Получи документы

Рабочая программа кружковой работы «Мой край»

Галина Несговорова
Рабочая программа кружковой работы «Мой край»

ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка»

Рабочая программа

кружка «Мой край»

в подготовительной группе «Рябинушка»

на 2018 – 2019 учебный год

Направление: нравственно – патриотическое

Разработал :

Несговорова Г. Ю., воспитатель

п. Искателей, НАО

2018

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи программы

1.3 Срок реализации программы

1.4 Принципы и подходы к формированию программы

Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Мой край“» размещена в разделах

1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

1.6 Планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный отдел

2.1. Основное содержание работы

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3. Календарно-тематический план

3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

3.3. Список используемой литературы

4. Приложение

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Цели и задачи программы :

Цель:

• воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

• развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

• углубленное изучение истории родного края;

• ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

• привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

• обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

• организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

• воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

• формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию.

1.3. Срок реализации программы

Программа составлена для детей подготовительной к школе группы

(6-7 лет).

В подготовительной группе – 30 минут.

Форма проведения занятия: подгрупповое.

1.4 Принципы и подходы к формированию программы

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Всё это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Серьёзное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Важным показателем самосознания детей 6–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы.

Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.

Целевые ориентиры освоения Программы

Раздел Подготовительная группа

1. Родной край Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

2. Географическое

положение

Знают географическое расположение округа и г. Нарьян - Мара, умеют находить город на карте. Знают р. Печора

3. Город

Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города.

4. Население города Знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о ненецком костюме.

5. Традиции, промыслы

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором народа (сказки, загадки пословицы, приметы).

6. Растительный

мир Знают условия произрастания растений. Имеют представление о растениях, занесенных в Красную книгу НАО.

7. Животный мир Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны. Знают животных, занесенных в Красную книгу НАО.

2. Содержательный отдел

2.1. Основное содержание работы

Задачи:

1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Режимные моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятельная

деятельность детей Совместная деятельность

с семьей

Напоминание.

Объяснение.

Наблюдение.

Развивающие игры.

Игра-экспериментирование.

Проблемные ситуации.

Игровые упражнения.

Показ.

Наблюдение.

Беседа.

Занятия.

Игровые занятия.

Игровые упражнения.

Игры (дидактические, подвижные).

Тематическая прогулка.

Экскурсии.

Проектная деятельность.

Опыты.

Конкурсы.

КВН.

Продуктивная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации.

Чтение литературы.

Развлечения.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

Игры-экспериментирования.

Наблюдение.

Опыты

Продуктивная деятельность. Опрос.

Анкетирование.

Консультации.

Коллекционирование

Беседа.

Совместная продуктивная деятельность.

Выставки.

Встречи с интересными людьми.

Совместная театрализованная деятельность.

Конкурсы.

Посещение музея.

2.3. Календарно-тематический план

План работы кружковой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.

месяц № занятия

Дата Тема

сентябрь 1 «Край в котором мы живем»

2 «Наш любимый город Нарьян-Мар»

3 «Матушка Печора»

4 «Природа тундры»

октябрь 1 «Северные ягоды и грибы»

2 «Кустарники тундры»

3 «Мох и ягель»

4 «Красная книга НАО. Растения»

ноябрь 1 «Перелетные птицы»

2 «Зимующие птицы»

3 «Животные Севера»

4

«Ненцы – жители тундры»

декабрь 1 «Чум – жилище ненцев»

2 «Изготовление макета чума»

3 «Ненецкая одежда»

4 «Знакомство с обувью ненцев»

январь 1 ___

2 «Изготовление ненецкой куклы «Оленевод»

3 «Творчество П. Явтысого»

4 «Ненецкий орнамент»

февраль 1 «Северный олень»

2 «Основное средство передвижения ненцев»

3 «Подвижные игры народов Севера»

4 Развлечение «Зов тундры»

март

1 «Игрушки детей тундры»

2 «Изготовление ненецкой куклы»

3 «Ненецкие загадки и считалки»

4 «Ненецкие песни»

апрель 1 «Ненецкие пословицы и приметы»

2 «Сказки народов Севера»

3 «Викторина «Ненецкий фольклор»

4 Эстафеты «Игры народов Севера»

май 1 «Олени – участники Великой Отечественной войны»

2 «Охота и рыбалка»

3 «День оленя»

4 Развлечение «Лучше нет родного края»

3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы

- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов;

- динамичность работы;

- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

- объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;

-совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

- становление высоконравственных, этических норм поведения.

Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной (партнрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы : учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

3.3. Список используемой литературы

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, -М. 2003.

3. Козлова С. А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М. 2012.

4. Мы на северной сторонушке живем. Краеведческие материалы для воспитателей и ДОУ округа. Составители: И. И. Шашлова, А. Н. Владимирова. – Нарьян-Мар: НО ИУУ. - 1997.- 39с.

5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

7. «России Север – дальний край земли» (методическое пособие, редактор В. Л. Ширяев, 2000);

8. Ребенок в детском саду № 6 – 2007, № 1 – 2009

9. «Беседы о русском севере» (методические рекомендации) (Т. А. Шоргына, Москва, 2008);

10. «Птицы тундры» (познавательная серия «Почемучкам обо всем на свете», №3, 2013);

11. «Орнаменты. Долганы, нганасаны, ненцы»(В. А. Радин, Санкт-Петербург, 1993)

12. «Ненецкие сказки» (И. Истомин, ООО «Гарнет», 2008)

13. «Ненецкие загадки» (С. В. Тайбарей, Санкт-Петербург, 2004);

14. «Медведь и заяц Тэваси» (составитель л. Грибова, м. : Малыш, 1984);

15. «Вындерко» («Тунровик», (МОУ ДОД ДДТ г. Нарьян-Мара, 2009);

16. «Проталинки» (стихи для детей, (П. Явтысый, Нарьян-Мар, 2008);

17. «Нарьян-Мар» (виражи времени, (А. Чупров, Нарьян-Мар, 2008);

18. «Едем в тундру на оленях» (А. Пичков, 1987)

19. «Избранное» (П. Явтысый, 2007);

20. Журналы: «Пунушка», «Слово тундры» («Едей вада»);

21. «Они живут в Заполярье» (Нарьян-Мар, ФГУ Государственный природный заповедник «Ненецкий», 2010).

Приложение

«Путешествие в тундру»

Задачи: закрепить знания детей о разнообразии животного мира, растительности севера; о способах передвижения людей на севере, северных промыслах; обогащать словарь детей ненецкими словами; воспитывать любовь к северной природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.

Предварительная работа. Рассказы воспитателя о жизни и труде оленеводов в тундре. Беседы о животных, птицах, рыбах родного края. Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов о природе севера. Заучивание стихотворений. Разучивание подвижных ненецких игр.

Материал:

• Национальные костюмы – по количеству детей;

• Грамзапись песни «Мы поедем, мы помчимся.»;

• Вожжи, украшенные ненецким орнаментом;

• Большой макет чума;

• Лента голубого цвета (для озера);

• Изображения рыб (окунь, нельма, сорога, щука, налим, семга ;

• Рыболовная сеть(1,5*1,5 м);

• Шапочки-клювики куропаток - по количеству детей;

• Малый мяч -1 шт. ;

• Зеленый материал (для поляны);

• Изображения ягод (морошка, брусника, голубика черника) на подставке.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, мы сегодня отправимся с вами в интересное путешествие на оленьих упряжках в тундру. Скажите, что такое оленья упряжка?

Дети. Оленья упряжка – это легкие сани, которые везут олени. Их еще называют нарты.

– Кто управляет оленьей упряжкой?

Верно, это оленевод.

Для копыт, колес и ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути,

Где крутой звериной тропкой

Ни проехать, ни пройти,

Там всегда в метель и стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

(Звучит запись песни «Мы поедем, мы помчимся.», «оленьи упряжки» отправляются в путь.)

– Вот мы и приехали.

Около большого макета чума детей встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается с детьми:

- Ань, дорова!

- Ань, дорова!

– Ребята, что это?

– Это чум.

– Кто живет в нем?

– Оленеводы.

– Ребята, вы наверно много знаете о тундре: кто здесь живет и работает, о животных, рыбах, птицах. А как называется наш округ, в котором мы живем?

– Ненецкий Автономный округ.

– Кто коренные жители округа?

– Ненцы, коми.

– Чем они занимаются?

– Рыбной ловлей, охотой, оленеводством.

– Что делают оленеводы в тундре?

– Оленеводы пасут оленей, перегоняют их с одного пастбища на другое.

– Труд оленеводов тяжел. Они должны быть сильными, ловкими, выносливыми. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гонки оленей», что бы быть такими же ловкими, сильными, как оленеводы.

(Подвижная игра «Ты пэртя» - «Гонки оленей». Выбираются пастухи-гонщики и по два оленя каждому гонщику. По сигналу «Хэй!» - «упряжки» бегут к финишу(2-3 раза).

– Молодцы, ребята, все упряжки быстро прибежали к финишу. Наше путешествие продолжается, давайте попрощаемся: «Лакомбой!»

- Лакомбой!

(Под запись песни «упряжки» движутся дальше.)

– Вот и наша остановка рядом большим, красивым озером. Вспомним, какие рыбы обитают в наших реках и озерах.

– Окунь, сорога, пелядь, налим, нельма, щука, зельдь, семга.

– А сейчас мы будем рыбаками. Будем рыбу ловить в озере.

(На «озере» расположены изображения рыб. Дети рыболовной сетью «ловят» рыб).

– Какую рыбу поймали?

(Ответы детей)

– Отправляемся дальше в дорогу.

(Под запись песни «упряжки» едут дальше).

– Посмотрите, как много птиц вокруг. А какие птицы прилетают в тундру весной?

– Гуси, утки, лебеди.

- Какие птицы зимуют?

– Сова, куропатка.

– Давайте поиграем в игру «Куропатки и охотники».

Дети по считалке выбирают охотника, одевают шапочки-клювики, по сигналу разбегаются по площадке и кричат: «Кабэ, кабэ, кабэ». «Охотник» метает мяч в «куропаток». Игра повторяется 2 раза.

– Наше путешествие продолжается, отправляемся в путь.

Под музыку «упряжки» продолжают передвигаться.

– А вот и красивая поляна, сколько здесь ягод! Что это за ягода? Какого она цвета?

– Давайте споем песенку про морошку.

1. Есть на севере у нас ягода – морошка,

Вам понравится она, съешьте хоть немножко

Припев: Какая это ягода,

А вот какая ягода.

Эх, кислая, кислая, кислая, прекислая

Сладкая, сладкая,

В общем кисло- сладкая.

2. В лес по ягоды пойдем, веселее ножки.

Много- много наберем ягоды – морошки.

Припев.

3. От пискливых комаров не свернем с дорожки,

Хватит мне и всем друзьям ягоды – морошки.

Припев.

– Пора, ребята, отправляться в дорогу.

«Упряжки» движутся дальше.

– Вот и наше путешествие в тундру закончилось. Понравилось оно вам? Ребята, вы молодцы! Много знаете о тундре, ее тружениках и обитателях тундры.

Тундра – снежные дали без края,

Серебристый песцовый мех.

Без меня проживешь ты, знаю.

Без тропинок моих и вех.

У тебя их – тропинок - без меры,

Словно косы сплелись на снегу.

Только я вот без тундры, наверное,

Вдалеке прожить не смогу.

(А. Пичков)

Физкультурный досуг «Зимние забавы»

Задачи: формировать потребность в ежедневной двигательной активности; развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость; закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования, способствующих развитию психо-физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, координации движений, умения ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к ненецким подвижным играм.

Материал:

• эмблемы «Елочка» и «Снежинка» на две команды;

• медали с изображением Снеговика по количеству детей;

• канат;

• лыжные палки – 4 штуки;

• лыжи – 12 штук;

• санки – 6 штук;

• санки маленькие – 10 штук;

• вожжи – 2 штуки;

• флажки – 6 штук;

• костюм Снеговика.

Площадка для физкультурного досуга на участке детского сада украшена разноцветными флажками. Дети стоят полукругом. Вбегает Снеговик:

- Я, ребята, Снеговик

К снегу, холоду привык.

Вы слепили меня ловко –

Вместо носа тут морковка,

Уголечки вместо глаз,

Шляпой служит мне ведро.

Снеговик я непростой,

Любопытный, озорной,

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

(ответы детей)

- Я тоже люблю играть и хочу посмотреть все ли вы ловкие, сильные умелые. Поделимся на две команды. В наших соревнованиях буду участвовать две команды: «Елочка» и «Снежинка». Вначале мы с вами будем перетягивать канат. Посмотрим, чья команда сильнее.

- А лыжи все любите? Кто пробежит на одной лыже быстрее? Второе задание: развернуться на лыжах вокруг себя, добежать до флажка.

- Любите кататься на санках?

1. Проехать в воротца с горки (между лыжными палками)

2. Съезжая с горки, подхватить флажок (три флажка, поставленных на склоне).

- Ребятки, мы живем на Севере. Как называется наш округ? Кто коренные жители округа?

(ответы детей)

Сейчас мы поиграем в ненецкие игры.

1. «Гонки оленей» («Тог пэртя»).

Выбираются пастухи – гонщики и по два «оленя» каждому гонщику. По сигналу «Хэй!» - упряжки бегут к финишу.

2. «Котелок» («Едко»)

За ведущим играющие становятся в колонку. По сигналу ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящим след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в следующий «котелок» - тот выходит из игры.

3. «Прыжки через нарты»

Правила игры: прыгать на двух ногах, легко приземляться не задевая санок (ширина санок 20-25 см; расстояние между санками около 30 см; санки ставятся в ряд 5-6 штук, параллельно друг другу)

- Молодцы, ребята! Посмотрел я на вас, поиграл с вами. Все вы ловкие, сильные, быстрые, смелые, поэтому все вы – победители! Команды награждаются медалями.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновые картины» 2 младшая группа Пояснительная записка. В последние годы специалисты в области раннего развития пишут о том, что развитие интеллекта малыша.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Автор публикации:
Рабочая программа кружковой работы «Мой край»
Опубликовано: 7 января 2020 в 16:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД