Приложение МААМ

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора

Анна Иванчина
Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«В гостях у Колобка»

Для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет)

Автор-составитель: Иванчина А. М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора» размещена в разделах

Устное народное творчество представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать : фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.

Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность средств фольклора привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Актуальность программы

Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.

В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. Стало очевидным необходимость возрождения добрых семейных, народных традиций.

Новизна и педагогическая направленность программы

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Цель программы : Использование произведений фольклора в развитии связной речи детей.

Задачи программы :

1. Расширение, обогащение словаря с использованием произведений фольклора.

2. Формирование правильной разговорной речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Совершенствование традиционных образовательных методов и приемов развития речи, поиск инновационных методов и приемов.

Отличие программы от уже существующих

я старалась разработать программу для формирования и совершенствования речи детей средствами народного устного и декоративно-прикладного искусства, показать разнообразие их форм, подобрала упражнениядля дошкольников в умении использовать богатое словарное наследие в своей речи.

Процесс развития связной речи средствами фольклора строится на общедидактических и специфических принципах:

последовательности;

системности;

постепенного и поступательного усложнения материала.

Возраст детей и срок реализации программы4-5 лет, 1 учебный год.

Форма организации занятий: подгрупповая

Планируемые результаты реализации программы :

-осознанно грамматически правильно использовать слова в речи;

-количественно и качественно увеличить словарный запас дошкольников;

-научить детей «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности;

-сформировать навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы

Оценка результативности программы проводится по следующим критериям:

Высокий:

*Умеет разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

*Имеет элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.

*Использовать

в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).

*Умеет применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

*Показывает сценки с интересным ребенку видом театра, умеет импровизировать.

*С желанием участвует в любом виде деятельности.

Средний :

*Умеет разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни под руководством взрослого.

*Умеет применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Имеет некоторые представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).

*Старается использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).

*Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

*Показывает сценки с одним из видов театра, умеет импровизировать с помощью взрослого.

*Старается вводить в свои выступления не только устный фольклор.

* Участвует в некоторых видах деятельности.

Низкий:

*Не умеет разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

*Не умеет применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Имеет некоторые представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).

*Не использует в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).

*Не проявляет самостоятельность в играх со сверстниками.

*Не умеет показывает сценки с одним из видов театра, не умеет импровизировать.

Формы подведения итогов реализации программы

Конкурс «Лето звонкое пришло»

Календарный учебный график

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут – 32 занятия в год.

Общая продолжительность –10часов 40 минут.

Учебно-тематический план

1. Восенушка - осень Познакомить с народными приметами как предсказателями погоды, с характерными приметами начала осени, с некоторыми пословицами, приметами об осени.

22. Во саду ли, в огороде Совершенствовать умение отличать народную сказку от других жанров народного искусства. Познакомить со сказкой «Мужик и медведь».

13. Хлеб всему голова Познакомить со старинными орудиями труда, с пословицами и поговорками о хлебе.

44. Игрушка Познакомить с возникновением первых народных игрушек (куклы-обереги, дымковские, филимоновские, матрешки).

55. Расти коса до пояса Уточнить представления детей о жанровых особенностях пестушек, потешек, колыбельных песен, помочь детям заучить текст колыбельной песенки при помощи инсценировки.

66. Сошью Маше сарафан Познакомить с русской, башкирской, татарской, марийской народной одеждой, с названиями предметов одежды.

77. Хороводная песня Формировать представления детей о значении народных песен в жизни простого народа, развивать музыкальный слух

88. Волшебные сказки. Чтение и рассказывание русской народной сказки «Чудесные лапоточки» Учить детей образно воспринимать содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи, чуткость к образному строю языка сказки, умение воспринимать и осознавать образные выражения, учить отличать типы сказок.

99. Чтение башкирских народных сказок Познакомить с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», ее своеобразием.

110. Сочинительство сказки на новый лад Формировать умение придумывать сказку на новый лад, развивать воображение, творчество.

111. Шило в мешке не утаишь Познакомить с жанровыми особенностями пословицы, учить понимать обобщающее значение пословицы, использовать ее в речи.

112. Весела была беседа Формировать представления о предметах быта в русской избе, обогащать словарный запас названиями предметов быта.

113. Посиделки у самовара Формировать представление детей о традициях и обычаях русского народа, развивать творчество.

114. Отгадай загадку Развивать ассоциативное мышление, наблюдательность и воображение, развивать самостоятельность и творчество в изображении различных предметов и явлений

115. Рождество Познакомить с русским народным фольклорным праздником.

116. Скороговорки Уточнить представления детей о жанровых особенностях назначении скороговорок.

117. Консультация для родителей «Как укладывать ребенка спать» Ознакомление родителей со значением колыбельных песен.

118. Дидактические игры по теме «Пословицы» Закрепить знания о пословице, умение использовать ее в речи.

119. На героя и слава бежит Познакомить с русскими богатырями, с «Былиной об Илье Муромце» (в аудиозаписи или мультфильм)

220. Дымковская игрушка Знакомить со словами «барыня-франтиха», «водоноска», «барыня в кокошнике», «коромысло», знакомить с элементами одежды барынь – кокошник, передник и др

221. Матрешка Знакомить со словами «матрешки-тарарушки», «сарафан», знакомить с элементами одежды матрешек.

222. Масленица Закрепить знания о весеннем фольклорном празднике.

223. Гуляй, да присматривайся Совершенствовать умение детей наблюдать за изменениям в природе с приходом весны, познакомить с народными приметами о весне.

224. Грач на горе – весна на дворе Рассказать о старинных обычаях встречи весны : загадывание загадок о весне, пословицы, приметы о весне.

225. Консультация для родителей «Народные обряды и традиции» Познакомить с некоторыми обрядами и традициями народа, раскрыть их значение в жизни народа.

226. Солнышко-ведрышко Познакомить с жанром фольклора – заклички, с их назначением,выучить некоторые из них.

227. Небылицы Формировать умение эмоционально воспринимать небылицы, сравнивать с другими жанрами фольклора.

228. Народные игры Развивать интерес к народным играм, учить четко проговаривать текст в играх «Заря-заряница», «Березонька», упражнять детей в беге.

229. Светлая Пасха Закрепить знания о весеннем фольклорном празднике.

330. Подарок к Пасхе Познакомить с новыми словами и выражениями, такими как «страстная неделя», «писанка» и др., расширять кругозор детей.

331. Весна красна цветами Повторить песни, заклички, пословицы, приметы о весне.

332. Лето звонкое пришло Продолжать знакомить с закличками о солнце, дожде, божьей коровке; выражать характер при исполнении их. Выявить знания и умения детей по программе.

Методическое обеспечение программы

Для организации и осуществления образовательной деятельности предусмотрены следующие основные методы:

- Словесные:беседа, объяснение, рассказ, чтение.

- Наглядные:демонстрация, наблюдение.

- Практические:упражнения,проектная деятельность (Масленица, Светлая Пасха, прослушивание аудиозаписей сказок перед сном, игровые обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.

Приемы:

-беседы с детьми;

-наблюдение за природой;

-слушание русских народных песен, сказок;

-разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

-инсценировки песен и малых фольклорных форм;

-ручной труд.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия реализации программы

кукла Колобок, иллюстрированные книги, содержащие материал с устным народным творчеством, народные музыкальные инструменты.

Литература:

1. Р. Л. Агищева «Фольклор и литература Башкортостана» издательство «Китап» имени З. Биишевой. Уфа – 2011.

3. Г. Я. Затуллина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Педагогическое общество России. Москва – 2005.

4. О. Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до7 лет». Санкт-Петербург «Союз» - 2002.

5. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Карапуз Дидактика» - 2012.

6. Н. Пикулева «Слово на ладошке» Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2006.

7. О. А. Соломенникова «Радость творчества» Москва: Мозаика – Синтез. 2005)

8.Planetadetstva.ru

9.Nsportal.ru

10.Planetadetstva.ru

11.Sert.covenok.ru

12.Xreferat.ru

Публикации по теме:

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи с элементами фольклора «Грибы» (средний дошкольный возраст) Воспитатель: Перова Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад № 459». Нижний Новгород Цель: Закреплять знания детей о грибах, расширять словарный.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора
Опубликовано: 16 октября 2021 в 21:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванчина (УИ 316060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД