МААМ-картинки

Рабочая программа по речевому развитию

Ирина Миляева
Рабочая программа по речевому развитию

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Цели речевого развития во ФГОС

- организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;

- развитие речевой деятельности;

- развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятий детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;

Публикация «Рабочая программа по речевому развитию» размещена в разделах

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;

- формирование предпосылок к грамотности (может выделить звук в словах)

Тематический модуль «Речевое общение»

* Формирование культуры личности:

-обогащать активный словарь;

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- звуковую интонационную культуру речи, фонематический слух;

- формирование основы речевой культуры.

* Развитие способностей :

- развивать речевые и языковые способности;

- формировать звуковую аналитико-систематическую активность как предпосылку для обучения грамоте.

* Формирование детского коллектива:

- овладевать речью как средством общения;

- развивать диалогическую речь в ходе организации культурных игровых практик в группе детей и в условиях межгруппового общения в детском саду;

- создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи в кругу сверстников

Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Речевое общение»

Средняя группа Формирование культуры личности:

- владеет элементарными правилами речевого этикета : не перебивает взрослого, вежливо обращается к нему, без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;

- дифференцированно использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки и состояния. В процессе совместной исследовательской деятельности со взрослым называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и др.);

- с помощью монологической речи и взрослого пересказывает небольшое знакомое литературное произведение; рассказывает о содержании сюжетной картины; составляет описательный рассказ о знакомой игрушке, предмете; передает в форме рассказа впечатления и события и личного опыта.

Развитие способностей :

- способен к объединению предметов в видовые (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла (и родовые) одежда, мебель, посуда) категории со словесным указанием характерных признаков;

- владеет словообразовательными и словоизменительными умениями. Проявляет словотворчество в процессе освоения языка;

- отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Использует слова и выражения, отражающие нравственные представления (добрый, злой, вежливый, грубый ит. п.);

- может разговаривать со взрослым на бытовые и более отвлеченные темы, участвовать в обсуждений будущего продукта деятельности. Речь выполняет регулирующую и планирующие функции. Может самостоятельно придумывать разные варианты продолжения сюжета (грустные, радостные, загадочные) в связи с собственными эмоциональными запросами.

Формирование детского коллектива:

- свободно выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи, владеет умениями спросить, ответить, высказать сомнение и побуждение к деятельности;

- переносит навыки общения со взрослыми в игру со сверстниками;

- в игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров;

- проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности);

- познавательный интерес в процессе общения со сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем).

Старшая группа Формирование культуры личности:

- произносит все звуки родного языка. Проводит звуковой анализ слова с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный - согласный, твердый – мягкий согласный). Грамотно использует выразительные средства произносительной стороны речи;

- дифференцирует слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее»;

- владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснять их. Использует в речи слова, значение которых усвоено на понятийном уровне. Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;

- в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций;

- правильно использует предложно падежную систему языка

Развитие способностей :

- дает фонетическую оценку звукам речи, ориентируясь на их темпоритмические и мелодико-интонационные характеристики в предложении;

- может делать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Практически всегда грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже единственного и множественного числа;

- в разговоре свободно использует прямую и косвенную речь;

- проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, предшествовавшими и последующими за теми, которые изображены в произведении искусства или которые обсуждаются в настоящий момент. Может говорить от лица своего и партнера, другого персонажа. Не использует в речи или использует в единичных случаях слова (плохо (плохо) – хорошо (хороший, злой –добрый, употребляя вместо них при помощи взрослого более дифференцированную морально-оценочную лексику ( например: скромный - нескромный, лживый – честный и др.)

Формирование детского коллектива:

- проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности);

- использует разнообразные конструктивные способы и взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве;

- игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров;

- владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и др.

Формирование культуры личности:

- чисто произносит все звуки родного языка. Проводит звуковой анализ слова с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный – согласный, твердый – мягкий согласный). Грамотно использует выразительные средства произносительной речи;

- использует в речи слова, обозначающие объекты природы, профессии, социальные явления. Использует в речи слова, значение которых усвоении на понятийном уровне;

- употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;

- использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д. ;

- использует дифференцированную морально-оценочную лексику ( например: скромный - нескромный, лживый – честный и др.). владеет вежливыми формами речи, активно следует правилами речевого этикета;

- владеет диалогической и монологической формами речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций;

- правильно использует предложно падежную систему языка;

- грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.);

- владеет навыками использования фраз-рассуждений и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения;

- может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, кинотеатре и др., ориентируясь на собственный опыт или воображение.

Развитие способностей :

- дает фонетическую оценку звукам речи, ориентируясь на их темпоритмические и мелодико-интонационные характеристики в предложении;

- дифференцирует слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее»;

- владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснять их;

- может делать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания;

- составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества;

- умеет точно воспроизводит словесный образец в пересказе литературного произведения близко к тексту. Может говорить от лица своего и партнера, другого персонажа. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

- адекватно воспринимает средства художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира и использует их по аналогии в монологической речи;

- интеллектуальные задачи решает с использованием словесно-логических средств;

- может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнению поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов.

Формирование детского коллектива:

- в разговоре свободно использует прямую и косвенную речь;

- принимает участие в образовательном процессе, обсуждает текущие вопросы и включается в их планирование;

- проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, предшествовавшими и последующими за теми, которые изображены в произведении искусства или которые обсуждаются в настоящий момент;

- общается с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, старшими и младшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми). Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, а начинает разговор, приглашает к деятельности). Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в иных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве;

- в игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров;

- в процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, дает советы. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности.

Тематический модуль «Чтение художественной литературы»

* Формирование культуры личности:

- знакомить книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров художественных произведений;

- формировать основы читательской культуры.

* Развитие способностей :

- развивать речевое и литературное творчество на основе ознакомления детей с художественной литературой;

- способность к участию в проектной литературной деятельности и принятию особенных решений, опираясь на опыт литературного образования.

* Формирование детского коллектива:

- способствовать овладению детьми речью как средством передачи и трансляции культурных ценностей и способов самовыражения и понимания;

- формировать навыки коллективного слушания, обсуждения литературных произведений и отражения своего понимания в совместной и коллективной деятельности;

- формировать навыки отражения содержания литературных произведений в коллективных играх – драматизациях и театральных постановках.

Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Чтение художественной литературы»

Средняя группа Формирование культуры личности:

- понимает, что значит «читать книги» и как это нужно делать, знаком с содержание читательского уголка. С помощью взрослого называет тематически разнообразные произведения и классифицирует их по темам: «о маме», «о маме», «о природе», «о животных», «о детях» и т. п. ;

- использует читательский опыт в предпочитаемых видах деятельности;

- использует интерес к процессу чтения, героям и причинам их поступков, ситуациям, как соотносимым с личным опытом, так и выходящим за пределы непосредственного восприятия. Соотносит их с ценностными ориентациями

Развитие способностей :

- живо откликается на прочитанное, рассказывает о нем, проявляя разную степень выражения эмоций и используя разные средства речевой выразительности. Запоминает прочитанное и недолгое время удерживает информацию (о писателе, содержании произведения) в памяти. Публично читает стихотворения наизусть, стремясь не забыть и точно воспроизвести их содержание и ритм;

- проявляет литературные способности: на основе прочитанного начинает выстраивать свои версии сюжетных ходов, придумывать разные варианты продолжения сюжета (грустные, радостные, загадочные) в связи с собственными эмоциональными запросами, создавать словесные картинки.

Формирование детского коллектива:

- умеет слушать художественное произведение, но интерес меняется в зависимости от настроения ребенка и группы. Вступает в диалог со взрослыми и другими детьми по поводу прочитанного (не только отвечает на вопросы, но сам задает их по тексту: почему? зачем)

Пытается рассуждать о героях (их облике, поступках, отношениях). Выражает желание участвовать в инсценировке коротких произведений, проявляет навыки участия в совместных играх-драматизациях.

Старшая группа Формирование культуры личности:

- любит слушать художественные произведения, однако своего читательского опыта не имеет. Называет любимые сказки и рассказы (3-4). Знает несколько стихотворений (2-3) наизусть;

- различает сказку, рассказ, стихотворение, загадку, считалку;

- проявляет интерес к тематическим многообразным произведениям;

- описывает состояние героя, его настроение, свое отношение к событию в описательном и повествовательном монологе.

Развитие способностей :

- испытывает удовольствие о процесса чтения книги;

- соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом. Интересуется человеческими отношениями в жизни и книгах, может рассуждать и приводить примеры, связанные с первичными ценностными представлениями;

- способен многое запоминать, читать наизусть;

- имеет собственный, соответствующий возрасту, читательский опыт, который проявляется в знаниях широкого круга фольклорных и авторских произведений разных родов и жанров, многообразных по тематике и проблематике;

- использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать на праздник и тихо делиться секретами и т. п.)

- использует в речи слова, предающие эмоциональное состояние литературных героев. Выразительно отражает образы прочитанного в литературной речи;

- творчески использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым).

Формирование детского коллектива.

- любит слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 10 – 15 минут);

- знает и соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке, коллективного чтения книг. Демонстрирует навыки коллективного слушания, обсуждения литературных произведений в коллективных играх-драматизациях и театральных постановках.

Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:

- имеет собственный, соответствующий возрасту, читательский опыт, который проявляется в знаниях широкого круга фольклорных и авторских произведений разных родов и жанров, многообразных по тематике и проблематике. Может объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Проявляет интерес к тематически многообразным произведениям, биографии автора, истории создания произведения;

- использует в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев. Выразительно отражает образы прочитанного в литературной речи, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе, эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях.

Развитие способностей :

- испытывает удовольствие от процесса чтения книги. Соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом;

- интересуется человеческими отношениями в жизни и книгах, может рассуждать и приводит примеры, связанные с первичными ценностными представлениями. Может определять ценностные ориентации героев и автора произведения, понимает, что они могут быть разными

- может сформулировать взаимосвязи между миром людей, миром природы, рукотворным миром, приводя примеры из художественной литературы;

- способен многое запомнить, читать наизусть

- - использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.);

- способен решать творческие задачи: устно проиллюстрировать отрывок из текста, додумать эпизод, сочинять небольшое стихотворение. Творчески использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым).

Формирование детского коллектива:

- любит слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 15 мин.) Проявляет чувство юмора, может шутить используя выражения из знакомых литературных произведений, жизни группы;

- знает и соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке, коллективного чтения книг. Стремится совместно с другими детьми участвовать в драматизациях знакомых сказок, художественных произведений, спектаклей, концертов;

- проявляет навыки коллективного поведения при демонстрации театральной культуры, в процессе приобщения к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.

Публикации по теме:

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по речевому развитию
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 09:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД