (самос-тоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно-выразительные средства).

Знакомство с декоративными оформительскими техниками (мозаикой) для создания многоцветной гармоничной композиции.

Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях; самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств.

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение веток и листьев, их цвет и оттенки. Закреплять умение красиво располагать ветки на листе бумаги. Упражнять в рисовании карандашом и гуашью. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности в изображении.

Октябрь

«Лес, точно терем расписной.»

«Деревья смотрят в озеро»

«Летят перелётные птицы»

(по мотивам сказки М. Гаршина)

«Осенние дары»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раз-движение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально сим-метричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки.)

Создание сюжетов по мотивам сказки, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений.

Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т. е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

Ноябрь

«Такие разные зонтики»

«Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

«По горам, по долам…»

«Разговорчивый родник»

Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонте и парашюте).

Отображение в рисунке впечатлений о поездках - рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия.

Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).

Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала - пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка).

Декабрь «Морозные узоры»

«Дремлет лес под сказку сна»

«Гжельская сказка»

«Сказочная птица»

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.).

Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

Закреплять знания детей о холодной гамме оттенков гжельской росписи; учить получать разные оттенки. Учить создавать декоративную композицию, используя только белый и синий цвета. Продолжать знакомить с приёмами рисования элементов росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности.

Закреплять знания детей о тёплых цветах и их оттенках; умение смешивать гуашевые краски, рисовать кистью. Учить создавать в рисунке образ сказочной птицы, рисуя необычные элементы на хохолке, хвосте, оперении с помощью узоров, оттенков цвета. Развивать чувство цвета и ритма в узоре, творческую активность.

Январь

«В рождественскую ночь»

«Баба Яга и Леший»

«Кони-птицы»

«Народный индюк (по мотивам дымковской игрушки)»

Познакомить детей с историей праздника Рождества, его особенностями. Учить создавать композицию со свечой и ёлочной веткой. Воспитывать чувство уважения к русской культуре, её истокам.

Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев.

Создание условий для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам городецкой росписи. Развитие чувства цвета, формы и композиции.

Оформление лепных фигурок по мотивам дымковской (вятской) игрушки. Освоение узора в зависимости от формы.

Февраль

«Пир на весь (декоративная посуда и сказочные явства)»

«Морские коньки играют в прятки»

«Белый медведь и северное сияние»

«Я и папа»

Рисование декоративной посуды по

мотивам «гжели», дополнение изображениями сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол).

Самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности для раскрытия преложенной темы.

Поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

Рисование парного портрета в про-филь, отражение особенностей внеш-него вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).

Март

«Мы с мамой улыбаемся»

«Букет цветов»

«Золотой петушок»

«Чудо - писанки» (беседа о декоративно-прикладном искусстве)

Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего ви-да, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).

Рисование с натуры; возможно точная передача формы и колорита весенних цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определённой точки зрения.

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Апрель

«Золотые облака» (весенний пейзаж)

«Заря алая разливается»

«День и ночь»

«В далёком космосе»

Дальнейшее знакомство детей с новым художественным материалом - пастелью. Освоение приёмов пере-дачи нежных цветовых нюансов.

Рисование восхода солнца (зари алой) акварельными красками. Совершенствование техники рисования «по мокрому».

Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественно-образной выразительности.

Создание рельефной картины (панорамы, включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Май

«Весенняя гроза»

«Букет с папоротником и солнечными зайчиками»

«Лягушонок и водяная лилия»

«Мой любимый детский сад»

Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительно-сти. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение.

Составление сложных флористических композиций со световыми эффектами (солнечными зайчиками) по представлению или с натуры. Дальнейшее знакомство с жанром натюрморта. Развитие способности к формообразованию и композиции. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природе.

Составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Закреплять умение детей рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного оттенка. Учить представлять настроение своей картины и передавать его в цвете. Развивать творческую активность и самостоятельность.

Список репродукций и предметов искусства,

рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте

ЖИВОПИСЬ

НАТЮРМОРТЫ

Врубель М. «Сирень»; Кончаловский П. «Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»

МанеЭ. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»

Машков И. «Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы»

Садовников В. «Цветы и фрукты»

Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»

Хруцкий И. «Натюрморт со свечой», «Фрукты»

ПЕЙЗАЖИ

Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»

Бакшеев В. «Голубая весна»

Борисов-Мусатов В. «Весна»

Бродская Л. «Овёс», «Таёжный мороз»

Бродский И. «Осенние листья»

Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель»,«Перед дождём» Васнецов В. «Река Вятка»

Волков Е. «Ранний снег»

Гаврилов В. «Свежий ветер»

Грабарь И. «Иней», «Мартовский снег»

Грицай А. «Весна в городском парке», «Ледоход»

Дубовский Н. «Притихло»

Жуковский С. «Заброшенная терраса», «Зимний вечер»

Зверьков Е. «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»

Куинджи А. И. «Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов М. «Абрамцево», «Солнечный день»

Левитан И. «Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь»

Мухин А. «Последний снег»

Остроухов И. «Золотая осень», «Осень»

Поленов В. «Московский дворик»

Полюшенко А. «Май»

Рерих Н. «Небесный бой»

Ромадин Н. «Весна», «Кудинское озеро»

Рылов А. «В голубом просторе»

Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»

Саврасов В. «Радуга»

Сомов К. «Радуга»

Степанов А. «Журавли летят», «Лоси»

Шишкин И. И. «Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней»

«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Щербаков Б. «Тишина. Озеро Неро»

ПОРТРЕТЫ

Аргунов И. «Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Боровиковский В. «Портрет Лопухиной»

Брюллов К. «Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А. Н. Демидова»

Василенко В. «Юрий Гагарин»

Васнецов А. «Весна» Васнецов В. «Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»

Венецианов А. «Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»

Дейнека А. «Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность»

Кипренский О. «Автопортрет», «Бедная Лиза»

Кончаловский П. «Автопортрет»

Крамской И. «Неизвестная»

Кустодиев Б. «Автопортрет», «Купчиха»

Левитан И. «Автопортрет»

Лиотар Ж. -Э. «Шоколадница»

Ломакин 0.«Портрет экскаваторщикаН. Мокина»

Маковский К. «Дети, бегущие от грозы»

Матейко Я. «Портрет детей художника»

Мурильо. «Мальчик с собакой»

Нестеров М. «Портрет В. И. Мухиной», «Портрет скульптора ИванаДмитриевича Шадра» Перов В. «Тройка»

Прянишников И. «Воробьи»

Ракша Ю. «Дети на изгороди»

Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»

Репин И. «Стрекоза»

Матвеев Ф. «Вид Рима. Колизей»

Пименов Ю. «Новая Москва»

Поленов В. «Московский дворик»

Сергеев М. «Сказание о невидимом граде Китеже»

Щербаков Б. «Ростов Великий»

Юон К. «Купола и ласточки»

Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников

Иллюстрации известных художников

Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка» Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки»

Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова

Демченко 0.«Сказки-крошки»B. Кротова, «Почему пантера чёрная, а леопард - пятнистый?»Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга

Дехтерёв Б. «Красная шапочка» Ш. Перро

Дубинчик Т. «Жили у бабули» по книге К. Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»

Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»

Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г. -Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка Рох»

Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака

Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжка-потешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина

Манухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович»

Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К. Чуковского, «Сорока-белобока» Е. Благининой, словацкая сказка «Усолнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова) Сутеев В «Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки» Федотова М. книги для бесед по картинкам «Гдемы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В. Петровой, «Один и много» С. Теплюк,

«Зайкины истории»

Список литературы

1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М. : Республика, 2001.

2. Арапова-Пискарёва Н. А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Искусство, 1974.

4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

5. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.

6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М. : Владос-Пресс, 2006.

7. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М. : Просвещение, 1988.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1967.

9. Галанов А. С., Коршелова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М. : Прогресс, 1988.

11. Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М. : Изд-во МПИ,1991.

12. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М. : ИЦ Академия, 1997.

13. Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной дятельности. - М., 1995.

14. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия, 2000.

15. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М. : Просвещение, 1973.

16. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М. : Педагогика, 1986.

17. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М. : Просвещение, 1999.

18. Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М. : ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т. Г. Детское изобразительное трчество. - М. :

19. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психо-логов, педагогов,

20. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей до-школьного и младшего школьного возраста). - М. : ТЦ Сфера, 2005.

21. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

22. Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

23. Копцева Т. Природа и художник. - М. : Сфера, 2000.

24. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.

25. Котляр В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: радянська школа, 1986.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Программа кружка «Цветные ладошки» (вторая младшая группа) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ Концепция дошкольного образования предусматривает.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 6–7 лет «Цветные ладошки»
Опубликовано: 29 октября 2021 в 13:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 6–7 лет «Цветные ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 2250045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД