Ирина Миляева
Рабочая программа по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цели речевого развития во ФГОС
- организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;
- развитие речевой деятельности;
- развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятий детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;
Публикация «Рабочая программа по речевому развитию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;
- формирование предпосылок к грамотности (может выделить звук в словах)
Тематический модуль «Речевое общение»
* Формирование культуры личности:
-обогащать активный словарь;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- звуковую интонационную культуру речи, фонематический слух;
- формирование основы речевой культуры.
* Развитие способностей :
- развивать речевые и языковые способности;
- формировать звуковую аналитико-систематическую активность как предпосылку для обучения грамоте.
* Формирование детского коллектива:
- овладевать речью как средством общения;
- развивать диалогическую речь в ходе организации культурных игровых практик в группе детей и в условиях межгруппового общения в детском саду;
- создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи в кругу сверстников
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Речевое общение»
Средняя группа Формирование культуры личности:
- владеет элементарными правилами речевого этикета : не перебивает взрослого, вежливо обращается к нему, без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;
- дифференцированно использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки и состояния. В процессе совместной исследовательской деятельности со взрослым называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и др.);
- с помощью монологической речи и взрослого пересказывает небольшое знакомое литературное произведение; рассказывает о содержании сюжетной картины; составляет описательный рассказ о знакомой игрушке, предмете; передает в форме рассказа впечатления и события и личного опыта.
Развитие способностей :
- способен к объединению предметов в видовые (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла (и родовые) одежда, мебель, посуда) категории со словесным указанием характерных признаков;
- владеет словообразовательными и словоизменительными умениями. Проявляет словотворчество в процессе освоения языка;
- отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Использует слова и выражения, отражающие нравственные представления (добрый, злой, вежливый, грубый ит. п.);
- может разговаривать со взрослым на бытовые и более отвлеченные темы, участвовать в обсуждений будущего продукта деятельности. Речь выполняет регулирующую и планирующие функции. Может самостоятельно придумывать разные варианты продолжения сюжета (грустные, радостные, загадочные) в связи с собственными эмоциональными запросами.
Формирование детского коллектива:
- свободно выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи, владеет умениями спросить, ответить, высказать сомнение и побуждение к деятельности;
- переносит навыки общения со взрослыми в игру со сверстниками;
- в игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров;
- проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности);
- познавательный интерес в процессе общения со сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем).
Старшая группа Формирование культуры личности:
- произносит все звуки родного языка. Проводит звуковой анализ слова с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный - согласный, твердый – мягкий согласный). Грамотно использует выразительные средства произносительной стороны речи;
- дифференцирует слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее»;
- владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснять их. Использует в речи слова, значение которых усвоено на понятийном уровне. Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;
- в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций;
- правильно использует предложно падежную систему языка
Развитие способностей :
- дает фонетическую оценку звукам речи, ориентируясь на их темпоритмические и мелодико-интонационные характеристики в предложении;
- может делать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Практически всегда грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже единственного и множественного числа;
- в разговоре свободно использует прямую и косвенную речь;
- проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, предшествовавшими и последующими за теми, которые изображены в произведении искусства или которые обсуждаются в настоящий момент. Может говорить от лица своего и партнера, другого персонажа. Не использует в речи или использует в единичных случаях слова (плохо (плохо) – хорошо (хороший, злой –добрый, употребляя вместо них при помощи взрослого более дифференцированную морально-оценочную лексику ( например: скромный - нескромный, лживый – честный и др.)
Формирование детского коллектива:
- проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности);
- использует разнообразные конструктивные способы и взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве;
- игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров;
- владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и др.
Формирование культуры личности:
- чисто произносит все звуки родного языка. Проводит звуковой анализ слова с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный – согласный, твердый – мягкий согласный). Грамотно использует выразительные средства произносительной речи;
- использует в речи слова, обозначающие объекты природы, профессии, социальные явления. Использует в речи слова, значение которых усвоении на понятийном уровне;
- употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;
- использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д. ;
- использует дифференцированную морально-оценочную лексику ( например: скромный - нескромный, лживый – честный и др.). владеет вежливыми формами речи, активно следует правилами речевого этикета;
- владеет диалогической и монологической формами речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций;
- правильно использует предложно падежную систему языка;
- грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.);
- владеет навыками использования фраз-рассуждений и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения;
- может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, кинотеатре и др., ориентируясь на собственный опыт или воображение.
Развитие способностей :
- дает фонетическую оценку звукам речи, ориентируясь на их темпоритмические и мелодико-интонационные характеристики в предложении;
- дифференцирует слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее»;
- владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснять их;
- может делать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания;
- составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества;
- умеет точно воспроизводит словесный образец в пересказе литературного произведения близко к тексту. Может говорить от лица своего и партнера, другого персонажа. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
- адекватно воспринимает средства художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира и использует их по аналогии в монологической речи;
- интеллектуальные задачи решает с использованием словесно-логических средств;
- может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнению поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов.
Формирование детского коллектива:
- в разговоре свободно использует прямую и косвенную речь;
- принимает участие в образовательном процессе, обсуждает текущие вопросы и включается в их планирование;
- проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, предшествовавшими и последующими за теми, которые изображены в произведении искусства или которые обсуждаются в настоящий момент;
- общается с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, старшими и младшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми). Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, а начинает разговор, приглашает к деятельности). Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в иных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве;
- в игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров;
- в процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, дает советы. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности.
Тематический модуль «Чтение художественной литературы»
* Формирование культуры личности:
- знакомить книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров художественных произведений;
- формировать основы читательской культуры.
* Развитие способностей :
- развивать речевое и литературное творчество на основе ознакомления детей с художественной литературой;
- способность к участию в проектной литературной деятельности и принятию особенных решений, опираясь на опыт литературного образования.
* Формирование детского коллектива:
- способствовать овладению детьми речью как средством передачи и трансляции культурных ценностей и способов самовыражения и понимания;
- формировать навыки коллективного слушания, обсуждения литературных произведений и отражения своего понимания в совместной и коллективной деятельности;
- формировать навыки отражения содержания литературных произведений в коллективных играх – драматизациях и театральных постановках.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Чтение художественной литературы»
Средняя группа Формирование культуры личности:
- понимает, что значит «читать книги» и как это нужно делать, знаком с содержание читательского уголка. С помощью взрослого называет тематически разнообразные произведения и классифицирует их по темам: «о маме», «о маме», «о природе», «о животных», «о детях» и т. п. ;
- использует читательский опыт в предпочитаемых видах деятельности;
- использует интерес к процессу чтения, героям и причинам их поступков, ситуациям, как соотносимым с личным опытом, так и выходящим за пределы непосредственного восприятия. Соотносит их с ценностными ориентациями
Развитие способностей :
- живо откликается на прочитанное, рассказывает о нем, проявляя разную степень выражения эмоций и используя разные средства речевой выразительности. Запоминает прочитанное и недолгое время удерживает информацию (о писателе, содержании произведения) в памяти. Публично читает стихотворения наизусть, стремясь не забыть и точно воспроизвести их содержание и ритм;
- проявляет литературные способности: на основе прочитанного начинает выстраивать свои версии сюжетных ходов, придумывать разные варианты продолжения сюжета (грустные, радостные, загадочные) в связи с собственными эмоциональными запросами, создавать словесные картинки.
Формирование детского коллектива:
- умеет слушать художественное произведение, но интерес меняется в зависимости от настроения ребенка и группы. Вступает в диалог со взрослыми и другими детьми по поводу прочитанного (не только отвечает на вопросы, но сам задает их по тексту: почему? зачем)
Пытается рассуждать о героях (их облике, поступках, отношениях). Выражает желание участвовать в инсценировке коротких произведений, проявляет навыки участия в совместных играх-драматизациях.
Старшая группа Формирование культуры личности:
- любит слушать художественные произведения, однако своего читательского опыта не имеет. Называет любимые сказки и рассказы (3-4). Знает несколько стихотворений (2-3) наизусть;
- различает сказку, рассказ, стихотворение, загадку, считалку;
- проявляет интерес к тематическим многообразным произведениям;
- описывает состояние героя, его настроение, свое отношение к событию в описательном и повествовательном монологе.
Развитие способностей :
- испытывает удовольствие о процесса чтения книги;
- соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом. Интересуется человеческими отношениями в жизни и книгах, может рассуждать и приводить примеры, связанные с первичными ценностными представлениями;
- способен многое запоминать, читать наизусть;
- имеет собственный, соответствующий возрасту, читательский опыт, который проявляется в знаниях широкого круга фольклорных и авторских произведений разных родов и жанров, многообразных по тематике и проблематике;
- использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать на праздник и тихо делиться секретами и т. п.)
- использует в речи слова, предающие эмоциональное состояние литературных героев. Выразительно отражает образы прочитанного в литературной речи;
- творчески использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым).
Формирование детского коллектива.
- любит слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 10 – 15 минут);
- знает и соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке, коллективного чтения книг. Демонстрирует навыки коллективного слушания, обсуждения литературных произведений в коллективных играх-драматизациях и театральных постановках.
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- имеет собственный, соответствующий возрасту, читательский опыт, который проявляется в знаниях широкого круга фольклорных и авторских произведений разных родов и жанров, многообразных по тематике и проблематике. Может объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Проявляет интерес к тематически многообразным произведениям, биографии автора, истории создания произведения;
- использует в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев. Выразительно отражает образы прочитанного в литературной речи, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе, эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях.
Развитие способностей :
- испытывает удовольствие от процесса чтения книги. Соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом;
- интересуется человеческими отношениями в жизни и книгах, может рассуждать и приводит примеры, связанные с первичными ценностными представлениями. Может определять ценностные ориентации героев и автора произведения, понимает, что они могут быть разными
- может сформулировать взаимосвязи между миром людей, миром природы, рукотворным миром, приводя примеры из художественной литературы;
- способен многое запомнить, читать наизусть
- - использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.);
- способен решать творческие задачи: устно проиллюстрировать отрывок из текста, додумать эпизод, сочинять небольшое стихотворение. Творчески использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым).
Формирование детского коллектива:
- любит слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 15 мин.) Проявляет чувство юмора, может шутить используя выражения из знакомых литературных произведений, жизни группы;
- знает и соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке, коллективного чтения книг. Стремится совместно с другими детьми участвовать в драматизациях знакомых сказок, художественных произведений, спектаклей, концертов;
- проявляет навыки коллективного поведения при демонстрации театральной культуры, в процессе приобщения к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.