Балдакова Ирина Вениаминовна
Рабочая программа по предшкольной подготовке для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №41 «Ласточка»
г. Улан-Удэ
Принята:
Педагогическим советом
МАДОУ № 41 «Ласточка»
Протокол №___
От «___» ___21___г.
Утверждаю: :
Приказом № ___
От «___» ___21___г.
Заведующий
МАДОУ № 41 детский сад «Ласточка»
___ Иванова О. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Публикация «Рабочая программа по предшкольной подготовке для подготовительной группы» размещена в разделах
Составитель:
Балдакова И. В.
Первая квалификационная категория
г. Улан-Удэ
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 1 дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. На современном этапе важным является процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных уровней образования, в
частности преемственность дошкольного и начального образования.
На каждом уровне образования основными векторами организации преемственности, предпосылки которых формируются в период дошкольного детства, являются следующие компоненты:
• когнитивный;
• мотивационный;
• деятельностный.
Когнитивный (познавательный) компонент — это деятельность, направленная на усвоение новой информации воспитанником или обучающимся при максимальной его
активности. В процессе обучения и воспитания дошкольников акцент смещается на формирование и развитие предпосылок общеучебных, метапредметных умений (универсальных учебных действий).
Мотивационный компонент включает познавательные потребности и сформированные на их основе мотивы учения. Очень часто в качестве мотива учебной деятельности выступает интерес. Наличие интереса к учёбе как форме проявления познавательных потребностей вызывает положительные эмоции и стимулирует активность воспитанника или обучающегося.
Для дошкольного образования важными являются следующие положения:
• конституционное право каждого ребёнка как члена
общества на охрану жизни и здоровья;
• получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка;
• адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам детей.
Цель программы «Готовимся к школе. Перспектива» :
создание условий для формирования когнитивного, мотивационного, деятельностного компонентов на основе коммуникативно-деятельностных технологий обучения и воспитания; создание единого образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.
Коммуникативно-деятельностный подход в развивающей и образовательной деятельности предполагает сотрудничество взрослого и дошкольника, в котором заинтересованы, активны и инициативны и педагоги (воспитатели, учителя, и воспитанники. Коллективная игровая, поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов.
Цель занятия на основе коммуникативно – деятельностного подхода: формирование предпосылок УУД, воспитание коммуникативной культуры, нравственных качеств,
интеллектуальное, эмоциональное развитие воспитанников.
Задачи программы «Готовимся к школе. Перспектива» :
• формировать когнитивный компонент в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО; мотивацию к обучению, познавательный интерес; личностные качества будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
• организовать обучение и воспитание на основе коммуникативно-деятельностных технологий с учётом психологических особенностей, потребностей и возраста.
Основные принципы обучения и воспитания:
• принцип позитивной социализации предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности и ценностное восприятие мира, освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми,
приобщение к традициям семьи, общества, государства в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми;
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений — как детей, так и взрослых — в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, своё мнение, занимать позицию и отстаивать её, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со
своими возможностями;
• принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей, использование специфических видов детской деятельности (игры, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка);
• принцип развивающего вариативного образования предполагает учёт актуальных и потенциальных возможностей ребёнка, его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка (Л. С. Выготский, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребёнка.
Содержание программы «Готовимся к школе. Перспектива» раскрывается в учебных пособиях, отражающих комплексную работу педагога по различным направлениям развития личности ребё нка в дошкольном образовании:
• социально-коммуникативное развитие (учебные пособия «Развиваем речь», «Прогулки по Зелёной планете»);
• познавательное развитие (учебные пособия «Познаём математику», «Прогулки по Зелёной планете»);
• речевое развитие (учебное пособие «Развиваем речь»);
• художественно-эстетическое развитие (учебные пособия «Моя мастерская», «Прогулки по Зелёной планете»);
• физическое развитие.
Учебные пособия образовательного комплекса «Готовимся к школе. Перспектива» составлены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, с учётом ФГОС НОО.
Содержание учебных пособий не дублирует содержание программы 1 класса, оно направлено на развитие ребёнка-дошкольника и качественную подготовку дошкольников к освоению содержания начального образования.
Реализация программы обеспечивается на основе вариативных форм, учитывающих социокультурные, географические, климатические условия реализации программы, возраст воспитанников, состав групп, особенности и интересы детей, запрос родителей (законных представителей).
Перечень вариативных форм организации образовательной деятельности:
• образовательные предложения для целой группы (занятия);
• различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая и другие виды игр, подвижные и традиционные народные игры;
• взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
• проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
• праздники, социальные акции и т. п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.
Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых
детьми видов деятельности.
Организация работы по реализации программы возможна на базе дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, а также в рамках семейного и дополнительного образования.
Реализация программы может осуществляться воспитателями дошкольных образовательных организаций в старших и подготовительных к школе группах; учителями начальных классов, например в «Школе дошкольника», при целенаправленной подготовке к обучению в1 классе; педагогами центров дополнительного образования; педагогами и родителями для организации коррекционной работы с обучающимися начальных классов; родителями при самостоятельной подготовке ребёнка к обучению в 1 классе.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОГРАММА
И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Учебное пособие «Развиваем речь» 1 включает 60 занятий. Каждое занятие содержит логопедические упражнения, задания на развитие фонематического слуха, практическое освоение содержания основных разделов курса русского языка (морфологии, морфемики, словообразования, лексики, развитие речевой деятельности (в том числе воспроизведение текстов на основе данного, создание текстов по аналогии, а также задания на развитие мелкой моторики и подготовку руки к письму. Пособие направлено не на освоение техники чтения, а на формирование умения читать целыми словами и понимать прочитанное.
Основное содержание тетради «Развиваем речь»
Каждое занятие состоит из нескольких блоков.
1. Развитие звуковой культуры: знакомство со звуками, дифференциация звуков, соотнесение звука с названием предметной картинки, нахождение звука в слове, звуковые диктанты, чтение звуковых схем.
2. Развитие словаря: освоение значений слов и уместное употребление слов в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
3. Формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование. (Термины и понятия не употребляются. Освоение происходит на основе игровых упражнений, восприятия грамотной речи педагога, наблюдения, практических умений.)
4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).
5. Воспитание интереса к художественному произведению — книге: чтение художественных произведений; создание продолжения текста, текста по аналогии, рассказывание.
6. Развитие графических умений (развитие мелкой моторики руки). Целевыми ориентирами речевого развития при использовании учебного пособия «Развиваем речь» в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью;
• ребёнок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• ребёнок может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита мелкая моторика;
• ребёнок знаком с произведениями детской литературы;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия Страницы уч. пособия «Развиваем речь»Кол-во занятий
1 Город Звуков Вводное занятие 1 – 2 1
2 Давай знакомиться!
Логопедическая разминка.
Учимся рассказывать. Готовим руку к письму 3 – 4 1
3 Слова, слова, слова
Логопедическая разминка.
Учимся рассказывать. Готовим руку к письму 5 – 6 1
4 Слова и жесты Логопедическая разминка. Учимся приветствовать друг друга. Готовим руку к письму 7 – 8 1
5 Знаки вокруг нас Логопедическая разминка. Учимся читать с помощью знаков. Готовим руку к письму 9 – 10 1
6 Звуки речевые и неречевые Логопедическая разминка. Учимся слушать и понимать текст. Учимся рассказывать. Готовим руку к письму 11 – 12 1
7 Звуки [а], [о] Логопедическая разминка. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся слушать и
понимать текст. Готовим руку к письму 13 – 14 2
8 Звуки [у], [э] Логопедическая разминка. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать.
Готовим руку к письму 15 – 16 2
9 Звуки [и], [ы] Логопедическая разминка. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся точно подбирать слова. Учимся сравнивать по образцу: один — много. Готовим руку к письму 17 – 18 2
10 Звуки [м],[м’]
Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать о друге. Готовим руку к письму 19 - 20 2
11 Звуки [л], [л’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся находить информацию в тексте.
Готовим руку к письму 21 – 22 2
12 Звуки [н], [н’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать по серии сюжетных рисунков. Готовим руку к письму 23 – 24 2
13 Звуки [р], [р’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся отгадывать загадки. Учимся сочинять сами. Готовим руку к письму 25 – 26 2
14 Звуки [з], [з’],
[с], [с’]
Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Готовим руку к письму 27 – 28 2
15 Звуки [д],
[д’], [т], [т’]
Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать. Готовим руку к письму 29 – 30 2
16 Звуки [б],
[б’], [п], [п’]
Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать. Готовим руку к письму 31 – 32 2
17 Звуки [в],
[в’], [ф], [ф’]
Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся разыгрывать по ролям. Готовим руку к письму 33 – 34 2
18 Звуки [г], [г’],
[к], [к’]
Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать сказку. Готовим руку к письму 35 – 36 2
19 Звуки [ж], [ш] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся рассказывать. Готовим руку к письму 37 – 38 2
20 Звуки [х], [х’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся составлять рассказ. Готовим руку к письму 39 – 40 2
21 Звук [ц] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся составлять рассказ. Готовим руку к письму 41 – 42 2
22 Звук [ч’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся составлять рассказ. Готовим руку к письму 43 – 44 2
23 Звук [щ’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся придумывать весёлые истории. Готовим руку к письму 45 – 46 2
24 Звук [й’] Логопедическая разминка. Учимся говорить быстро и правильно. Учимся выполнять звуковой анализ. Учимся сочинять докучные сказки. Готовим руку к письму 47 – 48 2
25 Работаем со
словами
Учимся читать звуковые схемы. Учимся находить слова в стихотворении 49 – 50 5
26 Здравствуй,
алфавит! Знакомство с алфавитом 51 – 52 1
27 Повторяем и
обобщаем Учимся читать звуковые схемы. Учимся слушать и составлять рассказ 53 – 54 2
28 Повторяем и
обобщаем Учимся читать звуковые схемы. Учимся рассказывать 55 – 56 2
29 Повторяем и
обобщаем Учимся читать. Учимся слушать и рассказывать 57 – 58 2
30 Повторяем и
обобщаем Учимся читать. Учимся слушать и рассказывать 59 – 60 2
Каждое занятие может быть реализовано различными способами в зависимости от индивидуальных особенностей детей в группе и решаемых педагогических задач.
Первый способ — каждый разворот учебного пособия используется в рамках одного занятия примерно по приведённой ниже схеме (содержание отдельных занятий может отличаться от материала, представленного в учебном пособии).
1. Логопедическая разминка.
2. Учимся говорить правильно.
3. Учимся выполнять звуковой анализ.
4. Учимся рассказывать.
5. Готовим руку к письму.
ФОРМИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПРОГРАММА
И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает :
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и др.).
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает математические способности и получает первоначальные математические представления.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного обучения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями — радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными, и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами программы. Особенно тесно математическое развитие в дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием.
На занятиях по математике у детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево,вперёд, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать,классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше — меньше, толще — тоньше, длиннее — короче, тяжелее — легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до — после, вчера — сегодня — завтра, названия месяцев и дней). Дошкольники получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов.
У детей формируются представления о словах, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты в пределах 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Формируется понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества.
Формированию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счёта, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п.
Учебное пособие «Познаём математику» 1 включает 30 занятий. Задания предлагаются в игровой занимательной форме. Они обеспечивают необходимую подготовку детей для дальнейшего обучения в школе, а также помогают активизировать познавательную деятельность ребёнка, развивать внимание, сообразительность, пространственное воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить образные и словесные аналогии, находить закономерности, делать умозаключения и выводы.
Целевыми ориентирами познавательного развития в области математики при использовании учебного пособия «Познаём математику» в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
• ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать;
• ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия Страницы пособия «Познаём математику» Кол-во занятий
1 Одинаковые. Разные 4 – 5 1
2 Столько же. Больше. Меньше 6 – 7 1
3 Сравнение предметов по вели-
чине 8 – 9 1
4 Фигуры 10 – 11 1
5 Сравнение фигур 12 – 13 1
6 Сколько…? 14 – 15 1
7 Внизу, вверху, над, под, за,
между 16 – 17 1
8 Слева, справа 18 – 19 1
9 Целое и части 20 – 21 1
10 Один. Много 22 – 23 1
11 Сначала. Потом 24 – 25 1
12 Число «один». Цифра 1 26 – 27 1
13 Число «два». Цифра 2 28 – 29 1
14 Число «три». Цифра 3 30 – 31 1
15 Число «четыре». Цифра 4 32 – 33 1
16 Четырёхугольник 34 – 35 1
17 Число «пять». Цифра 5 36 – 37 1
18 Число «шесть». Цифра 6 38 – 39 1
19 Порядок чисел 40 – 41 1
20 Число «семь». Цифра 7 42 – 43 1
21 Число «восемь». Цифра 8 44 – 45 1
22 Число «девять». Цифра 9 46 – 47 1
23 Сложение. Знаки «плюс» (+) и
«равно» (=) 48 – 49 1
24 Истории на сложение в рисунках 50 – 51 1
25 Вычитание. Знак «минус» (–) 52 – 53 1
26 Истории на вычитание в рисунках 54 – 55 1
27 Число «нуль». Цифра 0 56 – 57 1
28 Число «десять» 58 – 59 1
29 Образование чисел второго десятка 60 – 61 1
30 Числа от 11 до 20 62 – 63 1
Каждое занятие может быть реализовано различными способами в зависимости от индивидуальных особенностей детей в группе и решаемых педагогических задач.