Приложение МААМ

Рабочая программа по краеведению для 7 класса

Гульнара Габдрахимовна Осипова
Рабочая программа по краеведению для 7 класса
▼ Скачать + Заказать документы

7 класс

Повторение пройденного материала (1 ч.)

Раздел 1. Народы Башкортостана – творцы и хранители материальных и ду-ховных культурных ценностей (4 часа).

Тема 1. Этнодемографическая ситуация в Республике Башкортостан на со-временном этапе.

Понятие «Народ». Башкортостан – многонациональная республика Российской Федерации. Территория, численность населения. Национальный состав по материалам переписей населения.

Тема 2. Этнолингвистическая ситуация в Республике Башкортостан на совре-менном этапе.

Публикация «Рабочая программа по краеведению для 7 класса» размещена в разделах

Понятие «язык». Башкортостан – многоязычная республика. Языки народов рес-публики Башкортостан. Национально-языковая политика республики. Родной язык, госу-дарственный язык. Правовой статус языков.

Тема 3. СМИ на языках народов Башкортостана.

Понятие «СМИ». Газеты и журналы, телерадиовещание на языках народов Баш-кортостана: газеты– «Башкортостан», «Й шлек», «А на», «Киске ф», «Й ншишм» (на башкирском языке, «Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Неделя», «Истоки» (на русском языке, «Кызыл та», «мет», «А на», «Кызыл та – очкын» (на татарском языке, «Урал сасси» (на чувашском языке, «Чолман» (на марийском языке, «Ошмес» (на удмуртском языке); журналы - «А и ел», «Башкортостан кы ы», «Башкортостан у ытыусы ы», «Шо ар», «Аманат», «А бу ат» (на башкирском языке, «Бельские про-сторы», «Уфа» (на русском языке, «Тулпар», «лл ки» (на татарском, «Ватандаш» (башкирском, русском и английском языках).

Тема 4. Итоговый урок по разделу. Этническая карта Башкортостана

Раздел 2. Тюркские народы Башкортостана: этническая история, материаль-ная культура, национальная одежда, языки, традиции, обряды и праздники, музыка (12 часов).

Тема 1. Башкиры Этноним «Башкорт». Этногенез. Теории происхождения башкир-ского народа. Семь племен. Формирование башкирского народа. Понятие «Национальная культура». Материальная культура. Типы башкирских поселений и жилища. Националь-ная одежда башкир. Мужская одежда. Женский костюм. Головные уборы и украшения. Национальная кухня. Пища и система питания. Духовная культура. Влияние историко-географических условий жизни на национальный характер башкир и формирование об-разно-художественного содержания башкирского музыкального искусства. Бытовые об-ряды, праздники – как составная часть фольклора, народного музыкального творчества. История песен – история народа. Характерные особенности жанров башкирской народной музыки: узун-кюй, кыска-кюй, халмак-кюй, кубаир (песня-хвала, песня прославление, баит (песня-сказ, мунажат (молитва, обращение к Аллаху). Классификация башкирских народных песен. Лиро-эпические песни и их тематические разряды: песни о Родине и единстве племен («Урал», «Тафтиляу»). Песни о Крестьянской войне 1773-1775 гг. (Салават-батыр, Пугачев).Песни об Отечественной войне 1812 года («Любизар», «Кутузов», «Конь гнедой», «Кахым туря»).Песни о батырах-беглецах («Буранбай», «Бииш»).Песни об армии и военных походах («Манжур», «Порт-Артур», «Гайса», «Эскадрон», «Уйыл»). Лирические песни и их тематические разряды: Песни о женской судьбе в прошлом («Зульхизя», «Таштугай», «Гильмияза», «Шаура». Песни о любви («Буренушка», «Салимакай», «Ашкадар»). Песни о родной земле, о красоте ее природы («Долины Агидели» (А и елк й буйы, «Туяляс» (Т й л, «Берега Демы» (Дим буйы, «а мар», «Т р к к л» (Круглое озеро) и др. Известные башкирские сэсэны (поэт, певец-импровизатор, народный сказитель, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры – традиционного струнного инструмента). Национальная разновидность горлового пения: узляу – сольное двухголосное горловое пение. Праздники и обряды башкирского народа. Творческие портреты выдающихся исполнителей башкирской народной песни (А. Султанов, С. Абдуллин, А. Шаймуратова, М. Хисматуллин, Р. Янбеков, Ф. Кудашева и др.) Фольклор и профессиональная музыка, их взаимовлияние. Башкирская инструментальная музыка. Народные музыкальные инструменты, история их происхождения (курай, кубыз, думбыра, кыл-кубыз, ударные (думбурзяк, киле, дунгур и др.). Выдающиеся кураисты Башкортостана (Ю. Исянбаев, Г. Сулейманов, И. Дильмухаметов и др.). Р. Загретдинов-«Кубызист мира». Республиканский конкурс кураистов, кубызистов и исполнителей узляу на приз им. Ю. Исянбаева. Башкирские легенды, предания, эпос и их отражение в академическом музыкальном и хореографическом искусстве (первый башкирский балет «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова, либретто Ф. Гаскарова, башкирский танец «Семь девушек» (хореография и постановка Файзи Гаскарова, Опера «Акбузат» Х. Заимова и А. Спадавеккиа и др.). Рождение, становление и развитие башкирской академической музыки и хореографического искусства Башкортостана. Республиканские праздники, фестивали, конкурсы, смотры и их лауреаты. «Праздник курая», «Гармун байрамы», Межрегиональный конкурс исполнителей башкирской песни «Ирендык мондары». Национально-культурные объединения башкир. Всемирный курултай башкир и его значение.

Тема 2. Татары, кряшены Этимология термина ’’татар».

Булгарская и золотоордынская теории происхождения татар. Субэтнические под-разделения (казанские, приуральские, касимовские татары и т. Д.). Материальная культу-ра. Типы сельских поселений. Архитектурно-декоративное оформление жилища. Нацио-нальная татарская одежда. Женский костюм. Мужской костюм. Головные уборы. Укра-шения. Обузь. Национальная кухня. Мясомолочная и растительная пища. Ритуальные блюда. Международный фестиваль самодеятельных исполнителей башкирских и татар-ских песен «Ду лы мо о». Фестивали музыки композиторов Поволжья и Урала. Регио-нальный конкурс татарской песни «Туган тел». Открытие памятника великому татарскому поэту Г. Тукаю в Уфе. Тукай и музыка (народные песни на стихи поэта). Первый татарский балет «Шурале» Ф. Яруллина по мотивам одноименной сказки Тукая. «Уфимские страницы» жизни и творчества композитора Ф. Яруллина. Сходство песен, баитов, мунажатов, обычаев, обрядовых праздников (Воронья каша, Праздник гусиного пера, Нардуган, Науруз, Сабантуй и т. д.) башкирского и татарского народов. Жанровое разнообразие и специфические особенности татарских народных песен. Основные жанры по тематике (лирическиелюбовно-лирические, лирикобытовые, обрядовые, трудовые, игровые и плясовые, колыбельные, исторические, хороводные, песни – сказы (баиты); по форме и музыкальному стилю (ауыл кое (деревенский мотив, кыска кой (короткие напевы, такмаки, уйын кое (игровые, халмак кой (умеренная песня, озон-кой (протяжная песня). Урам кое – напев уличных гуляний (поется при сборе подарков в дни празднования сабантуя, на проводах в армию, во время шествий к месту проведения молодежных игр, при возвращении с полевых работ.); Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка (вошедшая во умрой половине XIX века, но занявшая прочное место в инструментальной музыке татар, курай (свистковый, кубыз, сурнай, думбыра, ятаган, татарские гусли (у кряшен, саз и др. Татарский танец и его особенности. Татарские танцы в постановке прославленного башкирского хореографа, основателя Государственного ансамбля народного танца РБ Ф. Гаскарова. Кряшены (крещеные татары). По результатам всероссийской переписи населения 2002 года – в статусе субэтнической группы татар. Праздники и обряды кряшен: Святки (Нардуган, Масленица (Май байрамы, Бэрменчек байрамы (Вербное воскресенье, Троица (Тройча, Тручин, Япрак байрамы, Петров день (Питрау, Олы кон (Великий день (Пасха, Раштуа (Рождество) и др. Особенности обычаев, традиций, музыкального фольклора кряшен Бакалинского и Илишевского районов Башкортостана. Национально-культурные объединения татар РБ: Татарский общественный центр, Союз татарской молодежи «Азатлык»; Филиал Ассоциации татарских женщин «Ак калфак»; Съезд татар РБ.

Тема 3. Чуваши Происхождение этнонима «чаваш».

Этнографические группы. Антропологическая характеристика. Причины миграции чувашей в Приуралье. Материальная культура. Типы чувашских поселений (ял). Дом (пуртч сурт) и хозяйственные постройки. Традиционные черты в костюмном комплексе приуральских чувашей. Женская одежда. Старинные женские (сурпан, хушпу) и девичьи (тухья) головные уборы. Украшения. Мужской костюм. Обувь. Основные блюда национальной чувашской кухни (яшка, шурпе, шартан). Ритуальная пища (юсман, йава). Языческие элементы в традиционных обрядах и празднествах (сурхури, калам, акатуй). Народные знания. Особенности хореографического и музыкального искусства чувашского народа. Музыкальные инструменты (кесле – гусли, сарнай и шапар – разновидности волынок, шахяич – дудка типа флейты, тутуш – пастуший рожок типа жалейки). Фольклор. Выдающиеся чуваши – выходцы ИЗ Башкортостана (К. В. Иванов, Я. Г. Ухсай и др.). Национально-культурные центры чувашей «Нарспи», чувашская воскресная школа, Союз чувашской молодежи. Республиканское литературное объединение «Шурадал» (Агидель).

Тема 4. Итоговый урок по разделу. Общее и особенное у тюркоязычных народов региона.

Раздел 3. Славянские народы Башкортостана: этническая история, матери-альная культура, языки, национальная одежда, традиции, обряды и праздники, му-зыка (5 часов).

Тема 1. Русские

Этноним «Русь». История формирования русского населения Башкирии. Сложение этнографических групп русских в Башкирии. Старообрядцы. Первые сведения о старове-рах Башкирии. Своеобразие их семейно-бытового уклада. Национальная русская одежда. Женский костюм. Мужской костюм. Головные уборы. Украшения. Национальная кухня. Ритуальные блюда. Истоки и пути становления русской художественной культуры. Фоль-клор, духовная музыка и профессиональное композиторское творчество – три основных направления развития отечественной музыкальной культуры. Их взаимосвязь, взаимовли-яние, взаимопроникновение. Образ России, традиции, праздники и обычаи русского народа в произведениях русских композиторов прошлого и настоящего: П. Чайковский, С. Рахманинов, М. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др. Народная песня-летопись жизни народа. Отражение в русской музыке истории, культуры, традиций наро-да. Народные праздники на Руси, их языческие и христианские истоки. Многообразие жанров русских народных песен (исторические, лирические протяжные, хороводные, плясовые, трудовые, частушки). Былины ( сравнение: кубаиры). «Академическая» и «народная» манера звучания голосов певцов, ансамблей. Духовная музыка русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры (ее неразрывная связь со словом, иконописью, архитектурой). Характерные тембры русских народных инструментов: гусли, балалайка, домра, жалейка, рожок, ложки, трещотки, гармонь и т. д. Колокольный звон России. Русские народные танцы, их характерные особенности: барыня, трепак, умаринская и др. Русские танцы в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной, Государственного академического ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова, ансамбля песни и танца «Мирас» и др. коллективов. Деятельность и роль национально-культурных объединений русских: «Вече», «Святыня», «Русь», Собор русских Башкортостана.

Тема 2. Украинцы

Этноним. Этническая история. История переселения украинцев на территорию Башкортостана. Украинская народная одежда. Мужской я женский традиционный ко-стюм. Национальная кухня украинцев. Сходство жанров народных песен, танцев, обыча-ев, обрядовых праздников украинского и русского народов. Народные музыкальные ин-струменты (бандура, кобза). Народные танцы (гопак, казачок). Создание и деятельность национально-культурного центра украинцев Башкортостана «Кобзарь». Съезды Украин-цев Башкортостана.

Тема 3. Белорусы

Этноним. Этническая история. История переселения белорусов на территорию Башкортостана. Белорусская народная одежда. Мужской я женский традиционный ко-стюм. Национальная кухня белорусов. Сходство жанров народных песен, танцев, обычаев, обрядовых праздников украинского, русского и белорусского народов. Народные музыкальные инструменты (цимбалы). Народные танцы («Бульба», «Лявониха», «Крыжачок» и др.). Создание национально-культурного центра белорусов «Сябры».

Тема 4. Итоговый урок по разделу. Русские, украинские, белорусские танцы в репертуаре ГАНТ РБ им. Ф. Гаскарова

Раздел 4. Финно-угорские народы Башкортостана: этническая история, мате-риальная культура, языки, национальная одежда, традиции, обряды и праздники, музыка (4 часа).

Тема 1. Марийцы

Происхождение марийского этноса. Из истории переселения марийцев в Башки-рию. Основные группы марийцев (горные, луговые, восточные). Элементы материального быта: поселения и жилища (порт, сурт). Национальный костюм марийцев. Своеобразие головных уборов (сорока, шымакш, шарпан, шурка). Украшения. Обувь. Национальная кухня. Традиционные блюда из растительных, мясных, молочных продуктов. Обрядовая пища. Ритуальные напитки. Многонациональный характер музыкального фольклора Башкортостана – источник его богатства и многообразия. Сходство и различия в музыкальной культуре народов республики. Сходство и различия в художественной культуре финно-угорских народов Урала и Поволжья. Марийские народные песни. Музыкальные инструменты (кюсле – гусли, шувыр – волынка, тумыр – барабан, шиялтыш – свирель, шупшык – свисток из глины, шотрот пуч и шыже пуч – разновидности труб. Клуб марийской культуры «Мари», марийская общественная организация «Мари Ушем».

Тема 2. Удмурты

Этноним «Удмурт». Расселение и численность. Южные и северные удмурты. Бе-сермянская группа. Национальный костюм удмуртов. Головной убор. Украшения. Нацио-нальные блюда и напитки удмуртов. Сходство в музыкальном фольклоре удмуртов и дру-гих финно-угорских народов. Многожанровость традиционного музыкального фольклора народов, населяющих республику, их характеристика и истоки. Инструментальные наиг-рыши, мелодии, мотивы, танцевальная музыка удмуртского народа. Народные музыкаль-ные инструменты (крезь – гусли, чипчиган – травяная дудка, узвы уммы – род флейты). Создание и деятельность национально-культурного центра удмуртов РБ.

Тема 3. Мордва

Этноним «Удмурт». Расселение и численность. Южные и северные удмурты. Бе-сермянская группа. Национальный костюм удмуртов. Головной убор. Украшения. Нацио-нальные блюда и напитки удмуртов. Сходство в музыкальном фольклоре удмуртов и дру-гих финно-угорских народов. Многожанровость традиционного музыкального фольклора народов, населяющих республику, их характеристика и истоки. Инструментальные наиг-рыши, мелодии, мотивы, танцевальная музыка удмуртского народа. Народные музыкаль-ные инструменты (крезь – гусли, чипчиган – травяная дудка, узвы уммы – род флейты). Создание и деятельность национально-культурного центра удмуртов РБ.

Тема 4. Итоговый урок по разделу Урок-фестиваль «Между Волгой и Уралом».

Раздел 5. Другие народы Башкортостана (4 часа).

Тема 1. Латыши

Общая характеристика латышского этноса. Сведения из истории. Основные хозяй-ственные занятия – земледелие, животноводство, садоводство, пчеловодство. Ремесла. Поселения. Национальная одежда. Традиционная пища. Отражение национальной черты характера, темперамента людей в народных песнях латышей. Музыкальные традиции народов Прибалтики (Певческие праздники) и т. д. Интонационный строй музыки разных народов (мелодика, ритмы, тембры инструментов, голоса и т. д.). Музыкальные инстру-менты (кокле, стибуле). Сохранение и развитие традиций национальных культур латыша-ми Башкортостана. Создание национально-культурных центров в республике. Создание и деятельность национально – культурного общества ’»Ауструми».

Тема 2. Немцы, поляки

Общая характеристика немецкого этноса. Численность и расселение. Переселение немцев-колонистов в Россию (13 – начало 19 вв.). Создание Автономной республики немцев Поволжья (1924 – 1941 гг.). Немцы-переселенцы в Башкирии. Хозяйство. Жилище и поселения. Система питания. Немецкий традиционный костюм. Семья и брачные обря-ды. Календарные праздники. Великие немецкие композиторы: И. С. Бах, Л. Бетховен и др. Сохранение и развитие традиций национальной культуры немцами Башкортостана. Мно-гообразие жанров немецких народных песен, характерные особенности интонаций, рит-мов, композиционного строения, манеры исполнения. Национальные музыкальные ин-струменты. Праздники и обряды немецкого народа. Создание и деятельность организаций российских немцев: общества «Wiedergeburt». Общая характеристика польского населе-ния. Сведения из истории. Основные хозяйственные занятия. Поселения. Национальная одежда. Традиционная пища. Польша – родина известных во всем мире танцев: полонез, мазурка, краковяк. Музыкальные традиции, праздники и обряды польского народа. Музы-кальные инструменты. Сохранение и развитие традиций национальной культуры поляка-ми Башкортостана. Создание и деятельность национально – культурного общества.

Тема 3. Евреи

Происхождение еврейского народа. Древнееврейские царства – Израиль и Иудея. Евреи Башкортостана. Численность и расселение. Традиционные занятия (ремесла, тор-говля). Специфика образа жизни. Народная одежда. Пища и связанные с ней религиозные запреты (кашрут). Праздники и обряды (Рош – Ха – Шана, Ханука, Бар – Мицва и др.). Изобразительное искусство и еврейский мир. Национальный танец Израиля - «Хора», ис-полняющийся в виде хоровода под сопровождением музыки оркестра. Еврейский музы-кальный фольклор. Бытовая, светская и культовая музыка еврейского народа. Музыкаль-ные инструменты: струнные (киннор (род треугольной арфы, небель (род лиры, цитра (киннор, цимбалы (псалтирюн, тимпанон); духовые (шофар (изогнутая труба из нату-рального рога, свирель и флейта (халиль); ударные (тамбурин и тимпан (род литавр). Упоминание древнего инструмента «шаиишим», предназначенного для женщин и пред-ставлявший собой металлический треугольник. Сохранение и развитие традиций нацио-нальной культуры евреями Башкортостана. Создание и деятельность еврейского нацио-нально – культурного центра в РБ «Кохав», воскресной школы, школы по изучению иврита «Ульлан».

Тема 4. Итоговый урок по разделу Обрядовые праздники латышей, немцев, поля-ков и евреев, кряшен.

Раздел 6. Проектно-исследовательская работа (2 часа)

Тема 1. Национальный состав и численность моего района/города (реферат, презентация).

Тема 2. Известные кураисты, певцы, танцовщики моего района/города (рефе-рат, презентация).

Повторение пройденного материала (2 ч.)

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по краеведению для 7 класса
Опубликовано: 12 августа 2021 в 09:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по краеведению для 7 класса» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Габдрахимовна Осипова (УИ 2589012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД