МААМ-картинки

Рабочая программа по дополнительному образованию «Интеллектуалы» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Устюгова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Интеллектуалы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Интеллектуалы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. ФГОС ДО направлены на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Проблемы интеллектуального развития дошкольников.

Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т. е. мыслить определёнными понятиями. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Цель программы: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.

Задачи:

- формировать представления (математические, об окружающем мире, речевые умения; развивать умения у детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;

- совершенствовать произвольное внимание, память, воображение, креативность мышления. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Ожидаемые результаты: Формирование у ребёнка таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.

Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение; умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца; умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения; развитая мелкая моторика кистей рук.

Основные формы и методы работы с детьми

Программа дополнительного образования «Юные интеллектуалы» рассчитана на один год обучения. Возрастная группа 5-6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю - первое направлено на развитие речи и мышления детей, второе логико-математических и конструктивных способностей детей. В месяц - восемь занятий, в год-62.

Продолжительность каждого занятия: 25 минут.

Форма организации детей – групповая (обучающие и развивающие игры на занятии).

Для реализации программы используются следующие методы:

• Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации, рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей).

• Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.

• Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.

Принципы построения программы:

1. Принцип психологической комфортности.

2. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.

3. Принцип доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.

4. Принцип наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.

5. Принцип постепенности.

6. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.

7. Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

7. Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка).

9. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Учебно-тематический план обучения (5-6 лет)

Месяц -Сентябрь

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с миром природы»

Кол-во часов «4»

Месяц-Октябрь

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Цвет и форма»; «Комбинирование»; «Свойства предметов»; «Действия по алгоритму»; «Логические задачи»

Кол-во часов «4»

Месяц -Ноябрь

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с миром природы»;

Кол-во часов «2»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Классификация»; «Геометрические фигуры»; «Работа по алгоритму»; «Конструирование геометрических фигур»; «Логические задачи».

Кол-во часов «2»

Месяц -Декабрь

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с миром природы»;

Кол-во часов «2»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Ознакомление с социальным миром»; «Объёмные фигуры»; «Сравнение».

Кол-во часов «2»

Месяц-Январь

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с социальным миром»; «Ознакомление с миром природы».

Кол-во часов «2»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Ориентировка в пространстве и на плоскости»; «Логические задачи»

Кол-во часов «2»

Месяц -Февраль

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с социальным миром»

Кол-во часов «4»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Количество и счёт»; «Ориентировка в пространстве в соответствии с планом»; «Логические задачи»

Кол-во часов «4»

Месяц-Март

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с миром природы»; «Ознакомление с предметным окружением»

Кол-во часов «4»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Количество и счёт»; «Измерение»; «Понятие множество, классы»; «Свойства объектов»; «Логические задачи».

Кол-во часов «4»

Месяц-Апрель

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с предметным окружением»; «Ознакомление с социальным миром»; «Ознакомление с миром природы».

Кол-во часов «4»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Свойства объектов»; «Сравнение»; «Понятия: точка, прямая линия, отрезок, луч»; «Логические задачи».

Кол-во часов «4»

Месяц-Май

Блок «Развитие речи и мышления»

Раздел «Ознакомление с миром природы»; «Ознакомление с социальным миром»;

Кол-во часов «4»

Блок «Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей»

Раздел «Количество и число»; «Признаки объектов»; «Закономерность»;

Классификация»; «Логические задачи».

Кол-во часов «4»

Содержание программы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

по развитию речи и мышления

Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:

- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово»)

- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Продолжи предложение»,

- на развитие связной речи («Расскажи о картинке так, как будто ты видишь ее, а тот, кому ты рассказываешь, нет», «Расскажи по плану»,

- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови один-много», «Назови ласково»)

- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Расскажи и покажи», «Что неправильно нарисовал художник?»)

- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!»)

- умение соотносить символ (знак) с предметом («Раскрась в соответствии со знаком»).

Содержание программы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей.

Октябрь

- Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.

- Развитие наблюдательности, творческого воображения.

- Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

- Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

- Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

«Сложи узор» (кубики Никитина); «Коврик» (палочки Кюизенера) .

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает»; «Что пропущено».

