Наталья Капицкая
Рабочая программа педагога «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая
дополнительная образовательная программа воспитателя
«Волшебный песок»
для детей с ОВЗ 3-7лет
Составила:
педагог Н. В. Капицкая
Введение
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации законодательно вводится новая структура системы образования детей младенческого и раннего возраста — Служба ранней помощи, которая должна обеспечить создание условий по раннему выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальное развитие и адаптацию, а также полноценную интеграцию ребенка и его семьи в социальное и образовательное пространство. Содержание коррекционной работы в отделении ранней помощи (медицинской реабилитации) выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:
Публикация «Рабочая программа педагога „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Таким образом рабочая программа (далее – Рабочая дополнительная образовательная программа педагога дополнительного образования «Волшебный песок»)
– педагогической направленности для детей 3-7 лет предназначена для развития сенсомоторной сферы по средствам пескотерапии.
Программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Концепцией развития Ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации №1839 – р от 31августа2016г.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
-Приказ министерства просвещения РФ от 9 .11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
-СанПиН Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия Главный государственный врач Российской Федерации
-Постановление от 28 января 2021г. №2
-Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Актуальность социально педагогической услуги (социальная адаптация по средствам пескотерапии) Направлена на поддержку социализации ребенка.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Цель услуги: поддержка социализация ребенка, включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности – игровой деятельности с песком.
Задачи программы:
- обеспечивать психолого педагогические условия для эмоциональной и физической релаксации в условиях образовательного процесса и своевременная поддержка эмоционального и физического благополучия ребенка с ОВЗ
- развивать навыки предметно игровой и сюжетно игровой деятельности
Описание целевой группы (трудности детей и их родителей)
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, в т ч. дети-инвалиды - в основном дети с установленным медицинским диагнозом или психолого педагогическим заключением.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный песок»
разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа реализуется по модульному принципу на реабилитационный курс 21 день
(в соответствии с положением «Об отделении ранней помощи (медицинской реабилитации)».
В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Данная программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития ребенка пред дошкольным периодом, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребёнка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развитие его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей раннего возраста.
Цель:
-содействие развитию у детей навыков социального поведения в игровых занятиях с песком: (из программы дошк соц игровые компетенции)
-обеспечение социальной успешности, через внедрение элементов песочной терапии в практику работы учреждения.
-стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.
- развитие тактильных ощущений.
Задачи:
-способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности;
-развивать детскую самостоятельность и инициативу;
-тренировать мелкую моторику рук;
-снижение тревожности и психофизического напряжения
Основное направление работы
Здоровье сберегающее: поддержка условий среды для психического и физического комфорта (фонограммы муз произведений для сопровождение развивающих занятий, специально подобранная мебель с учетом роста, состояния здоровья ребенка, удобства и физического комфорта.
Психолого педагогическая услуга в ОРП
Развитие сенсомоторной сферы по средствам пескотерапии
Принцип положенный в создание игры с песком. Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игры с песком разнообразны: обучающие; познавательные.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса.
Направления и содержание обучения
В области коммуникативно-речевого развития
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми словами. Создает условия для положительного самовосприятия ребенка: обращается по имени, хвалит, реагирует на проявления недовольства ребенка, устраняет его причину, успокаивает. В процессе взаимодействия с ребенком взрослый внимательно относится к попыткам ребенка выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи. В ходе общения и игр взрослый стимулирует понимание ребенком речи: комментирует собственные действия и действия ребенка, называет окружающие предметы, читает детские стихи, показывает картинки, рассказывает, что на них изображено. Организует игры, включающие ритмические стихи и движения.
В области познавательного развития
Взрослый создает условия для обогащения ребенка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребенка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; Взрослый способствует развитию любознательности ребенка: обогащает окружающую ребенка среду предметами, которые можно исследовать и/или с которыми можно экспериментировать (разбирать на части, соединять и разъединять детали, складывать, выкладывать, извлекать звуки и пр.). Это могут быть предметы различной величины, формы, с разнообразной поверхностью, разного цвета (дерево, пластмасса, бумага, ткань, губка, шерсть, веревка и т. п., позволяющие ребенку знакомиться с их физическими свойствами; игрушки, стимулирующие развитие памяти (исчезновение и появление предметов); игрушки и предметы, производящие шумы, позволяющие ребенку обнаружить первые причинно-следственные связи.
Взрослый наблюдает за проявлениями детского любопытства, интереса к природным объектам, разделяя детское удивление и интерес, называя объекты, которые привлекают внимание детей, вместе с ребенком рассматривает камешки, листья, цветы и т. п.
В области моторного развития
Взрослый способствует росту, укреплению здоровья, мышечного тонуса, развитию движений ребенка. Развитию крупной и мелкой моторики на данном этапе следует придавать особое значение. Взрослый поощряет самостоятельную активность и развитие свободного движения; организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию свободной двигательной активности, самостоятельному перемещению ребенка в помещении.
Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных материалов (дерева, пластмассы, материи, шерсти и т. п.) различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию мелкой моторики ребенка, учитывая требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей. Развитию мелкой моторики способствует также экспериментирование с песком, карандашами, мелками и пр.
В области социально-личностного развития
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: играет с ребенком, используя различные предметы. При этом активные действия ребенка и взрослого чередуются. Взрослый показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.
Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям; создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, проявлениями интереса детей друг к другу, взаимодействием детей, называет детей по имени, комментируя происходящее. Взрослый также поддерживает стремление ребенка к самостоятельности.
Учебно методическое и программное обеспечение
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Во время работы необходимо создать естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт ребенка, узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление» персонажа, и наконец, реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями.
Занятия можно проводить как с группой детей, так и индивидуально, с родителями и без них. Главное комфорт ребенка и его желание работать с песком.
Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций.
Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях отделения ранней помощи и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
Реализация программного материала рассчитана на 1 года.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
В ходе работы выделять группы методов и приемов песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.
2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.
3. Словесные методы: беседы, рассказ педагога, чтение произведений, использование фольклорного жанра.
4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.
Занятия организованы в формах:
- индивидуальная;
- в парах;
длительность определяется желанием ребенка.
На начальном этапе работы главная задача вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки.
После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно перейти к усложнениям.
Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Оценочные процедуры
1. Оценка социальной компетентности:
• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление; речевая коммуникация;
• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
• Формирование самосознания и адекватной самооценки;
Предметная оценка:
• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения); навыки социальной коммуникации;
• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
3. Мето результат (основа учебных действий, как у ребенка развиваются навыки)
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
• Приобретение детьми опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Результаты должны определяться как полученная польза для семьи и качественные изменения, произошедшие в ходе проводимой программы и оказанной семье поддержки.
• Ребенок демонстрирует доверие к другим людям;
• Ребенок ведет себя соответствующим образом в различных ситуациях.
Результаты нельзя определять только как факт получения услуг или удовлетворенность этими услугами, это то, что произошло с ребенком и семьей в результате предоставленных услуг. Следует помнить, что не всегда результаты с точки зрения ребенка и результаты с точки зрения семьи одинаковы и взаимно эффективны.
Для некоторых детей улучшение (или поддержание) качества жизни в период проведения программы является наиболее значимым результатом. Что понимается под результатами для детей и результатами для семей?
Результаты для детей В данной группе результатов можно выделить три основные области:
область социального взаимодействия, область, связанную с развитием конкретных навыков и знаний у ребенка, и область, касающуюся участия ребенка в социальной жизни
1. В результате программы у ребенка установились позитивные социальные отношения. В данной группе оцениваются все изменения, произошедшие в области социальных отношений, взаимодействия, социального поведения ребенка. В зависимости от возраста к данной группе можно отнести следующие достижения:
• ребенок демонстрирует привязанность к наиболее значимым взрослым;
• ребенок строит отношения с детьми и взрослыми;
• ребенок умеет регулировать свои эмоции;
• ребенок понимает и выполняет социальные правила.
2. В результате программы ребенок приобрел новые знания и навыки
В данной группе оцениваются достижения ребенком относительно приобретения новых навыков в одной или нескольких из следующих областей:
• когнитивное развитие;
• двигательное развитие (крупные и тонкие движения);
• коммуникативное развитие;
• социально-эмоциональное развитие;
• самообслуживание.
В качестве инструмента для оценки прогресса в различных областях развития должен использоваться тот же инструмент, что использовался при первичной оценке.
Прогресс ребенка должен отслеживаться не только с точки зрения устранения отставания по конкретным областям, так как для некоторых детей это невозможно, сколько по изменениям, произошедшим с данным ребенком с момента предыдущих измерений. Важно оценить, какие именно навыки появились в каждой из областей.
Результаты для семьи
Если родители чувствуют себя компетентными в выполнении родительских функций, то результат программы можно расценивать как положительный.
Каких результатов для семьи следует добиваться:
1. Семьи понимают сильные стороны своих детей, их способности и особые потребности знают о специфических факторах риска, состоянии ребенка и его нарушении;
• понимают, как развивается их ребенок с нарушениями, развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать на каждом этапе;
• отвечают на потребности ребенка, как общего характера (например, в игре, в общении, так и специфического характера, связанные с конкретными особенностями своего ребенка;
• понимают стиль обучения своего ребенка (темп, как долго ребенок может удерживать внимание и т. д.) и его предпочтения;
• могут, наблюдая за поведением ребенка, определять, какие изменения произошли в результате программы помощи, обучения, изменения стиля воспитания или домашней обстановки; • знают о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска.
2. Семьи помогают своим детям развиваться и учиться Характерными в данной группе результатов являются следующие показатели:
• семьи обеспечивают безопасную, обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка (создают мотивирующую обстановку, используют любимые ребенком игрушки и ситуации); • используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка или устранения его поведенческих проблем;
• помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях, обеспечивают не только физическое присутствие, но и включение ребенка в деятельность;
• знают об эффективных стилях воспитания и используют их на практике;
• изменяют домашнюю обстановку или рутины так, чтобы подстроить их под стиль обучения ребенка и его потребности в адаптации окружающей среды;
• знают о технических вспомогательных средствах и помогают ребенку их использовать;
• знают, как оценивать обоснованность рекомендаций относительно методов обучения и реабилитации для своего ребенка.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса– родителям (законным представителям, педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
-мастер классы для родителей.