Рабочая программа творческой мастерской «Лего-Мастер» для детей старшего дошкольного возраста

Алла Голудина
Рабочая программа творческой мастерской «Лего-Мастер» для детей старшего дошкольного возраста

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Материал по курсу «Лего-конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Игровые занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных конструкторов. Лего-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование Лего-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель программы: Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии Лего-конструирования в интеграции образовательных областей.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Обогащать игровой опыт детей в моделировании с Лего-конструктором.

2. Обучать передавать особенности предметов посредством Лего-конструктора.

Развивающие:

1. Развивать всесторонние качества детей через познавательные способности и творческий потенциал.

2. Развивать конструктивные умения, пространственные представления, логику, мышление, мелкую моторику рук.

3. Побуждать детей к самостоятельному созданию моделей.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к конструированию из Лего-конструктора.

2. Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.

3. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Концептуальной основой деятельности детского сада «Буратино», является обеспечение непрерывного, адекватного развития детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. В этом помогают следующие принципы организации деятельности:

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

1.4. Особенности художественно-эстетического развития –

конструирования детей старшего дошкольного возраста

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима, для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях Организации (группы).

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов, возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

В возрасте шести лет у детей развиваются умения определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать своё отношение. Этой собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развиваются умения планировать деятельность, доводить работу до результата, оценить его, экономично использовать материалы, умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывает сюжетные композиции. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета.

Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр.

1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования по образовательной области «художественно-эстетическое развитие - конструирование», которые представляют собой качества возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Учреждения, реализующего Программу.

Целевые ориентиры Программы носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Настоящие целевые ориентиры направлены на детей старшего дошкольного возраста предполагают формирование:

Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

о деталях Лего-конструктора и способах их соединений;

об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

о связи между формой конструкции и ее функциями.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности

Программа «Лего- Мастер» составлена на основе основной образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но Лего не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с Лего-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр дети учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по Лего-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с Лего деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из Лего–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей по Лего-конструированию использую разнообразные методы и приемы. Форма занятий в творческой мастерской: игровые образовательные ситуации.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы

Методы Приёмы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

Реализация программы осуществляется один раз в две недели, по средам, во вторую половину дня. Занятия проводятся на основе познавательно – игровой деятельности.

2.3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п Сроки Тема Количество занятий/часов

1 Октябрь Тема: «Увлекательные игры с ЛЕГО-конструктором»

Тема: «Удивительный мир животных и птиц» 2 занятия

2 Ноябрь Тема: «Лего-человечки»

Тема: «Мамины помощники» 2 занятия

3 Декабрь Тема: «Сказка «Колобок»

Тема: «Дом дедушки Мороза» 2 занятия

4 Январь Тема: «Математические игры»

Тема: «Речевые игры» 2 занятия

5 Февраль Тема: «Транспорт»

Тема: «Московский кремль» 2 занятия

6 Март Тема: «Волшебные узоры»

Тема: «Приди, весна, с радостью …» 2 занятия

7 Апрель Тема: «Спорткомплекс»

Тема: «Наша вселенная» 2 занятия

Итого: 14 занятий

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Один из принципов дошкольного образования, заложенных в ФГОС - это сотрудничество ДОУ с семьей. Родители, наряду с воспитанниками и педагогами, должны быть активными, равноправными участниками образовательного процесса. Отношения в семье имеют решающее значение в процессе воспитания ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования в целом, и успешно решать задачи познавательного развития, в частности.

В задаче взаимодействия с семьями воспитанников выделены следующие направления:

формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики познавательного развития их детей;

согласование представлений родителей и педагогов о задачах познавательного развития детей в ДОУ и семье;

постановка специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

развитие творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации совместной деятельности по методу творческих проектов, мероприятий, детско-родительских встреч.

Формы работы взаимодействия с семьей по вопросам художественно-эстетического развития.

Анкетирование, опросники - позволяют получать информацию от родителей по вопросам воспитательно-образовательной работы в детском саду, информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.

Родительские собрания, творческие гостиные, «круглые столы» - знакомят с задачами и методами познавательно-речевого развития (с учетом возрастных особенностей воспитанников); пропагандирующие лучший опыт семейного воспитания.

Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи воспитателя с семьей, во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь.

Групповые, индивидуальные и тематические консультации - организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.

Наглядно – информационные формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей:

• информационные стенды;

• рекомендации, практические советы;

Совместные (детско-родительские) встречи в клубе «На встречу друг другу» в форме: викторин, мастер – классов, досугов.

Использование данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей.

Методическое обеспечение:

1. Аллан Бедфорд: Большая книга LEGO®.

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

6. Мельникова О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструктивные модели. Презентации в электронном приложении. – Волгоград: Учитель. – 51с.

7. Основная образовательная Программа дошкольного образования НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».

8. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

9. Тихонова Л. И., Селиванова Н. А. Математика в играх с Лего-конструктором: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 64с.

10. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Особенности творческой деятельности у детей страшего дошкольного возраста Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную,.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программа клубной работы с детьми 5-7 лет Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом национального.

Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 г. КРАНОУРАЛЬСК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на 2017–2018 учебный год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального.

Рабочая программа по оздоровительной степ-аэробике для старшего дошкольного возраста «Чудо-платформа» Рабочая программа по оздоровительной степ-аэробике для старшего дошкольного возраста "Чудо-платформа"Пояснительная записка Рабочая программа.

Рабочая программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «О правах – играя! Пояснительная записка. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического.

Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская изба» Нормативные документы Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС. Рабочая программа - это комплексная.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Рабочая программа творческой мастерской «Лего-Мастер» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 августа 2018 в 08:24
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста. Коллективное рисование...
Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста. Коллективное рисование «Аквариумные рыбки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе...
О дистанционном обучении
Сегодня хочу рассказать вам о дистанционном обучении. Что же это такое? В течение последних десятилетий использование современных технических средств...
Советы родителям «Занятия с ребенком дома»
Всем родителям хочется, чтобы его ребенок был умным, всесторонне развитым, и интеллектуально подкованным. Но для этого одних занятий в детском саду мало....