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам»; «Страна муравия»; «Построй дорожку» и др.

Игры – головоломки: «Танграм»; «Колумбово яйцо» и др.

Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»

Ноябрь

- Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

- Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

- Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

- Развитие комбинаторных способностей.

- Развитие речи, памяти, внимания.

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками: «Засели домики»; «Заполни аквариумы»; «Необычные фигуры»; «Подбери заплатку к коврику»; «Чего не хватает?».

Игры – головоломки со счётными палочками.

Словесно – логические игры и упражнения

Декабрь

- Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

- Развитие умения сравнивать.

- Развитие речи, внимания.

«Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

«Найди отличия»; «Четвёртый лишний»;

-игры с блоками: «Две дорожки»; «Поймай тройку».

Логические задачи.

Январь

- Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

- Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

- Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

- Развитие речи, мышления

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).

«Игры – головоломки»; «Что изменилось?»; «Чудесный мешочек».

«Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).

Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение»; «Дополни ряд».

Февраль

- Развитие умения кодировать практические действия числами.

- Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

- Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

- Развитие речи, мышления. Игры с числовым кубиком и фишками.

Игры: «Чего не хватает»; «Четвёртый лишний».

Планы – схемы: «Куда села муха?»;«Где спрятался Мишка?» и т. д.

Словесно – логические игры и упражнения : «Почему один лишний?»; «Назови, одним словом».

Март

- Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

- Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

- Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

- Развитие речи, мышления.

«Геоконт»; «Танграм»; «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд»; «Составь число» и т. д.

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса»;«Загадки без слов»;«Где спрятался Джерри?».

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»

Апрель

- Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

- Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

- Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.

- Развитие слухового внимания, памяти, речи.

«Чудесный мешочек»; «Что изменилось».

Игры с блоками: «Дорожки»; «Домино»

Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»

Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.

Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово»; «Кто самый, самый?»; «Лишнее слово».

Май

- Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

- Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

- Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

- Развитие умения быстро подбирать нужное слово. «Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры.

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера.

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж»; «Найди свой домик»; «Дерево».

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот»; «Продолжи ряд».

Список используемой литературы.

1. «Интеллектуальные игры» - Никитин Б. П.

2. «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А. А. Москва, 1991г.

3. «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.

4. «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., «Детство – пресс», 1992г.

5. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников».

6. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»

7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.

8. Ткаченко Т. А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»

9. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А. Р., 2000г.

10. Тихомирова Л. Ф. «Логика». Ярославль, А. Р., 2000г.

11. Венгер А. Л., Венгер Л. А. «Домашняя школа мышления».

12. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. – М. : Просвещение, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера

• игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)

• игры на внимание («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)

• игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, «Змейка»)

• игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича (четырёхцветный)», «Чудо- крестики», «Чудо- соты»)

• игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)

• игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»

Тематический план

Сентябрь

1.«Геоконт»(конструктор)

2. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

Октябрь

1.«Блоки Дьенеша»

2. «Чудо-соты»

3. «Прозрачный квадрат»

4. «Ларчик»

Ноябрь

1. «Чудо- цветик»

2.«Прозрачная цифра»

3. «Шнур- затейник»

4. «Математические корзинки-5»

Декабрь

1. «Кораблик «брызг-брызг»

2.«Математические корзинки-10»

3. «Чудо-крестики»

4. «Блоки Дьенеша»

Январь

1. «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный)

2. «Палочки Кюизенера»

3. «Шнур-затейник»

Февраль

1. «Счетовозик»

2. «Геоконт»

3. «Чудо-крестики»

4. «Ларчик»

Март

1. «Прозрачный квадрат»

2.«Кораблик «брызг-брызг»

3. «Чудо-цветик»

4. «Прозрачная цифра»

Апрель

1. «Квадрат Воскобовича»

(двухцветный)

2. «Чудо-соты»

3. «Счетовозик»

4. «Геоконт»

Май

1. Блоки Дьенеша

2. «Прозрачный квадрат»

3. «Геоконт» (конст.)

Перспективное планирование на учебный год

Сентябрь

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный). Знакомство с игрой, сказкой; учить плести из паутинок разные четырёхугольники, треугольники, называть их; разделить прямоугольник на две, четыре равные части; конструирование различных сначала по образцу взрослого, затем по картинке и по собственному замыслу. Знакомство с игрой, сказкой; знакомство с понятиями «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки (главы 3,7,9,10,11); познакомить с именами гвоздиков; плетение из паутинок разных многоугольников, назвать их; плетение фигур по замыслу и по образцу взрослого (паутина треугольной формы, квадратной).

Октябрь

«Блоки Дьенеш». Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление (игры «Цепочка», «Раздели фигуры»). Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки. Закрепить умение находить нужные блоки по карточкам-схемам, затем по словесной инструкции; освоение детьми слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства (игры «Переводчики», «Помоги Незнайке».)

Ноябрь

«Чудо-цветик». Знакомство с игрой, чтение сказки, придумывание названия всем частям чудо-цветика; складывание из лепестков 2х,3х,4х, 5 и глазок (назвать части, из которых это возможно сделать). Выкладывание из деталей головоломки фигурки из альбома. Чтение сказочной истории, рассматривание чуда-цветика, сборка из лепестков точно такого. Знакомство с альбомом фигурок, выбрать понравившуюся, сложить, обвести карандашом и раскрасить. Выкладывание фигурок, придуманных детьми, составление рассказов.

Декабрь

«Кораблик «брызг-брызг». Знакомство с игрой, определение высоты мачт, порядковый счёт; количественный счёт; соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой; определение пространственных отношений (1-3). Знакомство с игрой; определение высоты мачт, порядковый и количественный счёт; закрепить состав числа в пределах десяти; решение логико - математических задач (7-10)

Январь

«Четырёхцветный квадрат». Сложение многоугольников по схемам в книжке «Квадратные забавы», сложение квадратов одноцветных, двухцветных, трёхцветных. Сложение фигур, в которых нет красного (зелёного, синего) цвета. Складывание плоскостных фигур по сказке. Конструирование детьми многоугольников, сопровождая рассказом. Придумывание новых фигур и конструирование их. Конструирование из разрезанного квадрата объёмных фигур по схеме сложения, придумать свои фигуры, сложить и назвать их.

Февраль

«Счетовозик». Закрепление счёта в пределах десяти, сравнение чисел первого десятка, знакомство со знаками «больше - меньше», «равно-неравно»; развивать речь. Закрепить счёт в пределах десяти, учить считать до двадцати; познакомить с образованием чисел второго десятка; сравнение чисел; учить решать примеры на сложение и вычитание, записывая их при помощи шнура.

Март

«Прозрачный квадрат». Складывание из маленьких треугольников или других геометрических фигур цветной льдинки; складывание цветного квадрата из большого треугольника или другой геометрической фигуры; конструирование фигур по памяти в процессе чтения сказки. Предлагается детям выбрать те льдинки, из которых можно собрать квадрат, т. е. цветную льдинку. (ребёнок должен мысленно сложить квадрат, назвать геометрические фигуры, входящие в его состав, и проверить себя. Если набор пластинок случайный, то эта задача не всегда выполнима.)

Апрель

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный). Дети самостоятельно рассказывают сказку и конструируют по схемам все фигуры; Дети придумывают новые фигуры, а также свои приёмы сложения хорошо известных фигур. Сочиняют свою сказочную историю. Объяснение детьми, что такое многоугольник и конструируют из игрового квадрата многоугольники. Дети складывают предметные формы, называют их, сочиняют описательные или сюжетные рассказы.

Май

«Блоки Дьенеша». Игры с одним и двумя обручами. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего (классификация блоков по двум свойствам). Игры с двумя и тремя обручами. Дети располагают блоки в соответствии с заданием взрослого, а затем отвечают на вопросы взрослого. (классификация блоков по трём свойствам)

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Презентация-фотоотчет о работе по дополнительному образованию экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет Экология является неотъемлемой частью нашей жизни. Именного с раннего детства, с дошкольного возраста необходимо прививать детям любовь.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Интеллектуалы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 18:55
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию «Интеллектуалы» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Устюгова (УИ 783488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД