Наталья Крайнова
Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа внеурочной деятельности Программа для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет
Пояснительная записка
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности Программа „Планета Почему?“ для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Разработанная программа по ознакомлению дошкольников с природой по средствам экспериментальной деятельности, способствует не только развитию познавательных способностей, но и формирует новый культурный образ дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков исследования, а также приводит к повышению экологической грамотности всех субъектов образовательного пространства.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования, так как на сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Основная цель программы : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Программа по экспериментальной деятельности реализует следующие задачи:
обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы»
способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных требованиях;
выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (образовательные области в соответствии с ФГОС «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»)
Развивает у детей представлений о химических и физических свойствах веществ.
Способствует развитию у детей представлений о свойствах песка, воды, глины, воздуха.
Воспитывает экологическую грамотность дошкольника
Развивает у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- познавательной активности воспитанников, любознательности;
- развитие уровня умственных умений дошкольников
В Концепции дошкольного воспитания говорится о серьезном подходе к созданию необходимых условий, обеспечивающих не только физическое, но и умственное развитие ребенка. Реализация важнейших положений Концепции, способствует формированию познавательных способностей дошкольников. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. А. Парамонова, Менщикова Л. Н., Куликовская И. А.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и предполагает 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми 5-6 лет - 25 минут, с детьми 6-7 лет - 35-40 минут. Работа проводится небольшими группами по 10-12 человек. Формы занятий: экскурсии, практикумы, занятия с проведением опытов, наблюдения в природе. В качестве формы подведения итогов усвоения рабочей программы является итоговый мониторинг в конце учебного года.
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В этом возрасте развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Учебно-тематический план
Старшая группа
Месяц
Темы
1 неделя 2 неделя 3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Вода. Состояния воды
Воздух. Движение воздуха
Солнце. Его роль в жизни живого Свойства песка
Октябрь
Человек. Органы чувств
Движение воздуха в природе
Источники света
Почва. Ее свойства
Ноябрь
Текстура предметов
Вес предметов
Звук предметов
Глина. Ее качества и свойства
Декабрь
Свойства воды
Человек.
Осязание. Обоняние.
Свойства воды
Снег. Свойства снега.
Январь
Чем дышит человек?
Снег. Какой он?
Опыты со снегом
Опыты с водой
Февраль
Лед
Мороз и снег
Свойства льда
Сила ветра
Март
Свойства предметов. Сила тяжести
Из чего делают бумагу?
Растения. Что необходимо для жизни растениям?
Свойства предметов. Вес.
Апрель
«Солнечный зайчик»
Деревья. Почки на деревьях.
Свойства воздуха
Древесина и ее качества
Май
Круговорот воды в природе
Свойства песка
Сравнение глины, песка, почвы
Почвы. Виды почв.
Подготовительная группа
Месяц
Темы
1 неделя 2 неделя 3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Что такое вода?
Вода- источник жизни Состояния воды в природе Круговорот воды
Октябрь
Песок. Его свойства
«Солнечный зайчик»
Насекомые.
Знакомство с разнообразием форм
Деревья. Строение дерева
Ноябрь
Магнит и его свойства
Свойства бумаги
Свойства металла
Свойства дерева
Декабрь
Вода в теле человека
Опыты с водой
Лед
Снег
Январь
Свойства воздуха
Циркуляция воздуха
Ветер
Знакомство с термометром
Февраль
Талая вода
Пар. Испарение
Вода – главный растворитель
Свойства снега
Март
Почва. Ее свойства
Следы на снегу
Явления природы
Из чего делают бумагу?
Апрель
Человек. Наш организм
Системы нашего организма
Полезная еда
Органы зрения, чувств, вкуса.
Май
Движение Земли вокруг солнца
Стороны света
Сила притяжения
Движение Земли вокруг своей оси
Содержание программы
Старшая группа
Блок «Я и природа».
Что такое природа. Дом природы. Солнце, вода, воздух, растения, животные, почва как компоненты природы. Моё место в природе. Роль всех компонентов природы.
Блок «Вода».
Вода в природе. Путешествие капельки. Состояния воды. Вода в жизни растений и животных. Вода в нашем доме.
Блок «Воздух».
Как дышат человек и животные. Ветер – движение воздуха. Ворчливый шарик. Танец горошин. Послушный ветерок.
Блок «Растения».
Виды растений в природе. Части растений. Почему деревья не ходят. Как растения питаются и защищаются. Как бабочки дружат с цветами.
Блок «Животные».
Разнообразие животного мира. Знакомство с птицами, зверями, насекомыми. Как животные питаются, передвигаются, защищаются. Дом животных. Родители и детеныши.
Содержание программы
Подготовительная к школе группа
Блок «Человек и природа».
Природа – дом человека. Человек – часть природы. Редкие животные и растения. День Земли. Как жить в дружбе с природой.
Блок «Камни».
Разнообразие камней в природе. Почему они разные? Камни – орудие труда. Драгоценные камни и украшения. Отчего дымят вулканы.
Блок «Почва».
Почва – живая земля. Обитатели подземного царства. Чем дышат почвенные обитатели. Волшебные превращения. Почему необходимо охранять почву.
Блок «Агрегатные состояния».
Одушевленное и неодушевленное. Знакомство с твердыми телами. Жесткость и пластичность. Упругость и хрупкость. Текучесть как свойство жидкостей. Летучесть – свойство газов. Чудесные превращения тел (переход тел из одного состояния в другое). Свойства растворов. Анализ погодных явлений.
Блок «Звук».
Звучание и механизм его возникновения – колебание. Как звучат состояния тел. Как распространяется звук в разных средах (твердое, жидкое, воздушное). Высота как свойство звука. Музыкальность и шум.
Блок «Сила. Движение и покой».
Знакомство с результатом действия силы на тело. Покой и движение – результат взаимного действия сил. Земное притяжение. Действие рычага. Упругость.
Методическое обеспечение программы
Этапы организации и проведения опытов:
I этап – постановка проблемы
II этап – поиск пути решения проблемы
III этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента
IV этап – обсуждение итогов и формулировка выводов
Требования предъявляемые к проведению опытов
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать)
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
3. Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Приборы и оборудование для проведения опытов
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Список литературы
1. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М. : ТЦ «Сфера», 2008.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.
4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет : из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.
7. Дыбина О. В. «Неизвестное рядом»,М, Сфера, 2005
8. Зубкова Н. М. «Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет». Санкт-Петербург, 2007 г.