Получи документы

Рабочая программа по лепке «Волшебные пальчики»

Марина Малиновская Викторовна
Рабочая программа по лепке «Волшебные пальчики»

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка. Актуальность программы.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) очень сложен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь ребенка, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка.

Публикация «Рабочая программа по лепке „Волшебные пальчики“» размещена в разделах

Актуальность программы обусловлена тем, что до недавнего времени, как правило, не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. В данный момент коррекционная педагогика заинтересовалась работами детей-инвалидов, но программ по лепке недостаточно, именно поэтому меня заинтересовала эта тема.

Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему рук, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Кроме того, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала, красителей и других веществ, задающих его свойства.

Соленое тесто – невероятно пластичный материал, а лепка из него – это искусство, известное еще нашим далеким предкам. Соленое тесто имеет множество преимуществ:

можно изготовить в любой момент;

безопасно (даже если попадёт в рот);

прекрасно лепится и не липнет к рукам;

не оставляет следов на рабочей поверхности и хорошо отмывается;

легко сушится и красится;

с ним можно работать и играть, не опасаясь, что оно поломается или потеряет форму.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие лепкой влияет на общее развитие детей с ограниченными возможностями, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Главное в работе - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и посильное задание. А это - залог будущего успеха.

Нормативно-правовые документы, лежащие в основе программы :

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Закон Астраханской области от 14 октября 2013 года № 51/2013-ОЗ «Об образовании в Астраханской области» ( с изменениями на: 22.06.2016).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. № 8 Об утверждении санпин 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5. Устав ГКСУСО АО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный».

6. Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой 2011г.

7. Адаптированная образовательная программа ГКСУСО АО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный».

8. Учебный план ГКСУСО АО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный».

1.2. Цели и задачи

Цель программы :

1. Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через лепку из пластилина и теста.

2. Формирование речевой активности.

Общие задачи курса:

Образовательные:

1. Учить детей умениям и навыкам лепки из пластилина (глины) и теста, экспериментировать с разным природным и бросовым материалом.

2. Учить расписывать вылепленные из соленого теста изделия.

Развивающие:

1. Развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику.

2. Обучать различным видам и приемам лепки, познакомить со способами соединения частей.

3. Развивать память, речь.

Воспитывающие:

1. Воспитывать эстетические и волевые качества (усидчивость, терпение).

2. Воспитывать эстетический вкус.

3. Воспитывать у детей любовь к произведениям устного народного творчества и народно-прикладному искусству.

Реабилитационные:

1. Снизить у детей эмоциональное и психическое напряжение.

2. Повысить уровень самооценки детей.

Задачи первого года обучения:

Дать представление о пластилине (глине) и его свойствах;

Научить применять на практике правила техники безопасности при работе с пластилином (глиной);

Научить основным приемам лепки (разминание, отщипывание, «шлепанье», сплющивание, скатывание, надавливание, размазывание, вдавливание, раскатывание, разрезание, сглаживание, оттягивание, защипывание, загибание).

Учить дополнять образ элементами из разных материалов.

Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Задачи второго года обучения:

Дать представление о соленом тесте и его свойствах;

Научить самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Учить соединять детали из соленого теста различными способами.

Учить правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Учить использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Учить собирать сборные конструкции из соленого теста.

Закреплять умение применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т. д.

Научить работать коллективно.

Учить анализировать готовое изделие.

Развивать творческие способности детей.

1.3. Принципы и подходы реализации программы

Рабочая программа «Волшебные пальчики» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, 2011г.

В основу программы положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования; (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип (с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в развитии);

• принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

• принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

Период реализации программы :

Программа реализуется с 03.09.2016г. по 25.08.2018г. в 2 этапа:

• 1 этап - Лепка из пластилина (глины,

• 2 этап – Тестопластика (лепка из солёного теста).

1.4. Условия необходимые для реализации программы :

1. Оборудование: дощечки, стеки, пластилин, мука, соль «Экстра», крахмал, обойный клей, пищевые красители, краски гуашевые, водоэмульсионные белила, салфетки, картон, кисточки, баночки для воды, скалки, бесцветный лак, спичечные коробки, бисер, пуговицы, перья, мисочки, нож, формочки для вырезания теста, природный и бросовый материал, клей ПВА.

2. Демонстрационный материал, иллюстрации картин, сюжетные картинки, подбор художественной литературы, образцы готовых изделий, картотека игр и упражнений.

3. Технические средства (магнитофон, телевизор, музыкальные диски).

4. Наличие места для оборудования.

5. Наличие места для детских работ.

1.5. Планируемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны уметь:

иметь представление о пластилине (глине) и его свойствах;

знать и уметь применять на практике правила техники безопасности при работе с пластилином (глиной);

отламывать комочки глины от большого куска;

лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;

соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.);

сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);

делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);

соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка);

аккуратно пользоваться материалами.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Соединять детали из соленого теста различными способами.

Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т. д.

Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Собирать сборные конструкции из соленого теста.

Изготовлять коллективно небольшую картину из соленого теста.

Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

Творчески подходить к выполнению работы.

II. Содержательный раздел.

2.1. Особенности развития детей с ОВЗ.

Программа рассчитана на детей – инвалидов в возрасте от 8 до 15 лет, имеющих отклонение в умственном развитии, проживающих в ГКСУСО АО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный».

Особенность данных детей заключается в том, что ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии индивидуального развития, что и здоровый, но только у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Динамика психических и физических способностей очень индивидуальна.

У умственно отсталых детей наблюдается нарушения психомоторики, недостаточность психологической организации движений, в связи с этим фактом в программу внесены методики по корректировке осанки, мелкой моторики рук, а также здоровьесберегающие технологии по организации и проведению подвижных игр.

Содержание программы составлено таким образом, что дети с ОВЗ получают возможность развиваться как обычные дети их возраста. Учет прав особого ребенка на образование, его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.

III. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Основные методы работы и приемы обучения детей:

Словесные:

1) Рассказ

2) Беседа

Практический:

1) Практическая работа

Наглядные:

1) Демонстрация

2) Иллюстрации

Методы проблемного обучения:

1) Проблемное изложение материала

2) Создание проблемных ситуаций

Приемы организации детей в процессе работы :

1) Работа с небольшой группой детей (4-5 человек).

2) Индивидуальная работа с детьми.

Приемы активизации умственной активности детей:

1) Включение сюрпризных моментов, решение проблемных ситуаций.

2) Выполнение нетрадиционных заданий.

Приемы обучения детей:

1) Показ или демонстрация способа действия с объяснением.

2) Использование дидактических средств.

3) Использование инструкций для выполнения задания.

4) Пояснение, разъяснение.

5) Вопросы к детям.

Типы занятий:

Комбинированный;

Первичного ознакомления с материалом;

Усвоение новых знаний;

Закрепление, повторение.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Создание проблемной ситуации. Загадывание загадки, чтение стихов, беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. Объяснение приемов создания изделия.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

3.2. Методика обучения.

Программа "Волшебные пальчики" при помощи лепки вводит ребенка в удивительный мир творчества.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, беседы.

Приемы лепки :

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.

Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Раскатывание - формирование из куска пластилина жгута путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание - деление куска пластилина при помощи стека на кусочки меньшего размера.

Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.

Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.

Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.

Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.

3.3. Особенности технологии лепки из солёного теста

Замес теста

Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворённой в ней солью просеянную муку.

Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.

Хранить тесто в банке или пакете, без доступа воздуха.

Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Цветное тесто

Чтобы создать цветную поделку нужно замесить цветное тесто. Подкрашивать солёное тесто можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, акрилом, свекольным или морковным соком.

Окрашивание может производиться на стадии замешивания или вымешивании теста.

Коричневый цвет можно получить, добавив какао или растворимый кофе.

Раскрашивание

Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью и акриловыми красками. Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.

Рецепты теста.

Классический рецепт:

Мука – 300 г (2 чашки)

Соль – 300 г (1 чашка)

Вода – 200 г (200мл)

Тесто для утончённой обработки :

Мука – 200 г

Соль – 200 г

Крахмал – 100 г

Вода – 150 мл

Сушка изделий из солёного теста.

Первый способ. Сушка воздушная.

В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.

Второй способ. Сушка в духовке.

Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.

Третий способ. Комбинирование двух предыдущих.

Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.

Лакирование

Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.

3.4. Оценка индивидуального развития детей.

Педагогическая оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдение, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые во время занятий, диагностика уровня развития 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития.

В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа осуществляется коррекция педагогической деятельности на следующий учебный год. Критерии оценок в приложении № 5.

3.5. Список литературы

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др. ; Под. ред. Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлевой. – СПб. ; ЦПК проф. Л. Б. Баряева, 2011.

2. Бацура Е. В. Программа дополнительного образования детей «Мукасолька», https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2012/11/14/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-mukasolka

3. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Бахметьева Т. И., Соколова Г. Т. Худ. Соколов Г. В., Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2011.

5. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.

6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Гаврина С. Е., КутявинаН. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

7. Семенихина С. В. Программа по развитию мелкой моторики рук у детей 5-10 лет через лепку из пластилина и соленого теста. https://infourok.ru/material.html?mid=120945

8. Сташкова О. А. Технология по работе с солёным тестом «Тестопластика». https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-po-rabote-s-sol-nym-testom-testoplastika.html

9. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

10. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. /Елена Янушко. – Изд. 7-е. -М. : Теревинф, 2010.

Публикации по теме:

Программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики» Авторская программа по художественно - эстетическому развитию «Волшебные пальчики» Пояснительная записка Ключевой вопрос модернизации.

Кружок «Волшебные пальчики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселые пальчики» Возрастная группа вторая младшая Составила воспитатель: Межирицкая Лилия Наильевна.

Программа кружка по лепке из соленого теста «Наши волшебные пальчики» Программа кружка «Наши волшебные пальчики» Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Календарно - тематический план 3. Список литературы.

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет «Ловкие пальчики» Федеральное государственное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» МО РФ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании.

Рабочая программа изостудии «Волшебные краски» Рабочая программа ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» Составитель: Никулкина Г. В. педагог дополнительного образования Индентификатор :236-045-412.

Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки» Содержание программы 1. Пояснительная записка….3 2. Календарно-тематическое планирование…7 4. Требование к уровню.

Рабочая программа кружка «Веселые пальчики» по изобразительной деятельности Пояснительная записка Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых.

Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Волшебные краски» Пояснительная записка. Актуальность программы. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей,.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Семинар-практикум «Волшебные пальчики» СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Семинар – практикум «Волшебные пальчики», его цели и задачи. 1. Выступление педагога по теме «Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по лепке «Волшебные пальчики»
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 00:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД