Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Сундучок сказок» для обучающихся с ТНР

Наталья Евгеньевна Королёва
Рабочая программа кружка «Сундучок сказок» для обучающихся с ТНР

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи

1.5 Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1 Формы организации воспитательно-образовательного процесса по решению программных задач

2.2 Здоровьесберегающие технологии

Публикация «Рабочая программа кружка „Сундучок сказок“ для обучающихся с ТНР» размещена в разделах

2.3 Интеграция образовательных областей

3. Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы

3.2 Календарно-тематическое планирование

Список литературы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно- речевого развития ребёнка, помогает ребёнку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребёнком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Программа «Сундучок сказок» основана на государственных нормативно-правовых документах. Это:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 об образовании СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

4. Устав ГБОУ НСО "КШИ";

5. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» (авт. Л. Б. Баряева и др.);

6. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова). А также с учётом интеграции образовательных областей.

1.2 Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы

Цель программы : создать эффективную систему работы в группе по приобщению детей к художественной литературе, формировать нравственные качества, развивать коммуникативные, познавательные, речевые, художественно-эстетические умения на материале любимых сказок. Поиск эффективных методов и приёмов повышения качества речевого развития детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

- формировать грамматический строй и связную речь;

- обогащать словарный запас у детей;

- развивать воображение; развивать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности;

- снижать уровень тревожности и агрессивности;

- воспитывать чувство коллективизма, умение соблюдать правила, преодолевать трудности и страхи;

- повышать уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей на основе приобщение детей к художественной литературе через разнообразные формы работы над сказкой.

Срок реализации данной программы - 3 года. Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми (8-ми) лет. Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с сентября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

• Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

• Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

• Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

1.4 Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжёлыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, лёгкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития в речи ребёнка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные, но, наряду с этим, произносительные возможности ребёнка значительно отстают от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребёнка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям с ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

1.5 Планируемые результаты освоения программы

- Расширение словарного запаса, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, пересказывать знакомые произведения.

- Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

- Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи.

- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

- Снижение уровня тревожности и агрессии у детей.

- Реализовывать творческий замысел в различных видах деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1 Формы организации воспитательно-образовательного процесса по решению программных задач

Программа «Сундучок сказок» разработана для комплексного подхода к воспитанию детей, развития нравственных качеств через приобщение детей к художественной литературе с использованием организованных форм обучения, дополнительного образования, совместную, самостоятельную художественную и игровую деятельность детей.

Организованные формы обучения

• Занятия по художественной литературе

• Занятия по развитию речи

• Занятия по театрализации

• Занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка)

2.2 Здоровье сберегающие технологии

- дыхательная гимнастика

- артикуляционная гимнастика.

- пальчиковые игры со словами,

- гимнастика для глаз,

- физкультминутка, динамические паузы.

2.3 Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное

развитие Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, творческой активности и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

Речевое

развитие Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, самостоятельной театрализованной деятельности. игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

Познавательное

развитие Активизация мышления детей (через систему заданий по определённой теме, специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире (имитация движений животных, птиц, действий героев сказок и др., просмотр и обсуждение презентаций, дидактические игры на развитие слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

Художественно-

эстетическое

развитие Слушание музыки, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, танцы; развитие артистических способностей в театральных постановках, пропевание звуков, ИЗО-деятельность.

3. Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы :

1. Театральная ширма

2. Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелеграф

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Костюмы

4. Познавательно-речевые уголки

5. Библиотечный уголок

6. Уголки творчества

3.2 Календарно-тематическое планирование

Средняя группа

Дата проведения Тема занятия

Сентябрь Сказка «Репка». Чтение. Игра в картонный театр.

Сентябрь Сказка «Репка». Аппликация (пластилинография).

Сентябрь Сказка «Колобок». Чтение. Игра в настольный театр.

Сентябрь Сказка «Три медведя». Чтение. Игра в перчаточный театр.

Октябрь Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Чтение.

Октябрь Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рисование.

Октябрь Сказка «Маша и медведь». Чтение.

Октябрь Сказка «Маша и медведь». Рассказывание в лицах с использованием кукольного театра.

Ноябрь Сказка «Теремок». Театр на деревянных лопатках.

Ноябрь Сказка «Теремок». Игра-конструирование теремка.

Ноябрь Сказка «Гуси-лебеди». Чтение.

Ноябрь Сказка «Гуси-лебеди». Коллективная работа : выполнение иллюстрации к сказке с использованием нетрадиционных техник рисования.

Декабрь Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение.

Декабрь Сказка «Кот, петух и лиса». Рассказывание сказки.

Декабрь Сказка «Пых». Чтение. Игра в пальчиковый театр.

Декабрь Сказка «Пых». Рисование иллюстраций.

Январь Сказка «Два жадных медвежонка». Чтение.

Январь Сказка «Два жадных медвежонка». Сочинение нового варианта концовки сказки.

Январь Сказка «Заяц-хваста». Чтение. Выставка книг о нравственных качествах (скромность, смелость, храбрость и пр.)

Февраль Сказка «Зимовье зверей». Чтение.

Февраль Сказка «Зимовье зверей». Рисование героев сказки.

Февраль Сказка В. Степанов «Серебряный ключик». Чтение.

Февраль К Чуковский «Доктор Айболит». Чтение.

Март «Сказка о глупом мышонке». Чтение. Рисование героев сказки.

Март «Сказка об умном мышонке». Чтение. Игра в пальчиковый театр.

Март Сказка «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»). Чтение.

Март Сказка «Лиса и заяц». Игра-конструирование домика для зайчика.

Апрель Сказка «Курочка Ряба». Чтение. Игра в магнитный театр.

Апрель Сказка «У страха глаза велики». Чтение.

Апрель Сказка «У страха глаза велики». Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседа по содержанию выставки.

Апрель В. Сутеев Сказка «Кто сказал мяу. Чтение.

Май Изготовление кошек из подручных материалов. Выставка поделок.

Май А. Усачев. «Про умню собачку Соню». Чтение.

Май Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим». Чтение.

Май Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим». Аппликация к сказке.

Старшая группа

Дата проведения Тема занятия

Сентябрь Сказки В. Сутеева. «Под грибом». Просмотр мультфильма, чтение сказки.

Сентябрь Сказка «Под грибом». Кукольный театр.

Сентябрь «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А. Н. Толстого. Чтение.

Сентябрь К. Чуковский «Федорино горе». Чтение. Пантомима (изображение героев сказки).

Октябрь Сказка «Хаврошечка». Чтение.

Октябрь Сказка «Хаврошечка». Пластилинография.

Октябрь Сказка «Хаврошечка». Рисование.

Октябрь Г. Х. Андерсен. Сказка «Дюймовочка». Чтение.

Ноябрь Г. Х. Андерсен. Сказка «Дюймовочка». Игра-драматизация отрывков сказки.

Ноябрь Г. Х. Андерсен. Сказка «Дюймовочка». Выставка работ из природного и бросового материала «Комнатка для Дюймовочки».

Ноябрь Г. Х. Андерсен. Сказка «Свинопас» Чтение.

Ноябрь Г. Х. Андерсен. Сказка «Свинопас» Выставка книг «Сказки Андерсена».

Декабрь Сказка «Колобок - колючий бок». Чтение.

Декабрь Сказка «Колобок - колючий бок». Рисование иллюстраций к сказке.

Декабрь Сказка «Колобок - колючий бок». Игра-драматизация.

Декабрь Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Чтение.

Январь Сказка «Кукушка». Чтение. Составление кодекса «Кто примерный сын, кто примерная дочь».

Январь Сказка «Лиса и кувшин». Чтение.

Январь Сказка «Лиса и кувшин». Пластилинография. Выставка книг «Сказки, где участвует лисичка-сестричка».

Февраль Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». Чтение. Просмотр мультфильма.

Февраль Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». Создание иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

Февраль

В. Даль «Война грибов с ягодами». Чтение. Рисование по представлению.

Февраль Сказка «Айога». Чтение. Беседа о труде, взаимопомощи.

Март Сказка «Как собака друга искала?». Чтение.

Март Сказка «Как собака друга искала?». Беседа о дружбе.

Март Сказка «Лисичка-сестричка и волк». Чтение.

Март Сказка «Лисичка-сестричка и волк». Драматизация сказки.

Апрель Сказка «Царевна-лягушка». Чтение.

Апрель Сказка «Царевна-лягушка». Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

Апрель В. Катаев «Цветик-семицветик». Чтение.

Апрель В. Катаев «Цветик-семицветик». Изображение цветика-семицветика с использованием разных техник изодеятельности.

Май Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку». Чтение. Выставка поделок и иллюстраций «Насекомые».

Май «Крылатый, мохнатый, масляный» обработке А. Толстого). Чтение.

Май «Крылатый, мохнатый, масляный» обработке А. Толстого). Изготовление книжки-самоделки по сказке.

Подготовительная группа

Дата проведения Тема занятия

Сентябрь Сказка «Три поросёнка». (пер. С. Маршака). Чтение. Рисование домиков для поросят.

Сентябрь Сказка на деревянных лопатках «Кто из нас, из овощей, всех вкуснее и нужней!». Репетиция.

Сентябрь Сказка на деревянных лопатках «Кто из нас, из овощей, всех вкуснее и нужней!». Игра-театрализация.

Сентябрь П. Бажов «Серебряное копытце». Чтение.

Октябрь П. Бажов «Серебряное копытце». Чтение.

Октябрь П. Бажов «Серебряное копытце». Изготовление поделок к сказке с использованием литотерапии.

Октябрь Сказка «Сивка-бурка». Чтение.

Октябрь Сказка «Сивка-бурка». Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

Ноябрь Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Чтение.

Ноябрь Выставка сказок Андерсена. Беседа по содержанию выставки.

Ноябрь Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Чтение.

Ноябрь Выставка сказок Ш. Перро. Викторина по сказкам.

Декабрь В. Гаршин «Лягушка путешественница». Чтение.

Декабрь В. Гаршин «Лягушка путешественница». Составление плана путешествия лягушки.

Декабрь Сказка «Илья-Муромец и Соловей-разбойник». Чтение.

Декабрь Сказка «Илья-Муромец и Соловей-разбойник». Выставка рисунков к сказке.

Январь Н. Телешов. Сказка «Крупеничка». Чтение.

Январь Н. Телешов. Сказка «Крупеничка». Создание коллекции круп.

Январь В. Одоевский. Сказка «Мороз Иванович». Чтение.

Февраль В. Одоевский. Сказка «Мороз Иванович». Изготовление иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник.

Февраль К. Чуковский «Телефон». Чтение.

Февраль Сказка «Двенадцать месяцев». В обработке С. Маршака.

Февраль Коллективное панно «12 месяцев».

Март Сказка «Финист - Ясный сокол». Чтение.

Март Выставка книг: сказки с волшебными превращениями.

Март А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Чтение.

Март Выставка сказок А. С. Пушкина.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Апрель П. Ершов. Сказка «Конёк – горбунок». Чтение.

Апрель Коллективное панно «Конёк-Горбунок».

Апрель В. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек». Чтение.

Апрель В. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек».

Май «Выросла репка большая-пребольшая!». Работа над спектаклем.

Май «Выросла репка большая-пребольшая!». Работа над спектаклем.

Май Спектакль «Выросла репка большая-пребольшая!».

Список литературы:

1. Алянский Ю. Азбука театра. М. :1998.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников М. : 1983.

3. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001.

4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. – М. : Линкс-Пресс, 2001.

5. Дунаева Н. О. значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.

6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28.

7. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. : 2011.

8. Лыкова И. А. Театр на пальчиках. М. : 2012.

9. Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня. С. -П. : 2012.

10. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. М. : 2009.

11. Распопов. А. Г. Какие бывают театры. Изд-во: Школьная пресса, 2011.

12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : АРКТИ, 2002.

13. Улашенко Н. Б. Организация театральной деятельности. Старшая группа. Издательско-торговый дом г. Волгоград, 2009.

14. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 2000. Чусовская А. Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений. М. : 2011.

15. Ярыгина О. Г. Мастерская сказок. М. : 2010.

16. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Сундучок сказок» для обучающихся с ТНР
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 16:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД