МААМ-картинки

Рабочая программа кружка краеведческой направленности «Мой край родной» в старшей группе

тарина лайсле
Рабочая программа кружка краеведческой направленности «Мой край родной» в старшей группе

Содержание

I. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи программы…. 3

1. 2. Принципы и подходы к формированию программы…. …. 4

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей….….…5

1.4. Планируемые результаты освоения Программы….…6

II. Учебный план….6

III. Содержание

3.1. Основное содержание программы….…. ….7

3. 2. Формы, способы, методы и средства реализации программы….….…. 8

3.3. Календарно-тематический план…. …. …9

IV. Материально-техническое обеспечение

4.1. Условия реализации программы

Публикация «Рабочая программа кружка краеведческой направленности „Мой край родной“ в старшей группе» размещена в разделах

4.2. Материально-техническое обеспечение программы…. 10

V. Список используемой литературы…. …. 12

1. Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурноисторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

1.1. Цели и задачи программы :

Цель:

Развитие интереса к изучению окружающего мира; воспитание чувства собственного достоинства, патриотических чувств через расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия, об окружающей природе и месте человека в ней.

Задачи:

• Создать условия для развития познавательного интереса к прошлому и настоящему родного города и республики, расширения представлений об истории родного края. Познакомить с основами краеведческой работы; прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

• Воспитывать уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

• Расширять представления о природных богатствах Республики Хакасия, быте, традициях разных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Обогатить знания дошкольников о городе Абакане, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

• Способствовать развитию личности, социализации воспитанников, создать условия для проявления нравственно-патриотических качеств: гордость за родину, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, республики.

• Создать условия для самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, для развития наблюдательности, инициативности, ответственности, активности, творческого начала.

• Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности.

Срок реализации программы

Программа составлена для возрастного периода развития детей в старшей группе (5-6 лет). Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут. Форма проведения занятия: групповая. Программа рассчитана на 1 учебный год.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театрализованной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Серьезное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.

Раздел Старшая группа

1. Родной край Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе

2. Город

Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города

3. Население города Имеют представления об их быте и условиях проживания

4. Традиции, промыслы Знают сказки, легенды, обычаи нашего народа

5. Растительный мир Знают условия произрастания растений

6. Животный мир Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны – лисица, волк, заяц, белка

II. Учебный план

- кружок проводится - один раз в неделю во второй половине дня;

- количество детей – 20; - длительность занятия кружка – 25 минут.

Кол-во занятий

в неделю Количество

недель Всего занятий

1 31 31

III Содержание программы кружка

3.1. Основное содержание программы Задачи :

1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой Республики Хакасия, родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме образовательной деятельности (часть занятия, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

1. Растения Республики Хакасия. Растения луга, леса, водоемов. Что нам дает тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2. Животные Республики Хакасия. Животные луга, леса, водоема. Редкие животные своего края. Виртуальные экскурсии.

3. Полезные ископаемые Республики Хакасия. Добыча каменного угля.

4. Воды Республики Хакасия. Знакомство с основными реками, озерами своей местности. Значение рек, водоемов в жизни людей.

5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой Республики Хакасия, города Абакана. Путешествия по карте.

6. Охрана природы. Правила поведения в природе.

7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Абакан, Республики Хакасия. Памятники.

8. Народы Республики Хакасия. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Хакасия, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Народные праздники. Чтение легенд, сказок.

9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Республики Хакасия.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоя тельная

деятельность детей Совместная деятельность с семьей

Напоминание.

Объяснение.

Наблюдение. Развивающие игры. Игра-экспериментиро вание.

Проблемные ситуации. Игровые упражнения

Показ.

Наблюдение.

Беседа.

Занятия.

Игровые занятия.

Игровые упражнения. Игры (дидактические, подвижные).

Тематическая прогулка.

Экскурсии.

Проектная деятельность.

Опыты.

Конкурсы.

КВН.

Продуктивная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации.

Чтение литературы.

Посещение библиотеки Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

Игры-эксперим ентирования.

Наблюдение.

Опыты

Продуктивная деятельность Опрос.

Анкетирование.

Семинары-практикумы.

Консультации.

Музыкально-литературные вечера и досуги. Коллекционирование Беседа.

Совместная продуктивная деятельность.

Выставки.

Совместные экскурсии, прогулки в природу, походы.

Встречи с интересными людьми.

Совместная театрализованная деятельность. Конкурсы

3.3. Календарно-тематический план деятельности кружка

п/п Тема Форма проведения Кол-во занятий

Октябрь

1 «Кто живет с нами рядом» Знакомство с народами, проживающими в Хакасии 1

2 «Осень в родном городе» Экскурсия 1

3 «Что это? Кто это?». Составление загадок о животных, растениях края 1

4 «Талган» Опыты с зерном, приготовление талгана 1

Ноябрь

5 «Символика республики, города (герб, флаг, гимн)» Игровая деятельность 1

6 «Хакасские игры и игрушки» Подвижные игры

Мастерская игрушек 1

7 «Герб моей семьи»

«Уважения достойны» Конкурс

Беседа о пожилых людях 1

8 «Мы все такие разные» Конкурс рисунков 1

Декабрь

9 «Береги природу!» Знакомство с животными Красной книги Республики Хакасия 1

10 «Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел: подкормка зимующих птиц 1

11 «Достопримечательности города» Экскурсия 1

12 «Город, в котором я живу» Художественно-творческая деятельность 1

Январь

13 «Рождение города» Фотографии старого и нового города 1

14 «Хакасский хоровод» Развлечение 1

15 «Хакасская вышивка» Художественно-творческая деятельность 1

16 «История города в названиях улиц» Презентация исследовательских семейных проектов 1

Февраль

17 «Юрта» Сюжетно-ролевая игра 1

18 «Легендарные герои» Хакасские легенды 1

19 «Валентина Татарова» Знакомство с поэзией В. Татаровой 1

20 «Наш город Абакан» Игра по карте-схеме города 1

Март

21 «Ымай» (родовая гора) Развлечение 1

22 «Чыл Пазы» Развлечение. Традиции празднования Нового года 1

23 «Река Абакан» Путешествие по карте 1

24 «Три сына» (Солнце, месяц, огонь) Игра-драматизация по сюжету сказки 1

Апрель

25 «Три мира. Птицы на бубне» Рисование бубна 1

26 «Рисунки на древних камнях» Художественно-творческая деятельность

(представления о космосе в древности) 1

27 «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду 1

28 «Абаканский зоопарк» Развлечение 1

Май

29 «Люблю тебя, моя Хакасия» Выставка книг и фотографий 1

30 «Памятник в парке Победы» Экскурсия 1

31 «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием 1

VI. Материально-техническое обеспечение

4.1. Условия реализации программы

- Создание условий для успешной социализации ребенка;

- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

- динамичность работы;

- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; - становление высоконравственных, этических норм поведения.

Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется во второй половине дня, в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.

4.2. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым

- в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы : учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

Предметно-пространственная среда: создаются и пополняются центры активности детей

• Уголок «Город мой Абакан», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта).

• Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото.

• Центр «Экологии и экспериментирования», где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов.

• Библиотека – книги краеведческого содержания; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», произведения и стихи местных авторов.

V. Список используемой литературы

1. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 1998 – 160 с.

2. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2005 – 72 с.

3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.

4. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.

5. Кызласов А. С., Тугужекова В. Н. Писатели и художники Хакасии.

6. Кириченко И. И., Боргоякова Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа.

7. Золотая чаша - хакасские народные сказки и предания

8. Трояков П. А. Мифы и легенды хакасов.

9. Пер. Козловского Я. Мудрое слово/ хакасские пословицы, поговорки, загадки

10. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов.

11. Дошкольное воспитание. №2,5 - 2006 г.

12. Обруч. №6 - 2003 г, №5 – 2004 г.

13. Ребенок в детском саду. №3, 6 – 2004 г., №5 – 2005 г., №2, 3 – 2006 г.

14. Управление образования в ДОУ. №4 – 2004 г.

Публикации по теме:

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка краеведческой направленности «Мой край родной» в старшей группе
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 18:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД