Екатерина Гордиенко
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными
чувствами, которыми живёт народная душа»
В. В. Зеньковский
Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру страны, как свою собственную и творчески утвердить себя в ней.
Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего возраста. И именно поэтому наша культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом которое порождает личность.
Публикация «Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Горенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Каждый взрослый желает детям добра. И дети ждут от нас, чтобы мы показали им путь, который определит каждому из них дорогу в жизнь. Особенно актуальное сейчас в православной педагогике –это духовное возрождение России.
Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей, понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине.
1.2 Цель программы :
Создать условия для приобщения дошкольников к духовно нравственным ценностям и формирование нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Образовательные задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе).
4. Развивать творческие и познавательные способы детей с учётом их возрастных и психологических способностей.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина РФ, патриотизма малой родины.
6. Объединить усилия дошкольного образования и семьи, создавая единый конспект воспитания и развития на основе общей цели, содержания педагогических технологий.
Тип программы : образовательный.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям.
Физическая культура: включает в себя подвижные игры, досуги, развлечения.
Музыка: включает музыкальные произведения в соответствии с темой занятия, музыкальные игры, праздники (в том числе и фольклорные).
Художественная литература: включает познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, былины, сказания, легенды, рассматривание картинок и иллюстраций.
Социализация: включает экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Познание: включает занятия, игры, прогулки, беседы.
Художественное творчество: мастер-классы, конкурсы, выставки, изготовление изделий в соответствии с темой занятия, произведение живописи и икон.
Программа охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учётом учебного плана ДОУ.
1.3 Сроки реализации программы :
Данная программа рассчитана на 3 возрастных группы: среднюю, старшую и подготовительную.
Занятия проводятся в течении всего учебного года, в период с октября по апрель, один раз в неделю.
Продолжительность занятий: 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной группе.
В программу входит 28 занятий в каждой возрастной группе.
Кроме теоретических занятий в программу входят практические занятия, которые служат закреплением полученной информации.
Коллективные работы, рисунки, аппликации, изготовление поделок позволяют намного лучше усвоить пройденный материал.
1.4 Планируемые результаты освоения программы :
1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно-нравственного воспитания, детский сад - центр социокультурной среды.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
1.5 Система оценки результатов освоения программы :
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников используется «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры»» (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников :
1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
Для выявления нарушений в сфере межличностных отношений используется детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки «Ребенок – ребенок»;
Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников используется методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;
Диагностика межличностных отношений в коллективе – оценивается по социометрической методике «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками: наблюдение, опрос.
2. Содержательный раздел
2.1 Структура программы :
1. Блок: «Мой внутренний мир» -основы православной культуры.
2. Блок: «Родина моя»- патриотическое воспитание.
3. Блок: «Кладязь доброты» -нравственные ценности.
4. Блок: «Горница» -традиции национальной культуры.
5. Блок: «Природа и я»-экология.
6. Блок: «Смоленский край- любимый край»- национально-региональный компонент.
Направления работы :
1. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность).
2. Духовно-образовательное (занятия, беседы).
3. Культурно-познавательное (целевые прогулки, экскурсии).
4. Воспитательно-оздоровительное (утренники, подвижные и ролевые игры, прогулки).
2.2 Методы и принципы реализации программы :
Принципы: принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания и доступности, принцип интеграции, принцип природосообразности, принцип наглядности.
Методы: словестно-образный, практический, наглядно-действенный.
Принцип систематичности и последовательности: предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.
Принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.
Принцип наглядности: который просматривается при проведений наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.
Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
Принцип сочетания научности и доступности: -исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры.
Принцип природосообразия: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
Словестно-образный метод используется: чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; разбор житейских ситуаций, ответы на вопросы педагога, детей; чтение сказок, былин, христианских притч; сообщение дополнительного материала воспитателем; беседы с элементами диалога; рассматривание наглядного материала; загадывание и отгадывание загадок.
Практический метод включает: организацию продуктивной деятельности; проведение игр.
Наглядно-действенный метод используется: наблюдения; проведения музыкальных и дидактических игр; показ сказок; воплощения впечатлений детей в творческих направления; рассматривание икон, иллюстраций, репродукций.
2.3 Формы работы с детьми :
- Первичная диагностика (сентябрь)
-Итоговая диагностика (май)
-Утренники, развлечения
-Факультативные занятия по духовному воспитанию
-Интегрированные занятия
-Чтение художественных произведений в том числе и духовно-нравственного содержания
-Беседы, беседы обсуждения
-Моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора
-Продуктивная деятельность, выставки, конкурсы
-Разучивание стихов, песен, колядок, потешек
-Целевые прогулки
-Рассматривание икон, иллюстраций
2.4 Формы работы с родителями :
-Родительские собрания с элементами духовно-нравственной тематики
-Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении
-Организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории)
-Изготовление декораций к праздникам, организация угощения детей во время утренника
-Диспуты, беседы, консультации
-Обмен опытом по духовному воспитанию в семье
-Индивидуальное собеседование
2.5 Формы работы с педагогами :
-Консультации, семинары-практикумы
-Выставки методической, духовной, коррекционной литературы
-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми
- Подготовка и проведение занятий-утренников
- Анкетирование и тестирование
2. 6 Материально-техническое обеспечение:
Для более эффективного усвоения программы в ДО оформлена комната народного творчества «Горенка» в виде «мини-музея», здесь дети знакомятся с:
- русским бытом (предметы трудовой жизни русского крестьянства, утварь крестьянской избы)
- фольклором (древние музыкальные инструменты, игровая дидактика)
- народным искусством своих предков (одежда, обувь, гончарные круги, прялицы)
-русской народной игрушкой (деревянные и глиняные предметы Богородских, Гжельских, Дымковских, Сергиево Посадских мастеров)
- осуществляется театрализованная деятельность (народные костюмы, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр).
3. Организационный раздел
3.1 Содержание работы с детьми (средней группы) :
Темы занятий
1. Блок:«Мой внутренний мир» 2. Блок: «Родина моя» 3. Блок:«Кладязь доброты» 4. Блок:«Горница» 5. Блок:«Природа и я» 6. Блок:«Смоленский край- любимый край»
1.«Покров»
2.«Скоро праздник Рождества Христова»
3.«Преподобный Серафим Саровский –скорый помошничек»
4.«Праздник Крещение»
5.«Сретение Господня»
6.«Прощённое воскресенье»
7.«Христос Воскресе, Христос Воскресе.»
8.«Троица»
9.«Сошью Маше сарафан»
10.«Волшебные спицы»
11.«Весёлые ложки»
12.«Тень-тень-потетень, веселимся целый день»
13.«Шутки шутить, людей насмешить»
14.«Колыбельная песня»
15.«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй"
16.«Петушок и баба Яга»
17.«При солнышке тепло, при матушке добро» 18.«Жихарка
19.«Теремок
20.«Ой, вы гости-господа»
21.«Прощание с избой»
22.«У бабушки в деревне»
23.«Зимние забавы»
24.«Здравствуй, зимушка зима»
25.«Весна, весна поди сюда»
26.«Жили-
были
дед и баба»
27.«Крестьянская
игрушка»
28.«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»
29.«Весёлая ярмарка»
3.2 Содержание работы с детьми (старшая группа) :
1. Блок: «Мой внутренний мир» 2. Блок: «Родина моя» 3. Блок: «Кладязь доброты» 4. Блок: «Горница» 5. Блок: «Природа и я» 6. Блок: «Смоленский край- любимый край»
1.«Рождество Пресвятой Богородицы»
2.«Покров»
3.«Архангел Хранитель»
4.«Праздник Святителя Николая Чудотворца»
5.«В огне рождественских свечей»
6.«Вербное воскресенье»
7.«Пасха»
8.«Этот волшебный завиток»
9.«Роспись по дереву»
10.«Приданное бабы Яги»
11.«Нет милей дружка, чем родима матушка»
12.«У страха глаза велики»
13.«Знакомство детей с масляничными обрядами»
14.«Птицы возвращаются на Родину»
15.«Пасхальные радости»
16.«Ой, вы гости-господа»
17.«Зимние святки»
18.«Сказка для Кузи»
19.«Семейное занятие на Масленицу»
20.«Маленькое дела лучше большого безделья»
21.«Красно летичко, дай грибов в берестечко»
22.«Проказы старухи зимы»
23.«Подснежника глянул глазок голубой»
24.«Весна, весна, поди сюда»
25.«Хороша кашка, да мала чашка»
26.«Коляда-моляда прикатила молода»
27.«Святки»
28.«Тонко бело полотенечко, хитро-мудро рукодельице»
3.3 Содержание работы с детьми (подготовительная группа)
Темы занятий
1. Блок:
«Мой внутренний мир» 2. Блок:«Родина моя»3. Блок:«Кладязь доброты»4. Блок:«Горница» 5. Блок:«Природа и я»6. Блок:«Смоленский край-любимый край»
1. «Бог-творец». Дни творения.
2. «Рождество Пресвятой Богородицы
3. «Николай Чудотворец-жизнь и чудеса».
4. «Прощённое воскресенье
5. «Вербное воскресенье 6.«Покров».
7.«Проведение праздника Покров».
8 .«Празднование Масленицы».
9.«Пасха».
10. «Празднование Пасхи».
11.«Красная горка».
12. «Человек без родины, что соловей без песни». 13. «Хлеб-всему голова».
14. «Придёт беда-не купишь ума».
15. «Синичкин день».
16. «Праздник Рождества».
17. «Солдатушки бравые ребятушки».
18. «В гости к хозяюшке».
19. «Михайлов день».
20. «Подготовка к Новому году и Рождеству Христову».
21. «Знакомство с русской матрёшкой» занятие первое.
22. Занятие второе.
23. «Прощание с избой». 24. «Октябрь-грязник, ни колеса, не полоза не любит».
25. «Зима не лето-в шубу одето».
26. «Крещение празднуем Господне».
27. «Кузьминки-об осени поминки».
28. «Русские богатыри-защитники Отечества».
29. «Край родной на век любимый».
4. Используемая литература:
1. «Основы православной культуры» Л. П,Гладких
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева
3. «Российский этнографический музей детям» О. А. Ботякова
4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина
5. «Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор» Л. С. Лаврентьева
6. «Забытая старина: Турнир знатоков народного творчества» М. Н. Маслова
7. «Сказки Смоленского края» народный сборник.
8. «Наследие и быль, и сказка» Е. В. Соловьёва
9. «Народная культура и традиции» ФГОС в ДО